Мои размышления о профессии
Область педагогики особая профессиональная сфера. В ней и идет речь о развитии души человека, а душа человека – сложное и тонкое искусство.
. Так сложилось, что я воспитатель и моя профессия всегда соприкасается с детством - дети наше будущее. Трепетно и ответственно и важно осознавать, что в моих руках
будущее России.
Дети – это всегда необычно. Необычное и интересное нас всегда притягивает и увлекает. А это требует анализа, наблюдательности, реакции. Каждый день не похож на те, что были и каждый и каждый день в чем- то уникален и необычен. Через поступки и дела, через улыбки и радость , стремление к неизведанному, очень важно осознавать, что и я причастна к этому будущему.
От детских улыбок и ясных глаз учишься озорству, радостному настроению, мечтательности. Они могут показать необычный выход из сложившейся ситуации. Ведь мы, воспитатели не только учим их, но и учимся у них. Помните, как у Пауло Коэльо: «Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем». Я бы еще добавила слово «любить».
Я поняла, что быть воспитателем – это не профессия, это особая миссия, особый склад ума и души, ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом. Именно любовь к детям и страстное желание помочь, научиться слышать себя и понимать других, привело и меня в эту профессию.
Опасность нашей профессии – это думать, что ты все знаешь, все умеешь, все сможешь. Я стараюсь помочь понять воспитанникам, что надо ценить то, что мы имеем и знаем, а главное постараться не совершать необдуманных поступков, не огорчать идущих рядом родных и близких. Очень важно подвести их к мысли, что никто не заменит работы над собой, благодаря которой человек делается лучше, что только сильный человек умеет бороться и побеждать, переживать неудачи и извлекать из них уроки.
Я каждый день учусь правильно понимать ребенка и доводить его до сознания, что он понят правильно, уметь договариваться, искать компромисс. Научила умению вести диалог, убеждать собеседника и доказывать правильность своего выбора и поступка.
Проблемные ситуации, элементы неожиданности, способствуют активной мыслительной деятельности воспитанников. Очень важно прислушиваться, к детскому, хоть и к небольшому жизненному опыту, владеть искусством диалога с ребенком, помогать ему, самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, ненавязчиво и осторожно помогать разобраться в случившемся, доверять и поддерживать во всех начинаниях.
Не стоит бояться рисковать, учиться жизни, а стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Народная мудрость гласит «Дорогу осилит идущий, а путь – мыслящий». Познание всегда начинается с удивления. Нельзя создать ситуацию озадаченности по поводу неудач и неуспеха детей. Нужно стремится к обратному: показать, что многое им знакомо и только следует научиться этим правильно пользоваться.
Мое педагогическое кредо: понимать, принимать, любить, помогать, сострадать. Воспитанник является центральной фигурой в процессе воспитания, «он солнце, вокруг которого вращается педагогический процесс». Каждый день, должен быть увлекательным и творческим. Любить детей – это полдела, важно раскрыть их души, помочь им расправить крылья и взлететь над миром. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию, через развитие творчества, идущего из самой глубины его души.
Я уверена, что любовь и уважение воспитанников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Это нелегкий труд души, главное – научиться видеть и ценить в ребенке, ту неповторимую индивидуальность, которая всех нас отличает друг от друга, сумеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт, свои чувства.
Наши воспитанники очень разные, иногда грубые, иногда колючие и замкнутые, при этом часто страдают, раня себя о свои же колючки. Причина этой грубости и колкости в утрате доверия к нам, взрослым. Ведь иногда совершенно безобидные, на первый взгляд, ситуации могут причинить боль ребенку.
Ведь ребенок – это не объект воздействия и формирования, не объект применения инновационных программ и техник, а Собеседник со своим неповторимым внутренним миром.
. Недостаточно овладеть техникой, прочитать множество умных книг, нужно чувствовать воспитанника, осознавать ответственность за его судьбу, за развитие его личности. Не «воспитывать и формировать», а помогать становиться таким, каким он способен, хочет быть.
Помогать терпеливо, деликатно и с любовью. Каждый день. Важно, чтобы мир нашего воспитанника был открыт. Это такое удивительное счастливое ощущение - знать, что каждый день, проведенный с воспитанниками – это маленький ноктюрн, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и если они звучат как единая мелодия, значит детской душе комфортно в школе.