Этапы урока | Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности 2.Выявление места и причины затруднения | -включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне выявление и -фиксация места и причины затруднения | 1.Рассказывает учащимся сказочную историю(Приложение1) и организует диалог по вопросам: - На кого похожи действия богатыря и дракона? Почему? 2.А вы умеете общаться? Проанализируйте результаты ваших тестов «Каков ты в общении?». Давайте проведём самооценку: Обратите внимание на цвета, которые у нас оказались в большинстве. (красный и жёлтый). Сделайте вывод. | 1.Слушают сказочную историю и отвечают на вопросы 3.Проводят самооценку теста Сигнализируют учителю с помощью цветных кругов Большинство ребят класса не достаточно хорошо умеют общаться со сверстниками |
3.Построение проекта выхода из затруднения | 1.Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Какую тему на ваш взгляд необходимо рассмотреть на уроке?(Слайд 2) А что для этого мы должны изучить на уроке? (Слайд 4) Как строю и с помощью чего сможем реализовать поставленную цель? Из ответов детей формирует план урока План: 1.Что такое общение 2.Каковы цели общения 3.Виды общения 4.Особенности общения | 1.Называют тему урока, записывают в тетрадь (Общение) 2.Формулируют цель урока (Выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей) |
3.Формирование новых знаний | Дать определение понятию «общение» | Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Попробуйте самостоятельно объяснить. Что такое общение? Сравним свои выводы с определение в учебнике. Организует работу учащихся со словарём. | Работают со словарём в учебнике на стр.108. Сравнивают полученное и эталонное определение. Записывают определение на поля в тетрадь |
| Установить роль общения в жизни людей. | Организует работу в группе работу с тестом учебника Обсудите ситуацию с индийским мальчиком и сделайте вывод. Слайд 5 Объясните, зачем людям общение? Организует работу с каркасом таблицы на доске. Слайд 6 | Делают вывод. Что человек может стать человеком только воспитываясь в обществе людей. Ученики по очереди из каждой группы вписывают цели общения в каркас таблицы на доске |
| Определить виды общения | -Предлагает прочитать пункт «Как люди общаются» на стр.68-69 и составить схему «Виды общения» -Организует самопроверку по образцу. Слайд 7 | Читают индивидуально пункт «Как люди общаются», составляют схему «Виды общения». Проводят самопроверку по образцу. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Закрепить виды общения 1. Воспользоваться выбранным средством. 2. Построить новый способ общения 3.Проверить правильность полученного результата | Организует игру «Ромашка» (Устная речь, письменная речь, песня, рассказ, голос, интонация, взгляд, мимика, походка человека, поза, жесты, танец) | Участвуют в игре «Ромашка» Представитель команды берёт лепесток, на котором написаны средства общения, обсуждает его с товарищами, а затем называет, к какому виду общения это относится. |
| Разыгрывание жизненных ситуаций 1.Произнести любое слово вежливо 2.Произнести слово с целью обидеть человека. Вывод: Словом можно убить, словом можно подбодрить, словом можно за собою в бой войска повести. Помните об этом всегда. | Делают вывод о влиянии слов на человека. |
| Ребята, в 20 веке в нашей стране жил Юрий Борисович Левитан, давайте поработаем с рубрикой «Жил на свете человек» и ответим на вопрос Чем прославился Левитан? Воспроизводит выступление Левитана, исп. Интнрнет ресурс. Подытоживает ответы. Как вы поняли, в общении очень важны средства выразительности. Организует работу в группах. Передайте информацию неречевым способом. Девочка подзывает к себе малыша, человек волнуется, нервничает, передайте радость встречи, попросите мобильник. Какой же вывод мы можем сделать? | Обучающиеся прослушивают выступление Левитана, делают вывод: он прославился своим голосом, который был редкого тембра и выразительности. Разыгрывание ситуаций Вывод: чтобы общение было полноценным, важно учитывать вербальную и невербальную информацию . |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин) |
Фиксация нового содержания при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. | Рассмотрим последний вопрос «Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими» Перед вами таблица, состоящая из двух частей, вам нужно эти части привести в соответствие с помощью стрелок. Особенности общения: | Со сверстниками | В роли ребёнка; уважительно | Со старшими | На равных | С младшими | В роли старшего; поучительно | Каждый человек, в том числе тот, который рядом с тобой, так же сложен, как и ты. Он также раздумывает, обижается, злится, сомневается, радуется. Всегда ли ты можешь понять и разделить его чувства? Каждый работает самостоятельно. В перечне человеческих качеств отметь знаком – те , которые по твоему мнению мешают в общении. Это будет букет сложности общения. (чёрный цвет листочка) А знаком +, отметь те качества, которые тебе помогают в общении. Это будет букет радости общения. (это красный цвет листочка) Ребята, подумайте, какой букет нам в общении не нужен (сложности общения),сомните, скомкайте этот букет и положите его в мой чёрный пакет. Я этот пакет выброшу, и у вас останется только букет радости общения. Который вас будет сопровождать по жизни. | Каждый работает самостоятельно, в своём рабочем листе. А один человек за компьютером. Качества человека: А) дружелюбие Е) равнодушие Б) подлость Ж) чувство юмора В) жадность З) замкнутость Г) высокомерие И) чёрная зависть Д) уважение Л) внимательность |
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин) | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Подведём итоги урока с помощью составления синквейна на тему «Общение». Молодцы правильно справились с заданием. Ребята, а что вы считаете главным результатом нашего урока? Как же вы оцениваете наше общение на сегодняшнем уроке. Для этого используйте жесты. Очень приятно, что от урока у вас осталось хорошее впечатление. Я думаю, что у вас есть возможность изменить в лучшую сторону результаты вашего теста, после нашего урока. | Дети работают самостоятельно в рабочих листах. (Желающие зачитывают свои работы) Отвечают дети (усвоили что такое общение, и какие отношения должны быть между людьми в процессе общения) |
«Раз пошёл богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они, и чуть дыша, дракон спрашивает:
- Да, водицы испить.
В 1925 в Индии нашли мальчика лет 9, который около 7 лет прожил в волчьей стае. По уровню умственного развития ему было 9 месяцев. Прожив 4 года среди людей, он выучил несколько простых слов и команд. Как вы думаете, был ли у мальчика шанс в конечном итоге научиться всему тому, что умеет человек, и стать полноправным членом общества? Подтвердите свой ответ с помощью учебного материала на стр. 67