«Нравственное воспитание младших школьников в семье»
Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения у детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и животным, воспитание положительного отношения к труду, различной деятельности.
Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное гармоничное развитие чувств. Задача развития у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.
В последнее время педагоги испытывают определённые затруднения в организации воспитания младших школьников. Чаще дети остаются без должного внимания со стороны родителей, всё больше встречается агрессивных и тревожных детей, которые способны на безнравственные поступки, которые не понимают "что такое хорошо и что такое плохо".
Безусловно, современная семья очень изменилась. С одной стороны родители окружают ребёнка всеми благами, а с другой стороны - случаи безответственного отношения к детям. Что может в такой дисгармонии человеческих отношений сделать педагог? От чего зависит нравственность и безнравственность? Эти вопросы задают себе многие педагоги.
Семейная среда, стиль семейного воспитания, его особенности и недостатки, оказывают большое влияние на нравственней уровень развития младших школьников, а также на формирование нравственности в современных условиях.
Правильное, развитие ребёнка во многом определяется силами семейного воспитания, семейной микросредой, которая обуславливает общее развитие личности.
В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие поведение людей.
Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.
Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. В этом смысле воспитание всегда было и будет его постоянной функцией.
В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения.
При построении процесса воспитания следует обратить внимание на изучение нравственных отношений, так как социальная сущность школьника определяется теми отношениями, в которые учащийся вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим.
Опыт нравственного поведения у подрастающего поколения формируется под влиянием семьи, школы, общественной среды, средств массовой информации и других источников.
Положительный нравственный опыт учащихся формируется и проявляется только в условиях высоконравственных отношений, складывающихся в детском коллективе.
Нравственное воспитание молодого поколения позволяет обеспечить развитие, несколько опережающие общий уровень морального развития общества. Если бы новые поколения в своём поведении воспроизводили достигнутое предшествующими поколениями, прогресс общества приостановился бы. Нравственное воспитание - это деятельность, устремлённая в будущие. Формируя сознание, чувства и поведение школьников сегодня, важно учитывать моральные требования, которые будут предъявлены им завтра и послезавтра. Задачи и основное содержание воспитательной деятельности обычно определяется с опережением. Проектирование новых нравственных качеств в известной мере опережающих достигнутый уровень морального развития народа, учитываются тенденции нравственного прогресса нашего общества, морального развития личности.
Нравственное воспитание достигает цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, дополняется им. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, побуждает школьников к самостоятельной работе над собой. Оно открывает путь к совершенствованию личности. Самовоспитание же, в свою очередь, дополняет воспитание, подкрепляет его. Оно активизирует личность и оказывает влияние на результаты воспитания. Между воспитанием и самовоспитанием существует тесная связь и взаимозависимость.
Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду, в школе оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении нравственности.
В начальных классах ребёнок не только овладевает основами знаний - у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы "добротные", то развитие ребёнка идёт должным образом.
Ключ к нравственному развитию младшего школьника - его взаимоотношение со сверстниками - соучениками. В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательность. Совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, завести. Поэтому - то и надо внимательно присматриваться к взаимоотношениям детей и направлять их.
У младшего школьника замечательно расширит круг общения: у него есть товарищи по классу, по совместной работе, по внешкольным занятиям. Товарищ ребенку необходим, как человек, с которым можно обсудить школьные дела. Для младшего школьника друг - предпочитаемый товарищ.
Способствуя формированию того или иного качества личности, мы вместе с тем влияем на личность ребенка в целом.
Надо постоянно иметь в виду, что ребенок развивается как цельная личность, учитывать взаимовлияние отдельных, казалось бы, не связанных между собой ее сторон.
Нравственный облик ребенка зависит от кого, будут повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой.
Представления о товариществе, справедливости, добре, которое дети получают на уроках и эстетических беседах, не всегда и не сразу становятся действительным регулятором их поведения и взаимоотношения.
Дети знают, что надо быть добрыми, справедливыми, и знают, как поступить в этом случаи, когда так велико желание самому получить интересную роль или игрушку, когда трудно отказаться от интересуемого поручения.
Потому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся ситуации, где чаще всего возможно возникновение неправильных взаимоотношений. Это, прежде всего ситуации, связанные с распределением обязанностей, ролей, поручений, оказанием поддержки, помощи. Именно здесь возникает необходимость в нормах, связанных со справедливостью и товариществом.
Проблему семьи и деторождения образование и воспитание детей включает в себя социально - демократическая политика. В стране насчитывается свыше семидесяти двух миллионов семей. Все они очень разные по возрасту, социальному положению, интересам и традициям. Человек без семьи - источник многих несчастий и бед. Речь идет, прежде всего, о качестве семьи. Важно не количество детей в семье, а каковы они. Социальные функции семьи отражают характер общественных потребностей в её жизнедеятельности, как социального института, а также индивидуальные потребности, членов семейной группы, которые связанны общностью благ, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья всегда остаётся основой любого общества, и от неё во многом зависит каким оно будет. Благосостояние в семье и здоровье детей залог возрождения и процветания в стране. Поэтому важнейшей задачей государства является забота о каждой семье.
Не всегда нормальная семья может считаться идеальной с позиций социокультурных норм, следуя которым живёт та или иная общность людей.
В реальной жизни возникают, существуют и распадаются реальные, а не идеальные семьи. Их особенности и наблюдают культурологи, социологи, антропологи, этнографы и психологи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от "идеальной" или "нормальной" семьи.
Несмотря на все трудности, только семья - хранитель нравственности, физического и психического здоровья для людей. Чем больше у каждой семьи будет возможностей выбора стиля жизни, равенства её членов, гармонии в отношениях мужа и жены, родителей и детей, тем стабильнее будет наше общество в целом, и счастливее каждый человек в отдельности.
Итак, семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - эти все качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за всё, что ей удаётся, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребёнка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.