СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями доходы, расходы, бюджет семьи. Учатся планировать 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя школа № 1»

Ардатовский район Нижегородской области









Методическая разработка мероприятия по организации

внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения ФГОС







«Финансовая грамотность»




Тема: «Налоги как источник дохода государства»

7 класс






Гришаева Ирина Валерьевна

учитель математики и экономики






















Согласно тематическому планированию дополнительной образовательной программы «Финансовая грамотность» в разделе 3 «Семья и государство: как они взаимодействуют» отводятся 2 занятия на тему «Налоги».


Методическая разработка организации внеурочной деятельности по теме « Налоги как источник дохода государства»

Налоги – это цена, которую мы

платим за возможность жить

в цивилизованном обществе.

Надпись на фасаде Министерства внутренних

доходов США.

В установление новых налогов

нужна очень большая осторожность.

Е.Ф. Канкрин (1774 – 1845)

Министр финансов России


Учебные цели:

Учащиеся должны знать/уметь:

  • Объяснять необходимость взимания налогов.

  • Объяснять необходимость уплаты налогов.

  • Объяснять взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением обязательств государства.




РЛ 1.Текст для анализа на вводном этапе урока

Прочитать и проанализировать текст в соответствии с алгоритмом:

  1. Пометить на полях справа знаками (маркерами):

«v» – уже знал

«+» – новое

«–» – думал иначе

«?» – не понял, есть вопросы

  1. Записать кратко, что ты не знал(а).

  2. Сформулировать и записать то, о чем ты думал иначе,

  3. Сформулировать и записать то, что ты не понял(а)

  4. Сформулировать и записать по два вопроса к тексту.


  • Налог на право езды на велосипедах. В марте 1910 года постановлением Городской Думы г. Симбирска, владелец велосипеда обязан платить налог – 50 копеек – в доход города за право езды по городу. Уплатившему налог выдавалась книжечка правил езды на велосипедах. Правила запрещали ездить велосипедистам по тротуарам, садам и паркам, перемещаться по городу большими группами, на велосипед его хозяин должен навесить номерной знак.

  • Налог на солнце на Балеарских островах.

Этот налог был введён в начале 2000-ых. С тех пор каждый турист, приезжающий на архипелаг (на Ибицу, Майорку, Менорку и другие острова), обязан за каждый день пребывания здесь платить по одному евро. Собранные благодаря "солнечному" сбору средства идут на очистку прибрежной зоны и пляжей от мусора, восстановление экологического баланса, то есть на улучшение туристической инфраструктуры.

  • Налог на тень в Венеции.

Налог введён в 1993-ем году. Все владельцы городских заведений, тень от зданий которых падает на муниципальную землю, обязаны платить определённый сбор. Кто-то из бизнесменов сразу демонтировал козырьки и навесы с фасадов своих зданий, а кто-то предпочёл не изменять облик своих заведений, каждый год пополняя бюджет города. Кстати, налог нужно платить не только в солнечные, но и в пасмурные дни, а их в Венеции гораздо больше.

- Интересно, а что еще может облагаться налогом?

Я не знал(а) _______________________________________________________

____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Я думал(а) иначе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я не понял(а)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы к тексту. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ИЛ 1. Материал для сообщения учителя

Давайте разберемся, что такое налоги вообще и какие они бывают. Само понятие «налоги» возникло одновременно с понятием «государство». Это были обязательные платежи с населения за право чувствовать себя защищенным, за право торговли, за право проезда на определенную территорию и т.д. Изучая историю, вы неоднократно встречали упоминание о таких платежах. Помните, на Руси князья собирали дань с подданных на содержание княжеского двора и дружины? А торговцы, приезжая на Новгородскую ярмарку, оплачивали право въезда на территорию Новгорода и право торговли. Это и есть первые виды налогов. Новые налоги появлялись в зависимости от целей государства и состояния мира или войны.

Для того чтобы иметь возможность выполнять свои функции, государству необходимы большие средства. Государство должно иметь доходы, основным источником которых являются налоги. Их платят граждане и фирмы. Английский экономист Адам Смит еще в 18 веке утверждал, что «подданные государства должны по возможности, по своим возможностям и силам участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

Налоги – периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Словарь Брокгауза и Эфрона.








Налогобязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ

Каждый взрослый человек, получающий доходы, платит подоходный налог. В настоящее время в России принят единый социальный налог, который включает в себя подоходный налог. Его платят с любого вида дохода, например, от продажи машины или квартиры. На 2009 год его ставка составляет 13 %. Налог такого же размера выплачивает и индивидуальный предприниматель[9]. Платят граждане и другие налоги: за землю, на наследство, за право торговли, таможенные пошлины, акцизы. Предприятия также платят разные налоги: на прибыль, на имущество предприятий, за пользование природными ресурсами и другие.

Количество налогов, их величина могут изменяться, но в любом случае поступление от налогов составляет около 80% доходов государства.

Из всех налоговых поступлений более 40% составляет подоходный налог с граждан, более 10% - налоги с предприятий, около – 30% - выплаты для поддержания разнообразных социальных программ: медицинское страхование, пенсионные взносы и другие выплаты.

Чем больше налогов собирает государство, тем больше у него возможностей для выполнения своих функций.




Практикум.

Задание 1. Ответьте на вопросы.

  1. Куда распределяются из бюджета собранные физическими и юридическими лицами налоги?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему люди не любят платить налоги?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Как можно мотивировать налогоплательщиков платить налоги? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Выскажите свое мнение.

Может ли государство существовать без налогов? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Запишите определение налога.

Налог – это ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Как возникновение налога связано с возникновение государства?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Государство всегда различными способами пыталось добиться сбора всех налогов с населения. Современные власти используют, кроме других способов, и метод убеждения, и рекламу в СМИ. Попытайтесь создать свою рекламу, убеждающую в необходимости уплаты налогов (она должна включать обращение и призыв).











Стр.43 8 класс

Стр 54. №6











Задание 6. Выскажи свое мнение.

  1. Какие налоги и почему являются основными?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему государство собирает налоги?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что произойдет в стране, если никто не будет платить налоги?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что предпринимает государство для своевременной и в полном объеме уплаты налогов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что может случится в стране, если резко увеличить количество и размер налогов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли правительство снижать налоги? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли назвать налогом платежи, выплачиваемые гражданами за электричество и другие коммунальные услуги?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 7. Подготовьте сообщение на тему: «Интересные налоги»


Задание 8. Проведи мини – исследование.

В 2000 и 2015 годах в стране N ученые проводили опрос общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что вы думаете об уплате налогов?». Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса

п/п

Варианты ответа

Ответы, в % от числа опрошенных

2000 г.

2015 г.

1

Я плачу налоги, потому что это обязанность каждого гражданина

3

20

2

Я плачу налоги, потому что за их неуплату следует юридическая ответственность

10

20

3

Я плачу налоги, потому что за счет налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование

20

15

4

Я плачу налоги, потому что их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия

30

25

5

Я использую любую возможность уклониться от уплаты налогов.

20

10

6

Я не буду платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении и образовании

15

5

Изучи данные социологического опроса. Определи, по каким пунктам увеличилось число ответивших «да», а потом – по каким сократилось. Посчитай, на сколько процентов увеличилось и сократилось число ответивших «да». Ответы запиши в таблицу 2.

Таблица 2.

п/п

Ответы

1

С 2000 по 2015 г. число ответивших «да» увеличилось на: 20 – 3 = 17%

2


3


4


5


6


  • По какому пункту в большей степени увеличилось число ответивших «да»? ________________________________________________________

  • По какому пункту в большей степени уменьшилось число ответивших «да»? ________________________________________________________

  • Как ты думаешь, что это означает? _______________________________

________________________________________________________________




Литература:

  1. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа. 5 – 7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016

  2. И. Липсиц, Е. Вигдорчик. Материалы для учащихся. 5 – 7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016

  3. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для родителей. 5 – 7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016

  4. Ю. Корлюгова, Е. Вигдорчик, И. Липсиц. Контрольные измерительные материалы 5 – 7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016

  5. О налогах с улыбкой./Сост. Н.Ф Поляков.- Н.Новгород, 2007

  6. Учебные материалы. Налоги и налогообложение. – Н. Новгород: ДЕКОМ, 2015

  7. Л.Э. Новикова Экономика: Моя роль в обществе: Учебное пособие для 8 класса общеобр. орг./Л.Э. Новикова; под ред. И.А. Сасовой. – 4 –е изд.-

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014