СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг БУД для обучающих начальной школы с УО (интеллектуальными нарушениями) разработан и внедрён в работу. 

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

I дополнительный – IV классы

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

На основании сравнения показателей за период текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с умственной отсталостью по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.




Уровень сформированности БУД по итогам учебного года в процентном соотношении.

5 -90%-100%

4 -80% - 60%

3 – 50% - 30%

2 – 20 %-10%

1- 0% - 9%







Личностные учебные действия

Ф.И. обучающего

Сроки

Осознание себя как ученика,

заинтересованного посещением школы,обучением, занятиями, как члена семьи,

одноклассника, друга.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

целостный,социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.



Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.


Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в

современном обществе.

Готовность к безопасному и бережному поведению в

природе и обществе.

Оценка сформированности БУД


октябрь








май









октябрь








май









октябрь








май









октябрь








май









октябрь








май









октябрь








май









октябрь








май













































Коммуникативные учебные действия

Ф.И. обучающего

Сроки

Вступать в контакт и работать

в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик -класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Обращаться за помощью и

принимать помощь.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в

разных видах деятельности и быту.

Сотрудничать со взрослыми и

сверстниками в разных

социальных ситуациях..

Доброжелательно относиться,

сопереживать, конструктивно

взаимодействовать с людьми.

Договариваться и изменять

свое поведение с учетом

поведения других участников

спорной ситуации.

Оценка сформированности БУД


октябрь









май










октябрь









май










октябрь








май










октябрь










май










октябрь









май










октябрь









май










октябрь









май













Регулятивные учебные действия

Ф.И. обучающего

Сроки

Входить и выходить из учебноо помещения со звонком.


Ориентироваться в пространсте класса (зала, учебного

помещения)

Пользоваться учебной мебелью


Адекватно использовать ритуалы школьного поведения

(поднимать руку, вставать и

выходить из-за парты и т. д.)

Работать с учебными принадлежностями (инструментами,

спортивным

инвентарем) и

организовывать рабочее место.

Принимать цели и произвольно

включаться в деятельность

следовать предложенному плану и работать в общем

темпе.

Активно участвовать в

деятельности, контролировать

и оценивать свои действия и

действия одноклассников.

Соотносить свои действия и их результаты с заданными

образцами, принимать оценку

деятельности, оценивать ее с учетом предложенных

критериев, корректировать свою деятельность с учетом

выявленных недочетов

Передвигать

ся по школе,

находить свой класс, другие

необходимые помещения

Оценка сформированности БУД


октябрь











май












октябрь











май












октябрь











май












октябрь











май












октябрь










май












октябрь











май












октябрь











май














Познавательные учебные действия.

Ф.И. обучающего

Сроки

Выделять существенные,

общие и отличительные

свойства предметов.

Устанавливать видо-родовые

отношения предметов.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.


Пользоваться знаками,

символами, предметами-заместителями.

Навыки чтения (знание букв, слоговой структуры слова, выделение звуков )


Навыки письма (ориентирования на плоскости листа,умение правильно держать ручку,карандаш,работать по обводке)


Выполнять арифметические

действия .

Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное

схематическое изображение,

таблицу, предъявленные на

бумажных и электронных и

других носителях).

Оценка сформированности БУД


октябрь










май











октябрь










май











октябрь










май











октябрь










май











октябрь










май











октябрь










май











октябрь










май











Начало года (ОКТЯБРЬ) Конец года (МАЙ)

Личностные БУД














Коммуникативные БУД.



Регулятивные БУД.








Познавательны БУД.








Выводы освоения БУД обучающими … класса:


Ф.И. обуч-ся- 0 – отсутствие динамики, регресс.

Ф.И. обуч-ся - 1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

Ф.И. обуч-ся - 2 – минимальная динамика.

Ф.И. обуч-ся - 3 – средняя динамика.

Ф.И. обуч-ся - 4 – выраженная динамика.

Ф.И. обуч-ся - 5 – полное освоение действия.