Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа № 1»
Ардатовский район Нижегородской области
Методическая разработка мероприятия по организации
внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения ФГОС
«Финансовая грамотность»
Тема: «Налоги как источник дохода государства»
7 класс
Гришаева Ирина Валерьевна
учитель математики и экономики
Согласно тематическому планированию дополнительной образовательной программы «Финансовая грамотность» в разделе 3 «Семья и государство: как они взаимодействуют» отводятся 2 занятия на тему «Налоги».
Методическая разработка организации внеурочной деятельности по теме « Налоги как источник дохода государства»
Налоги – это цена, которую мы
платим за возможность жить
в цивилизованном обществе.
Надпись на фасаде Министерства внутренних
доходов США.
В установление новых налогов
нужна очень большая осторожность.
Е.Ф. Канкрин (1774 – 1845)
Министр финансов России
Учебные цели:
Учащиеся должны знать/уметь:
Объяснять необходимость взимания налогов.
Объяснять необходимость уплаты налогов.
Объяснять взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением обязательств государства.
РЛ 1.Текст для анализа на вводном этапе урока
Прочитать и проанализировать текст в соответствии с алгоритмом:
Пометить на полях справа знаками (маркерами):
«v» – уже знал
«+» – новое
«–» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
Записать кратко, что ты не знал(а).
Сформулировать и записать то, о чем ты думал иначе,
Сформулировать и записать то, что ты не понял(а)
Сформулировать и записать по два вопроса к тексту.
Налог на право езды на велосипедах. В марте 1910 года постановлением Городской Думы г. Симбирска, владелец велосипеда обязан платить налог – 50 копеек – в доход города за право езды по городу. Уплатившему налог выдавалась книжечка правил езды на велосипедах. Правила запрещали ездить велосипедистам по тротуарам, садам и паркам, перемещаться по городу большими группами, на велосипед его хозяин должен навесить номерной знак.
Налог на солнце на Балеарских островах.

Этот налог был введён в начале 2000-ых. С тех пор каждый турист, приезжающий на архипелаг (на Ибицу, Майорку, Менорку и другие острова), обязан за каждый день пребывания здесь платить по одному евро. Собранные благодаря "солнечному" сбору средства идут на очистку прибрежной зоны и пляжей от мусора, восстановление экологического баланса, то есть на улучшение туристической инфраструктуры.

Налог введён в 1993-ем году. Все владельцы городских заведений, тень от зданий которых падает на муниципальную землю, обязаны платить определённый сбор. Кто-то из бизнесменов сразу демонтировал козырьки и навесы с фасадов своих зданий, а кто-то предпочёл не изменять облик своих заведений, каждый год пополняя бюджет города. Кстати, налог нужно платить не только в солнечные, но и в пасмурные дни, а их в Венеции гораздо больше.
- Интересно, а что еще может облагаться налогом?
Я не знал(а) _______________________________________________________
____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Я думал(а) иначе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я не понял(а)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы к тексту. ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИЛ 1. Материал для сообщения учителя
Давайте разберемся, что такое налоги вообще и какие они бывают. Само понятие «налоги» возникло одновременно с понятием «государство». Это были обязательные платежи с населения за право чувствовать себя защищенным, за право торговли, за право проезда на определенную территорию и т.д. Изучая историю, вы неоднократно встречали упоминание о таких платежах. Помните, на Руси князья собирали дань с подданных на содержание княжеского двора и дружины? А торговцы, приезжая на Новгородскую ярмарку, оплачивали право въезда на территорию Новгорода и право торговли. Это и есть первые виды налогов. Новые налоги появлялись в зависимости от целей государства и состояния мира или войны.
Для того чтобы иметь возможность выполнять свои функции, государству необходимы большие средства. Государство должно иметь доходы, основным источником которых являются налоги. Их платят граждане и фирмы. Английский экономист Адам Смит еще в 18 веке утверждал, что «подданные государства должны по возможности, по своим возможностям и силам участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».
Налоги – периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
Словарь Брокгауза и Эфрона.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговый кодекс РФ
Каждый взрослый человек, получающий доходы, платит подоходный налог. В настоящее время в России принят единый социальный налог, который включает в себя подоходный налог. Его платят с любого вида дохода, например, от продажи машины или квартиры. На 2009 год его ставка составляет 13 %. Налог такого же размера выплачивает и индивидуальный предприниматель[9]. Платят граждане и другие налоги: за землю, на наследство, за право торговли, таможенные пошлины, акцизы. Предприятия также платят разные налоги: на прибыль, на имущество предприятий, за пользование природными ресурсами и другие.
Количество налогов, их величина могут изменяться, но в любом случае поступление от налогов составляет около 80% доходов государства.
Из всех налоговых поступлений более 40% составляет подоходный налог с граждан, более 10% - налоги с предприятий, около – 30% - выплаты для поддержания разнообразных социальных программ: медицинское страхование, пенсионные взносы и другие выплаты.
Чем больше налогов собирает государство, тем больше у него возможностей для выполнения своих функций.
Практикум.
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Куда распределяются из бюджета собранные физическими и юридическими лицами налоги?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему люди не любят платить налоги?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как можно мотивировать налогоплательщиков платить налоги? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Выскажите свое мнение.
Может ли государство существовать без налогов? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Запишите определение налога.
Налог – это ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Как возникновение налога связано с возникновение государства?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Государство всегда различными способами пыталось добиться сбора всех налогов с населения. Современные власти используют, кроме других способов, и метод убеждения, и рекламу в СМИ. Попытайтесь создать свою рекламу, убеждающую в необходимости уплаты налогов (она должна включать обращение и призыв).

Стр.43 8 класс
Стр 54. №6
Задание 6. Выскажи свое мнение.
Какие налоги и почему являются основными?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему государство собирает налоги?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что произойдет в стране, если никто не будет платить налоги?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что предпринимает государство для своевременной и в полном объеме уплаты налогов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что может случится в стране, если резко увеличить количество и размер налогов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Может ли правительство снижать налоги? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли назвать налогом платежи, выплачиваемые гражданами за электричество и другие коммунальные услуги?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Подготовьте сообщение на тему: «Интересные налоги»
Задание 8. Проведи мини – исследование.
В 2000 и 2015 годах в стране N ученые проводили опрос общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что вы думаете об уплате налогов?». Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса
№ п/п | Варианты ответа | Ответы, в % от числа опрошенных |
2000 г. | 2015 г. |
1 | Я плачу налоги, потому что это обязанность каждого гражданина | 3 | 20 |
2 | Я плачу налоги, потому что за их неуплату следует юридическая ответственность | 10 | 20 |
3 | Я плачу налоги, потому что за счет налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование | 20 | 15 |
4 | Я плачу налоги, потому что их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия | 30 | 25 |
5 | Я использую любую возможность уклониться от уплаты налогов. | 20 | 10 |
6 | Я не буду платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении и образовании | 15 | 5 |
Изучи данные социологического опроса. Определи, по каким пунктам увеличилось число ответивших «да», а потом – по каким сократилось. Посчитай, на сколько процентов увеличилось и сократилось число ответивших «да». Ответы запиши в таблицу 2.
Таблица 2.
№ п/п | Ответы |
1 | С 2000 по 2015 г. число ответивших «да» увеличилось на: 20 – 3 = 17% |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
По какому пункту в большей степени увеличилось число ответивших «да»? ________________________________________________________
По какому пункту в большей степени уменьшилось число ответивших «да»? ________________________________________________________
Как ты думаешь, что это означает? _______________________________
________________________________________________________________
Литература:
Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа. 5 – 7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016
И. Липсиц, Е. Вигдорчик. Материалы для учащихся. 5 – 7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016
Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для родителей. 5 – 7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016
Ю. Корлюгова, Е. Вигдорчик, И. Липсиц. Контрольные измерительные материалы 5 – 7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016
О налогах с улыбкой./Сост. Н.Ф Поляков.- Н.Новгород, 2007
Учебные материалы. Налоги и налогообложение. – Н. Новгород: ДЕКОМ, 2015
Л.Э. Новикова Экономика: Моя роль в обществе: Учебное пособие для 8 класса общеобр. орг./Л.Э. Новикова; под ред. И.А. Сасовой. – 4 –е изд.-
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014