Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
I дополнительный – IV классы
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
На основании сравнения показателей за период текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с умственной отсталостью по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Уровень сформированности БУД по итогам учебного года в процентном соотношении.
5 -90%-100%
4 -80% - 60%
3 – 50% - 30%
2 – 20 %-10%
1- 0% - 9%
Личностные учебные действия |
Ф.И. обучающего | Сроки | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию целостный,социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. | Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. | Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | Оценка сформированности БУД |
| октябрь | | | | | | | |
май | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | |
май | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | |
май | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | |
май | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | |
май | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | |
май | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | |
май | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Коммуникативные учебные действия |
Ф.И. обучающего | Сроки | Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик -класс, учитель-класс) | Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. | Обращаться за помощью и принимать помощь. | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.. | Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. | Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | Оценка сформированности БУД |
| октябрь | | | | | | | | |
май | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | |
май | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | |
май | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | |
| май | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | |
май | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | |
май | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | |
май | | | | | | | | |
Регулятивные учебные действия |
Ф.И. обучающего | Сроки | Входить и выходить из учебноо помещения со звонком. | Ориентироваться в пространсте класса (зала, учебного помещения) | Пользоваться учебной мебелью | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | Передвигать ся по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | Оценка сформированности БУД |
| октябрь | | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | | |
Познавательные учебные действия. |
Ф.И. обучающего | Сроки | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. | Устанавливать видо-родовые отношения предметов. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями. | Навыки чтения (знание букв, слоговой структуры слова, выделение звуков ) | Навыки письма (ориентирования на плоскости листа,умение правильно держать ручку,карандаш,работать по обводке) | Выполнять арифметические действия . | Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | Оценка сформированности БУД |
| октябрь | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | |
| октябрь | | | | | | | | | |
май | | | | | | | | | |
Начало года (ОКТЯБРЬ) Конец года (МАЙ)
Личностные БУД
Коммуникативные БУД.
Регулятивные БУД.
Познавательны БУД.
Выводы освоения БУД обучающими … класса:
Ф.И. обуч-ся- 0 – отсутствие динамики, регресс.
Ф.И. обуч-ся - 1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
Ф.И. обуч-ся - 2 – минимальная динамика.
Ф.И. обуч-ся - 3 – средняя динамика.
Ф.И. обуч-ся - 4 – выраженная динамика.
Ф.И. обуч-ся - 5 – полное освоение действия.