СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 3

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 12169 

На рисунке изображены лист плюща обыкновенного и листья других сортов, полученных от него путём продолжительных скрещиваний и отбора сортов плюща.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

2. Тип 2 № 35130 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  венерина мухоловка

Б)  холерный вибрион

В)  трутовик окаймленный

Г)  актиния ковровая

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35158 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Пресмыкающиеся

2)  род Гадюка

3)  тип Хордовые

4)  вид Гадюка обыкновенная

5)  отряд Чешуйчатые

4. Тип 4 № 20803 

Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у − число образовавшихся особей на 1 см3).

 

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?

 

1)  В момент времени 0 скорость размножения организмов также равна 0.

2)  С 15 по 30 день скорость размножения организмов линейно возрастает.

3)  Скорость размножения организмов достигает максимума на 30-й день наблюдений.

4)  Скорость размножения организмов сначала плавно возрастает до максимума, а затем плавно снижается.

5)  После 60-го дня наблюдения скорость размножения организмов снова начинает возрастать.

 

5. Тип 5 № 635 

Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  соединительная ткань

2)  ион железа

3)  эритроциты

4)  гемоглобин

5)  форменные элементы

6)  кровь

6. Тип 6 № 737 

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

 

1)  сравнение двух микропрепаратов

2)  измерение кровяного давления у пациента

3)  формирование условного рефлекса на звонок

4)  описание нового вида организмов

7. Тип 7 № 1982 

Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

2)  В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

3)  К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

4)  Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

5)  У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

6)  К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции  — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

8. Тип 8 № 663 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

 

Объект Процесс
Капсула нефрона ...
Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  фильтрация крови

2)  перенос генетической информации

3)  газообмен

4)  образование АТФ

9. Тип 9 № 1468 

Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными корнями? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  кочан капусты

2)  микориза осины

3)  корнеплод свёклы

4)  луковица тюльпана

5)  клубеньки клевера

6)  клубень картофеля

10. Тип 10 № 1440 

Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Дождевой червь

Дождевые черви  — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой. Размножение происходит через ________________(Д), внутри которого яйца оплодотворяются и развиваются.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  круглые

2)  кольчатые

3)  узел

4)  перемычка

5)  поясок

6)  незамкнутый

7)  замкнутый

8)  гермафродит

9)  раздельнополое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

11. Тип 11 № 1405 

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  кровеносная система не замкнута

Б)  имеет внешний скелет

В)  имеет фасеточные глаза

Г)  ведёт паразитический образ жизни

Д)  не имеет конечностей

Е)  не имеет вторичной полости тела

 

 

 

ЖИВОТНОЕ

 

1)  стрекоза большое коромысло

2)  аскарида человеческая

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

12. Тип 12 № 2990 

Верны ли суждения об особенностях гуморальной регуляции функций в организме человека?

А.  Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ − ферментов, которые поступают из различных органов и тканей в кровь.

Б.  Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется медленнее, чем распространение нервных импульсов.

 

    1) 

верно только А

    2) 

верно только Б

    3) 

верны оба суждения

    4) 

оба суждения неверны

13. Тип 13 № 797 

Рассмотрите фотографии собаки породы боксёр. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35190 

Под каким номером изображён желудок человека?

15. Тип 15 № 1968 

Соединение частей скелета обеспечивают

 

1)  сухожилия

2)  связки

3)  мышечные волокна

4)  хрящи

16. Тип 16 № 35308 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

 

1)  пищевод

2)  печень

3)  толстая кишка

4)  прямая кишка

5)  поджелудочная железа

6)  тонкая кишка

17. Тип 17 № 825 

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

18. Тип 18 № 35331 

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

 

 

 

ОСОБЕННОСТЬ

 

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  эпителиальная

2)  соединительная

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г Д Е

19. Тип 19 № 35258 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания змеи.

 

1)  наземный образ жизни

2)  продуцент

3)  консумент второго порядка

4)  фитопланктон

5)  детритофаг

6)  плотоядное животное

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35208 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит коза. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35268 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность сов Численность растительности

 

22. Тип 22 № 14927 

Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведённая на рисунке конструкция? Что было открыто Р. Гуком с помощью данного прибора?

23. Тип 23 № 20961 

Учёные сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчёта количества продуктов обмена было посчитано количество произведённой энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чём заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?

24. Тип 24 № 991 

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Какие процессы происходят в крови организма человека при физической нагрузке?

2)  О каких форменных элементах крови не упоминается в тексте?

3)  Составьте рефлекторную дугу регуляции количества эритроцитов человека.

 

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

 

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

 

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

 

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

 

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

 

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6  — синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А  — всасывание в кишечнике железа.

25. Тип 25 № 1642 

Пользуясь таблицей «Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В каком отделе пищеварительного тракта самая щёлочная среда?

2)  По каким причинам pH пищевода при изжоге резко понижается?

3)  Какая среда существует в пустом (натощак) желудке? Почему голодать вредно?

 

Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека

 

 

Отдел пищеварительного тракта Кислотность соков и секретов (рН)
Полость рта 6,7–7,5

 

Слюна поджелудочных желёз 6,39

 

Слюна околоушных желёз 5,81

 

Смешанна слюна 6,4
В пищеводе в норме 5,5–7

 

В пищеводе при изжоге 4 и ниже

 

В желудке натощак 1,5–2

 

В тонкой кишке 7,2–7,5

 

В толстой кишке

 

8,5–8,9

 

 

26. Тип 26 № 12959 

На обеде в школьной столовой Василиса съела котлету мясную рубленную, гарнир из отварного риса, 2 куска пшеничного хлеба и выпила чай с сахаром.

1)  Каково количество углеводов в школьном обеде Василисы?

2)  Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст 12 лет, а вес 40 кг?

3)  Как называется вещество желудка, участвующее в переваривании пищи?

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 3»

Тип 1 № 12169 

На рисунке изображены лист плюща обыкновенного и листья других сортов, полученных от него путём продолжительных скрещиваний и отбора сортов плюща.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

2. Тип 2 № 35130 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  венерина мухоловка

Б)  холерный вибрион

В)  трутовик окаймленный

Г)  актиния ковровая

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35158 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Пресмыкающиеся

2)  род Гадюка

3)  тип Хордовые

4)  вид Гадюка обыкновенная

5)  отряд Чешуйчатые

4. Тип 4 № 20803 

Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у − число образовавшихся особей на 1 см3).

 

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?

 

1)  В момент времени 0 скорость размножения организмов также равна 0.

2)  С 15 по 30 день скорость размножения организмов линейно возрастает.

3)  Скорость размножения организмов достигает максимума на 30-й день наблюдений.

4)  Скорость размножения организмов сначала плавно возрастает до максимума, а затем плавно снижается.

5)  После 60-го дня наблюдения скорость размножения организмов снова начинает возрастать.

5. Тип 5 № 635 

Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  соединительная ткань

2)  ион железа

3)  эритроциты

4)  гемоглобин

5)  форменные элементы

6)  кровь

6. Тип 6 № 737 

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

 

1)  сравнение двух микропрепаратов

2)  измерение кровяного давления у пациента

3)  формирование условного рефлекса на звонок

4)  описание нового вида организмов

7. Тип 7 № 1982 

Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

2)  В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

3)  К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

4)  Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

5)  У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

6)  К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции  — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

8. Тип 8 № 663 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

Капсула нефрона

...

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  фильтрация крови

2)  перенос генетической информации

3)  газообмен

4)  образование АТФ

9. Тип 9 № 1468 

Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными корнями? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  кочан капусты

2)  микориза осины

3)  корнеплод свёклы

4)  луковица тюльпана

5)  клубеньки клевера

6)  клубень картофеля

10. Тип 10 № 1440 

Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Дождевой червь

Дождевые черви  — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой. Размножение происходит через ________________(Д), внутри которого яйца оплодотворяются и развиваются.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  круглые

2)  кольчатые

3)  узел

4)  перемычка

5)  поясок

6)  незамкнутый

7)  замкнутый

8)  гермафродит

9)  раздельнополое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11. Тип 11 № 1405 

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  кровеносная система не замкнута

Б)  имеет внешний скелет

В)  имеет фасеточные глаза

Г)  ведёт паразитический образ жизни

Д)  не имеет конечностей

Е)  не имеет вторичной полости тела

ЖИВОТНОЕ

1)  стрекоза большое коромысло

2)  аскарида человеческая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12. Тип 12 № 2990 

Верны ли суждения об особенностях гуморальной регуляции функций в организме человека?

А.  Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ − ферментов, которые поступают из различных органов и тканей в кровь.

Б.  Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется медленнее, чем распространение нервных импульсов.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

13. Тип 13 № 797 

Рассмотрите фотографии собаки породы боксёр. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш. А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35190 

Под каким номером изображён желудок человека?

15. Тип 15 № 1968 

Соединение частей скелета обеспечивают

 

1)  сухожилия

2)  связки

3)  мышечные волокна

4)  хрящи

16. Тип 16 № 35308 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

 

1)  пищевод

2)  печень

3)  толстая кишка

4)  прямая кишка

5)  поджелудочная железа

6)  тонкая кишка

17. Тип 17 № 825 

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

18. Тип 18 № 35331 

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

ОСОБЕННОСТЬ

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

ВИД ТКАНИ

1)  эпителиальная

2)  соединительная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19. Тип 19 № 35258 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания змеи.

 

1)  наземный образ жизни

2)  продуцент

3)  консумент второго порядка

4)  фитопланктон

5)  детритофаг

6)  плотоядное животное



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35208 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит коза. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35268 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность сов

Численность растительности



22. Тип 22 № 14927 

Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведённая на рисунке конструкция? Что было открыто Р. Гуком с помощью данного прибора?

23. Тип 23 № 20961 

Учёные сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчёта количества продуктов обмена было посчитано количество произведённой энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чём заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?

24. Тип 24 № 991 

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Какие процессы происходят в крови организма человека при физической нагрузке?

2)  О каких форменных элементах крови не упоминается в тексте?

3)  Составьте рефлекторную дугу регуляции количества эритроцитов человека.



РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

 

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

 

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

 

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

 

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

 

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6  — синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А  — всасывание в кишечнике железа.

25. Тип 25 № 1642 

Пользуясь таблицей «Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В каком отделе пищеварительного тракта самая щёлочная среда?

2)  По каким причинам pH пищевода при изжоге резко понижается?

3)  Какая среда существует в пустом (натощак) желудке? Почему голодать вредно?

Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека

 

Отдел пищеварительного тракта

Кислотность соков и секретов (рН)

Полость рта

6,7–7,5

Слюна поджелудочных желёз

6,39

Слюна околоушных желёз

5,81

Смешанна слюна

6,4

В пищеводе в норме

5,5–7

В пищеводе при изжоге

4 и ниже

В желудке натощак

1,5–2

В тонкой кишке

7,2–7,5

В толстой кишке

8,5–8,9

26. Тип 26 № 12959 

На обеде в школьной столовой Василиса съела котлету мясную рубленную, гарнир из отварного риса, 2 куска пшеничного хлеба и выпила чай с сахаром.

1)  Каково количество углеводов в школьном обеде Василисы?

2)  Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст 12 лет, а вес 40 кг?

3)  Как называется вещество желудка, участвующее в переваривании пищи?

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!