СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой лучший урок

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мой лучший урок»

Пояснительная записка

(технологическая карта урока)


Автор: Хасанова Нина Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Учебное заведение: МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова» г. Бузулук Оренбургской области.
Предмет: математика.

Класс: 4 (базовый уровень).

Тема урока: Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули.

Цель урока:  организовать деятельность обучающихся по закреплению деления многозначного числа на двузначное число, когда в записи частного есть нули.

Задачи:

  • Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию у обучающихся практических навыков деления многозначного на двузначное число, когда в записи частного есть нули.

  • Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать; сравнивать учебный материал; совершенствовать вычислительные навыки; развивать эмоциональную и образную память; развивать логическое мышление, воображение, внимание; расширению кругозора обучающихся.

  • Воспитательные: воспитывать патриотические чувства  к национальной культуре и традициям РФ,  воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.

Технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающая, групповая, ИКТ.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

  • сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;

  • развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных ситуациях;

  • овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием связок «если ..., то ...», «и», «все», «некоторые»;

  • использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов.

Метапредметные:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

работа с информацией:

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  • самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

  • самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Личностные:

гражданско-патриотическое воспитание:

  • уважение к своему и другим народам;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

эстетическое воспитание:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной).

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Технологии: технология проблемного обучения, информационная технология, технология сохранения здоровья.

Методы (приемы) обучения по характеру познавательной деятельности обучающихся: частично-поисковый (беседа; мини-исследование, диспут; работа с текстом – составление матрицы идей, тезирование; анализ ситуаций), объяснительно-иллюстративный с использованием различных дидактических средств (объяснение; рассказ), с использованием ИКТ (программные и технические средства; тестовые системы).


Список литературы: учебник Математика. В 2 частях. Часть 2./ М.И. Моро.- М.: Просвещение, 2020. – (Школа России).



Структура урока, задания, практическая деятельность обучающихся способствовали их познавательной активности. Материал излагался доступно. Задания соответствовали требованиям к освоению учебного материала предмета «Математики» ООП НОО. Содержание данного урока связано с историей страны.

На уроке использовалась презентация, что способствовало развитию интереса к обучению, обобщения знаний. Применение слайдовой презентации не превышало допустимые санитарные нормы. Чередование видов деятельности, своевременное проведение физминутки способствовало сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Система заданий, используемая на уроке, была направлена на усвоение и закрепление видов треугольника, обогащение словарного запаса обучающихся. На уроке поддерживалась их активность через разнообразную деятельность, которая вызвала у детей интерес, желание выполнять задания. На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли привлечь внимание обучающихся, вызвать у них желание мыслить, творить. На уроке добивалась от обучающихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая логическую речь, побуждала обучающихся к самопроверке, самоанализу и самокоррекции (задание на развитие внимания, памяти, через самостоятельное решение задач).

Сценарий урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности - выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов создание благоприятной, творческой атмосферы на уроке.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Хасанова Н.И. и сегодня урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь.

Послушайте стихотворение Валерия Брюсова и скажите о чём это стихотворение?

- Великая радость — работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта, —

Всё счастье земли — за трудом!

- О чем это стихотворение? А что такое работа? Назовите синонимы? Нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Вливаются в деловой ритм урока.

Приветствуют соседа по парте.






Нахождение в действии, деятельность чего-н.; процесс превращения одного вида энергии в другой. Занятие, труд, деятельность.

2. Актуализация знаний -

стимулировать обучающихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

Итак, начнем нашу работу.

Ребята, проверьте, всё ли необходимое для урока лежит у вас на партах: тетрадь, ручка, карандаш, учебник.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Начнем урок с математического диктанта, записывайте только ответы на вопросы.

Назовите наименьшее четырехзначное число? Увеличьте его в 2 раза? Увеличьте полученное число на 22 единицы. Какое число получилось? Дайте ему характеристику? Чем интересно данное число? Какие ассоциации оно у вас вызывает? Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны Владимир Путин. И театры, как вид искусства, могут передавать это наследие зрителям.


Проверка готовности к уроку


Записывают дату, «Классная работа».


1000, 2000, 2022. Многозначное, в записи сотен отсутствует разряд.

Делимое, делитель, частное


чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель)



3. Постановка цели и задач.


Число 2022 вы нашли, рассуждая устно. Посмотрите на доску. Прочитайте выражение, найдите его значение. 11661:23=507. Можно найти значение этого выражения устно? Почему? Кто сможет найти значение этого выражения? Как запишем? (два человека у доски).

Кто уже посчитал, дополнительное задание, найти значение выражений:

4725: 63=75

29736:56=531 (покажите ваше решение после урока, я оценю вашу работу).

Кто справился с решением? У кого такой же ответ? Другой ответ? Давайте сравним. Молодцы!

Чем интересно данное выражение?

Почему была допущена ошибка?

Ребята, у нас возникла проблема.

Чем отличается частное этого примера от предыдущих?

Как проверить правильность вычислений? (посчитать кол-во цифр в частном, или умножением) – тогда 1 ученик к доске.

Какое число делили? (многозначное) На какое число делили? (на двузначное)

Что интересного вы заметили в записи частного?

Значит, чему мы посвятим наш урок?

Какая тема урока? Какую цель поставим?

В частном нули

Неправильно определил количество цифр в частном

Разделить в столбик.

В частном - ноль.

Числами, действием, ответом.

Под цифрой два представлена более короткая запись этого же примера.

4. Введение новых знаний – организация действий обучающихся на достижение цели, познавательную деятельность, постановка задач учебной деятельности, проектирование возможных путей и средств достижения поставленной цели.

Для того, чтобы не возникало проблем при делении многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули, нужно потренироваться в решении примеров.

Откройте учебники на странице 65.

Ребята, обратите внимание на примеры на странице 65. Вам предлагают различные способы деления на двузначное число, когда в частном есть нули.

Что интересного заметили в частном?

Рассмотрите более короткую запись тех же вычислений под цифрой 2.

Чем похожи примеры? А чем они отличаются?

Сопоставьте расширенную запись и более короткую: как вы думаете, кто быстрее найдет результат: тот, кто будет считать первым способом, или вторым?

Какой приём наиболее эффективный?

Верно. Второй способ рациональный. Мы будем пользоваться им всегда.


Работа по учебнику.

Разделю 17640 на 35. Выделю первое неполное делимое 176, разделю 17 на 3, получу 5. Это пробная цифра. Проверяю, подходит ли 5, умножаю 35 на 5, получу 175. 176-175=1 сот., добавляю 4 десятка.

Нахожу вторую цифру частного. 14 : 35, 14 меньше, чем 35, значит в частном пишу ноль. Умножу 35 на 0, получится 0, 14-0=14 дес., добавляю 0 ед.

Нахожу третью цифру частного, 140:35=4. Частное 504


5. Применение нового знания – формирование у обучающихся конкретного представления об изучаемых фактах; восприятие, осознание усвоения новых знаний и способов, путей, средств получения знаний

Используем данный способ вычисления, выполнив № 265 (1 строка примеры на деление)

13915:23=605

3696:12=308

26880:32=840

Чем похожи все эти равенства?

Работа по учебнику.




В частном есть нули.

Работа по учебнику.


6. Физминутка

Давайте помечтаем, что мы отправились в Оренбург, на один из спектаклей. А какие театры Оренбурга вы знаете?

Театр музыкальной комедии

Драматический театр

Кукольный театр

Татарский драматический театр Слайд 1 А так как 2022 год посвящен культурному наследию народов России, мы запланируем маршрут в татарский драматический театр. Там спектакли проходит на татарском и русском языках.

Посмотрите на карту. Проложите маршрут глазами от Бузулука до Оренбурга. Слайд 2, 3, 4 Поднимите правую руку и проложите в воздухе маршрут… А теперь левой рукой проложим маршрут обратно. Отдых окончен, продолжаем работу.

Отвечают на вопросы учителя.



Выполняют физминутку

7. Включение новых понятий в систему знаний – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу

В Оренбург можно доехать как на машине, так и на других видах транспорта. Обратите внимание, у вас на партах лежат листочки с заданием. Прочитайте задачу. Заполните таблицу, запишите решение задачи и ответ.

На спектакль в Татарский драматический театр одновременно навстречу друг другу выехали два поезда. Расстояние от Бузулука до Оренбурга 254 км, а от села Шарлык до Оренбурга – 162 км (151). Через 4 часа поезда встретились. С какой скоростью двигались поезда?

Какой это вид задачи? Какие величины использовали в задаче? Что обозначает число 254? 162? 4? Повторите вопрос задачи? Сможем сразу ответить на него? Что узнаем сначала? Что потом? Как найти скорость? При выполнении деления, что интересного заметили? (в частном есть нули). Как не ошибиться в решении? (сначала нужно посчитать, сколько цифр будет в частном)

    1. 254+162=416 (км) расстояние

    2. 416:4=104 (км.ч) скорость поезда.

Ответ: 104 км.ч (1 человек у доски, оценивание)


Решение арифметических задач.



Задача на движение


vtS



Сначала узнаем время, через которое прибудут взрослые, затем время, через которое прибудут дети. Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.

Чтобы сравнить два числа, нужно из большего вычесть меньшее.




Анализируют задачу.

Сначала узнаем цену одного билета. Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество. Во втором действии узнаем стоимость трёх билетов. Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.



Я предлагаю вам окунуться в атмосферу театра. Сейчас вы будете работать в группах.

Заполните таблицу, запишите решение задачи и ответ.

2 билета в кукольный театр стоят 426 рублей. Сколько нужно заплатить за 3 билета в театр комедии, если цена билетов одинаковая?

Решение:

1) 426 : 2 = 213 (стоит 1 билет в кук. теат)

2) 213 *3 = 609 (стоит 3 билета в театр комедии)

Ответ: 609 рублей нужно заплатить за три билета в театр.

Итак, проверим выполнение заданий в группах. Первыми задание выполнила 1, 2, 3 группы, 4, 5, 6 групп. Завершаем работу. Проверьте решение задачи. Поясните решение и выбор действий. Докажите.

Какие величины использовали в задаче? (ЦКС). При выполнении деления, что интересного заметили? (в частном есть нули). Как не ошибиться в решении? (сначала нужно посчитать, сколько цифр будет в частном).У каждой группы был дополнительный вопрос к задаче. Проверим ваши ответы. 1 группа – На сколько рублей стоимость трех билетов, дороже, чем стоимость двух билетов? (на 396 рублей); 2 группа –Какую сдачу получат зрители, если они купили 3 билета и отдали в кассу 1000? (391 рубль); 3 группа – Сколько билетов по 93 рубля можно купить на 279 рублей? (3 билета).

Оцените работу групп.

Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок

У кого возникли трудности?

Ребята, а в нашем городе есть театры? Какие вам известны? Ребята в Бузулуке тоже есть народный театр драмы имени Островского. Слайд 5 А почему его называют народным? Данный театр выступает со своими спектаклями на разных площадках нашего города: ДК «Машиностороитель, ДК «Юбилейный» и многие другие. Даже выезжает в другие города с гастролями.

Вот и нам пришла пора применить знания, которые вы приобрели на уроке. (Открываю створки доски, там записаны выражения).

1-в __________________________________________

Запиши выражение «уголком». Найди значение выражений.

24264 :12



2-в __________________________________________

Запиши выражение «уголком». Найди значение выражений.

26286:13


На что важно обратить внимание при делении?

Проверка (первые три человека покажут результат вычислений). Затем проверка по эталону. Слайд 6

Поменяйтесь вариантами, проверьте работу.


Что общего заметили при решении примеров у 1 и 2 вариантов? Сравните значение выражений. Что интересного в записи числа? (отсутствует разряд сотен). Подберите пример на деление, чтобы в частном получился ответ 2022 (4044, 6066, 8088, 10110).



Дополнительное задание для сильных (быстрых) учеников

Задание 2 – логическая задача – появляется культурного.

Из автобуса на остановке вышло 6 пассажиров, а вошло 11. На следующей остановке вышло 8, вошло 9. Сколько пассажиров стало в автобусе, если вначале в автобусе было 24 пассажира?



В нем играют не актеры, а обычные люди., жители города Бузулука





Текущий год



Решение

1) 24 – 6 + 11 = 29 (пассажиров) стало в автобусе после первой остановки;

2) 29 - 8 + 9 = 30 (пассажиров).

Ответ: в автобусе стало 30 пассажиров.



8. Рефлексия - формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности, самостоятельная оценка собственной деятельности на уроке.

Кто запомнил, чему посвящен этот год? Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Каждый из театров интересен. И каждый из них - часть культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. А чтобы быть культурным нужно знать всё, в том числе и математику.

Ребята, а кто из вас любит посещать театр, поднимите руки?

Какой бы театр вы хотели посетить?

В наш город, в ДК «Юбилейный» приезжает Оренбургский театр музыкальной комедии. Слайд 7

Ученики 4ых классов решили посетить данное культурное мероприятие. Стоимость всех билетов 17640 рублей. В классе обучаются 35 человек. Сколько стоит один билет по Пушкинской карте?

Что обозначает число 35, 17640?

Повторите вопрос задачи?

Как ответить на главный вопрос задачи?

Рита и Коля решали данную задачу, но ответы у них получились разные, прикинем результат, скажите, кто из ребят выполнил решение верно? Докажите.

17640 : 35 = 504 Рита

17640 : 35 = 54 Коля

Чем отличаются равенства?

Скажите, в чем допустил ошибку Коля?

Почему же Коля допустил ошибку? (т.к. он считал в уме, но этот способ ненадежный)

Мы сделали оценку результата, а как проверить правильность выполнения решения? Каким способом ещё можно разделить, чтобы узнать стоимость билета?

Верно, теперь мы решили нашу проблему и при вычислении больше не допустим ошибки, не потеряем в частном нули.

Дома вы запишите решение задачи «уголком» и ответ.

На что важно обратить внимание при делении? Задача есть у вас на карточках.



Ответы детей (при решении задач)


Отличаются – значением.

права Рита

Ответ: 504 рубля стоит один билет.










Оценивание.


В записи частного есть нули.


9. Итог урока - обобщение и систематизация изученного на уроке материала, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности

Число 2022 мы получили в результате последовательных действий. Какие числа мы считали с помощью письменного приёма деления, «уголком»? А что важно помнить при нахождении частного?

Как не ошибиться в делении? (нужно посчитать количество цифр в частном)

Сегодня вы познакомились с новым способом записи деления «уголком», а также с театрами Оренбурга и Бузулука.


Деление на двузначное число, когда в частном есть нули.

Ответы детей.

10. Домашнее задание - сообщение обучающимся информацию о домашнем задании, разъяснение технику его выполнения.

Как бы то ни было, чтобы продолжить улучшать качество ваших знаний, необходимо выполнять дз. Стр. 65 № 265 (вторая строка на деление, обратите внимание на нули в частном, и на запись решения рациональным способом), а так же решите задачу об Оренбургском театре музыкальной комедии (задача есть на карточке). А на кружок «Моё Оренбуржье» подготовьте сообщение об одном из театров города Оренбурга или Бузулука. Есть вопросы по домашнему заданию?

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!