СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 2

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 12142 

Ловчий аппарат растения Венерина мухоловка срабатывает во время одновременного касания насекомым волосков на обеих половинках листа. Крупное насекомое оказывается закрытым в ловушке.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данное явление?

2. Тип 2 № 35149 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  тритон гребенчатый

Б)  стафилококк золотистый

В)  ламинария японская

Г)  маслёнок летний

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35170 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Пёстрые дятлы

2)  тип Хордовые

3)  семейство Дятловые

4)  вид Большой пёстрый дятел

5)  класс Птицы

4. Тип 4 № 12474 

Изучите график зависимости интенсивности метаболизма (отложено по оси у в кал/к в ч) от скорости бега (отложено по оси х в км/ч).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  При одинаковой скорости бега интенсивность метаболизма у собаки и суслика тоже одинаковая.

2)  Интенсивность метаболизма суслика и собаки в состоянии покоя одинаковая.

3)  Интенсивность метаболизма суслика пропорциональна скорости бега.

4)  При скорости бега 10 км/ч интенсивность метаболизма у собаки равна 20 кал/г в ч.

5)  После достижения скорости 8 км/ч метаболизм собаки не меняется.

5. Тип 5 № 1471 

Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Лилиецветные

2)  Растения

3)  Цветковые, или Покрытосеменные

4)  Лилейные

5)  Однодольные

6)  Тюльпан

6. Тип 6 № 1381 

Что из приведённого можно изучать с помощью наблюдения?

 

1)  зависимость скорости реакции от температуры

2)  тонкую структуру органоидов клетки

3)  половое поведение земноводных

4)  эволюцию млекопитающих

7. Тип 7 № 2379 

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

8. Тип 8 № 2088 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Целое Часть
... пыльник
лист листовая пластинка

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  цветоложе

2)  пестик

3)  тычинка

4)  венчик

9. Тип 9 № 1885 

Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  является основной тканью растения

2)  служит для проведения воды от корней к листьям

3)  клетки имеют сильно вытянутую форму

4)  в клетках есть хлоропласты

5)  стенки клеток утолщены

6)  клетки живые

10. Тип 10 № 412 

Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) внешняя среда 2) кровь 3) полость тела 4) лёгочные мешки
5) трахея 6) жабра 7) дыхательное отверстие 8) ротовое отверстие

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 538 

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ЖИВОТНОЕ

 

A)  обыкновенный уж

Б)  заяц-беляк

В)  майский жук

Г)  гребенчатый тритон

Д)  бурый медведь

 

 

 

ТИП РАЗВИТИЯ

 

1)  прямое

2)  непрямое

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 792 

Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

 

А.  Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из одноядерных веретеновидных клеток.

Б.  Гладкая мышечная ткань сокращается медленно и непроизвольно.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 733 

Рассмотрите фотографию собаки породы хортая борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35174 

Под каким номером изображён глаз человека?

15. Тип 15 № 1969 

Процесс свертывания крови у человека может нарушиться при недостатке в организме

 

1)  магния

2)  железа

3)  натрия

4)  кальция

16. Тип 16 № 35309 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение почки человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пирамидки мозгового вещества

2)  капсула нефрона

3)  мочеточник

4)  корковое вещество

5)  каналец нефрона

6)  почечная лоханка

17. Тип 17 № 409 

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18. Тип 18 № 35330 

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  мышечная

2)  нервная

 

 

 

СВОЙСТВА

 

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г Д Е

19. Тип 19 № 35260 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания куницы .

 

1)  плотоядное

2)  продуцент

3)  доминирующий вид

4)  консумент второго порядка

5)  питается грызунами

6)  редуцент

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35210 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит белка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35270 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность пядениц Численность дубовых заболонников

 

22. Тип 22 № 19539 

Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображён глаз человека. Какой отдел вегетативной нервной системы контролирует изменение зрачка глаза, изображённого на рисунке 3? Какое изменение в работе органов кровеносной системы человека контролирует этот отдел вегетативной нервной системы?

23. Тип 23 № 20989 

Учёный изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон чёрным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки учёный срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист учёный нанёс слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела тёмно-синий цвет.

Почему часть листа, незакрытая картоном, окрасилась в тёмно-синий цвет при действии на лист раствором йода? В результате какого процесса в листьях образуется крахмал?

24. Тип 24 № 2052 

Используя содержание текста «Семя», ответьте на вопросы.

 

1)  Каковы функции семенной кожуры?

2)  Чем образована обязательная часть семени?

3)  Назовите обязательные условия прорастания семян.

 

 

СЕМЯ

 

Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш.

Кожура семени представляет собой видоизменённые покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счёт дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; плёнчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль).

Зародыш семени развивается из оплодотворённой яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нём различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может

быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется.

Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворённой центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм ещё в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.

25. Тип 25 № 1539 

Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.

 

Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

1.  При какой концентрации СO2 фотосинтез идёт наиболее эффективно?

2.  Какова сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти?

3.  Объясните, почему при концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света?

Внимание! Не забывайте указывать размерность величин при ответе на вопросы!

 

 

 

 

Таблица 1

Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации

26. Тип 26 № 19542 

Иван Петрович работает почтальоном и любит велосипедный спорт, поэтому корреспонденцию он развозит на велосипеде со средней скоростью 10 км/ч. В первую половину дня он работает 4 часа и затем идёт на обед в кафе быстрого питания. Иван Петрович заказал себе на обед куриную лапшу, котлету из птицы с картофельным пюре, салат овощной и морс клюквенный. Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

1)  Рассчитайте энергозатраты во время езды на велосипеде.

2)  Рассчитайте калорийность заказанного обеда. Насколько заказанные блюда компенсируют энергозатраты работы в первой половине дня (в %)?

3)  Иван Петрович предпочитает стерилизованное молоко пастеризованному. Объясните почему.

 

Таблица 1

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале;

колка дров

9,5 ккал/мин

 

Таблица 2

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая

ценность (ккал)

Суп солянка 4,3 6,2 3,0 84
Пельмени 11,0 11,0 24,0 250
Лапша куриная 12,0 4,0 20,0 165
Котлета из птицы

с картофельным пюре

16,0 26,0 34,4 443
Салат овощной 3,0 0 10,0 60
Салат мясной 6,0 23,0 10,0 285
Творожная запеканка

со сметаной

24,0 24,0 50,0 540
Блинчики

со сгущённым молоком

11,0 21,0 74,0 547
Морс клюквенный 0 0 24,0 100
Напиток вишнёвый 0 0 17,3 70
Яблочный сок 0 0 19,0 84
Чай сладкий 0 0 14,0 68

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 2»

Тип 1 № 12142 

Ловчий аппарат растения Венерина мухоловка срабатывает во время одновременного касания насекомым волосков на обеих половинках листа. Крупное насекомое оказывается закрытым в ловушке.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данное явление?

2. Тип 2 № 35149 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  тритон гребенчатый

Б)  стафилококк золотистый

В)  ламинария японская

Г)  маслёнок летний

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35170 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Пёстрые дятлы

2)  тип Хордовые

3)  семейство Дятловые

4)  вид Большой пёстрый дятел

5)  класс Птицы

4. Тип 4 № 12474 

Изучите график зависимости интенсивности метаболизма (отложено по оси у в кал/к в ч) от скорости бега (отложено по оси х в км/ч).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  При одинаковой скорости бега интенсивность метаболизма у собаки и суслика тоже одинаковая.

2)  Интенсивность метаболизма суслика и собаки в состоянии покоя одинаковая.

3)  Интенсивность метаболизма суслика пропорциональна скорости бега.

4)  При скорости бега 10 км/ч интенсивность метаболизма у собаки равна 20 кал/г в ч.

5)  После достижения скорости 8 км/ч метаболизм собаки не меняется.

5. Тип 5 № 1471 

Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Лилиецветные

2)  Растения

3)  Цветковые, или Покрытосеменные

4)  Лилейные

5)  Однодольные

6)  Тюльпан

6. Тип 6 № 1381 

Что из приведённого можно изучать с помощью наблюдения?

 

1)  зависимость скорости реакции от температуры

2)  тонкую структуру органоидов клетки

3)  половое поведение земноводных

4)  эволюцию млекопитающих

7. Тип 7 № 2379 

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

8. Тип 8 № 2088 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

...

пыльник

лист

листовая пластинка



 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  цветоложе

2)  пестик

3)  тычинка

4)  венчик

9. Тип 9 № 1885 

Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  является основной тканью растения

2)  служит для проведения воды от корней к листьям

3)  клетки имеют сильно вытянутую форму

4)  в клетках есть хлоропласты

5)  стенки клеток утолщены

6)  клетки живые

10. Тип 10 № 412 

Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя среда

2) кровь

3) полость тела

4) лёгочные мешки

5) трахея

6) жабра

7) дыхательное отверстие

8) ротовое отверстие

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 538 

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ЖИВОТНОЕ

A)  обыкновенный уж

Б)  заяц-беляк

В)  майский жук

Г)  гребенчатый тритон

Д)  бурый медведь

ТИП РАЗВИТИЯ

1)  прямое

2)  непрямое

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 792 

Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

 

А.  Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из одноядерных веретеновидных клеток.

Б.  Гладкая мышечная ткань сокращается медленно и непроизвольно.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 733 

Рассмотрите фотографию собаки породы хортая борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш. А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35174 

Под каким номером изображён глаз человека?

15. Тип 15 № 1969 

Процесс свертывания крови у человека может нарушиться при недостатке в организме

 

1)  магния

2)  железа

3)  натрия

4)  кальция

16. Тип 16 № 35309 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение почки человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пирамидки мозгового вещества

2)  капсула нефрона

3)  мочеточник

4)  корковое вещество

5)  каналец нефрона

6)  почечная лоханка

17. Тип 17 № 409 

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18. Тип 18 № 35330 

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

ВИД ТКАНИ

1)  мышечная

2)  нервная

СВОЙСТВА

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19. Тип 19 № 35260 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания куницы .

 

1)  плотоядное

2)  продуцент

3)  доминирующий вид

4)  консумент второго порядка

5)  питается грызунами

6)  редуцент



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35210 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит белка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.

 



21. Тип 21 № 35270 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность пядениц

Численность дубовых заболонников



22. Тип 22 № 19539 

Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображён глаз человека. Какой отдел вегетативной нервной системы контролирует изменение зрачка глаза, изображённого на рисунке 3? Какое изменение в работе органов кровеносной системы человека контролирует этот отдел вегетативной нервной системы?

23. Тип 23 № 20989 

Учёный изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон чёрным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки учёный срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист учёный нанёс слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела тёмно-синий цвет.

Почему часть листа, незакрытая картоном, окрасилась в тёмно-синий цвет при действии на лист раствором йода? В результате какого процесса в листьях образуется крахмал?

24. Тип 24 № 2052 

Используя содержание текста «Семя», ответьте на вопросы.

 

1)  Каковы функции семенной кожуры?

2)  Чем образована обязательная часть семени?

3)  Назовите обязательные условия прорастания семян.



СЕМЯ

 

Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш.

Кожура семени представляет собой видоизменённые покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счёт дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; плёнчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль).

Зародыш семени развивается из оплодотворённой яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нём различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может

быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется.

Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворённой центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм ещё в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.

25. Тип 25 № 1539 

Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.

 

Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

1.  При какой концентрации СO2 фотосинтез идёт наиболее эффективно?

2.  Какова сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти?

3.  Объясните, почему при концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света?

Внимание! Не забывайте указывать размерность величин при ответе на вопросы!

 

 

 

Таблица 1

Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации

26. Тип 26 № 19542 

Иван Петрович работает почтальоном и любит велосипедный спорт, поэтому корреспонденцию он развозит на велосипеде со средней скоростью 10 км/ч. В первую половину дня он работает 4 часа и затем идёт на обед в кафе быстрого питания. Иван Петрович заказал себе на обед куриную лапшу, котлету из птицы с картофельным пюре, салат овощной и морс клюквенный. Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

1)  Рассчитайте энергозатраты во время езды на велосипеде.

2)  Рассчитайте калорийность заказанного обеда. Насколько заказанные блюда компенсируют энергозатраты работы в первой половине дня (в %)?

3)  Иван Петрович предпочитает стерилизованное молоко пастеризованному. Объясните почему.

 

Таблица 1

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале;

колка дров

9,5 ккал/мин

 

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая

ценность (ккал)

Суп солянка

4,3

6,2

3,0

84

Пельмени

11,0

11,0

24,0

250

Лапша куриная

12,0

4,0

20,0

165

Котлета из птицы

с картофельным пюре

16,0

26,0

34,4

443

Салат овощной

3,0

0

10,0

60

Салат мясной

6,0

23,0

10,0

285

Творожная запеканка

со сметаной

24,0

24,0

50,0

540

Блинчики

со сгущённым молоком

11,0

21,0

74,0

547

Морс клюквенный

0

0

24,0

100

Напиток вишнёвый

0

0

17,3

70

Яблочный сок

0

0

19,0

84

Чай сладкий

0

0

14,0

68




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!