СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 13

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3814540   1.  Тип 1 № 12148

На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры  — к половому или бесполому?

        2.  Тип 2 № 35130

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  венерина мухоловка

Б)  холерный вибрион

В)  трутовик окаймленный

Г)  актиния ковровая

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35163

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   отряд Двукрылые

2)   тип Членистоногие

3)   род Мухи

4)   вид Комнатная муха

5)   класс Насекомые

        4.  Тип 4 № 14920

Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х  — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у  — длина крыльев (в мм)).

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.

2)  Длина крыльев линейно растет с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.

3)  Максимальная длина крыльев  — 1,5 мм.

4)  При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.

5)  При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.

        5.  Тип 5 № 19390

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зеленых частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски черной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каемку по краю

2)  опустите лист хлорофитума в раствор йода

3)  прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4)  расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5)  прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

        6.  Тип 6 № 338

Для диагностики какого заболевания используется изображенный на фотографии глюкометр?

 

1)  сахарного диабета

2)  гигантизма

3)  пневмонии

4)  нефрита

        7.  Тип 7 № 2375

Известно, что утконос  — млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см.

2)  Самцы примерно на треть крупнее самок.

3)  Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой.

4)  У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным.

5)  После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15- 20 см толщиной для защиты от хищников.

6)  Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.

        8.  Тип 8 № 19530

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое Часть
Хромосома ...
Кровеносная система Сердце

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ткань

2)  клетка

3)  ядро

4)  ген

        9.  Тип 9 № 19387

Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  органы дыхания представлены легкими и кожей

2)  имеется внутреннее и среднее ухо

3)  головной мозг состоит из пяти отделов

4)  имеется плавательный пузырь

5)  сердце трехкамерное

6)  один круг кровообращения

        10.  Тип 10 № 20808

Вставьте в текст «Признаки» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Признаки

 

Совокупность всех __________(А) популяций  — это ее __________(Б). Он способен изменяться вследствие появления у особей популяции новых признаков. Основные источники возникновения новых признаков у организмов  — это __________(В) и комбинативная изменчивость. Их относят к наследственной изменчивости организмов. Наряду с __________(Г) ее относят к движущим силам эволюции.

 

Перечень терминов:

 

1)  признак

2)  генофонд

3)  мутация

4)  ген

5)  естественный отбор

6)  эволюция

7)  фенотип

8)  генотип

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г

        11.  Тип 11 № 19535

Установите соответствие между характеристикой и животным, к которым эти признаки относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  скелет внутренний

Б)  нервная система узлового типа

В)  развитие непрямое

Г)  хищник

Д)  замкнутая кровеносная система

Е)  мозаичное зрение

 

 

 

ЖИВОТНОЕ

 

1)  собака

2)  пчела

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 1080

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  При фотосинтезе растениями поглощается кислород.

Б.  При фотосинтезе синтезируются органические вещества.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 1213

Рассмотрите фотографии собаки породы скотч терьер. Выберите характеристики, соответствующие его внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35184

Под каким номером изображен лимфатический узел человека?

        15.  Тип 15 № 1606

Дыхание человека, растений и животных  — это процесс

 

1)  образования кислорода в ходе химических реакций

2)  поглощения энергии при синтезе органических соединений

3)  получения энергии из органических соединений при участии кислорода

4)  одновременного синтеза и распада органических соединений

        16.  Тип 16 № 35325

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  наружный слуховой проход

2)  барабанная перепонка

3)  слуховой нерв

4)  стремя

5)  полукружный канал

6)  улитка

        17.  Тип 17 № 345

Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома

2)  покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях

3)  обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

4)  чихание человека при уборке помещения

5)  сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость

6)  лай собаки на человека в черном плаще

        18.  Тип 18 № 35330

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  мышечная

2)  нервная

 

 

 

СВОЙСТВА

 

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

A Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 35216

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

        20.  Тип 20 № 35196

Составьте пищевую цепь из четырех уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35236

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность жуков плавунцов Численность крупных рыб
        22.  Тип 22 № 14897

Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?

          23.  Тип 23 № 20978

Ученые изучали возникновение патогенности у непатогенных бактерий. Для исследования были взяты бактерии рода Pneumococcus двух штаммов: R-штамма  — не имеют защитной капсулы и S-штамма  — имеют защитную капсулу. Зараженные мыши бактериями R-штамма оставались здоровыми. Зараженные мыши бактериями S-штамма погибали. В ходе исследования ученые инъецировали культуру живых бактерий R-штамма вместе с S-штаммом, убитым высокой температурой. Спустя время зараженные мыши погибли, и из них были выделены живые бактерии S-штамма.

Какой вывод можно сделать на основании этого исследования? Для чего до начала эксперимента мышей заражали разными штаммами бактерий Pneumococcus?

          24.  Тип 24 № 2246

 

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времен сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для нее помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: медом, воском и целебным пчелиным клеем  — прополисом. Мед заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчелам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства  — бортничеством. При добыче меда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки  — пасеки, где пчелам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчел, а, добывая из улья соты с медом, попросту грабил пчел, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мед и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора меда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчел, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные медом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мед и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остекленные ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчел, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчел  — пчеловодство.

Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

1)  Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2)  При каком типе ульев удается максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3)  Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)

          25.  Тип 25 № 2645

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

 

Температура, °C Расстояние, км, при запасе воды
0 л 4 л 10 л
26 70 110 160
32 30 60 80
49 10 20 30

 

1)  Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32 °C, а запас воды у путника  — 4 л?

2)  Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

          26.  Тип 26 № 14870

Во вторник восьмиклассник Федор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое еще количество жиров должно быть в пищевом рационе Федора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела  — 57 кг?

3)  Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 13»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3814540

1.  Тип 1 № 12148

На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры  — к половому или бесполому?

2.  Тип 2 № 35130

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  венерина мухоловка

Б)  холерный вибрион

В)  трутовик окаймленный

Г)  актиния ковровая

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35163

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   отряд Двукрылые

2)   тип Членистоногие

3)   род Мухи

4)   вид Комнатная муха

5)   класс Насекомые

4.  Тип 4 № 14920

Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х  — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у  — длина крыльев (в мм)).

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.

2)  Длина крыльев линейно растет с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.

3)  Максимальная длина крыльев  — 1,5 мм.

4)  При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.

5)  При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.

5.  Тип 5 № 19390

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зеленых частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски черной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каемку по краю

2)  опустите лист хлорофитума в раствор йода

3)  прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4)  расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5)  прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

6.  Тип 6 № 338

Для диагностики какого заболевания используется изображенный на фотографии глюкометр?

 

1)  сахарного диабета

2)  гигантизма

3)  пневмонии

4)  нефрита

7.  Тип 7 № 2375

Известно, что утконос  — млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см.

2)  Самцы примерно на треть крупнее самок.

3)  Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой.

4)  У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным.

5)  После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15- 20 см толщиной для защиты от хищников.

6)  Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.

8.  Тип 8 № 19530

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

Хромосома

...

Кровеносная система

Сердце

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ткань

2)  клетка

3)  ядро

4)  ген

9.  Тип 9 № 19387

Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  органы дыхания представлены легкими и кожей

2)  имеется внутреннее и среднее ухо

3)  головной мозг состоит из пяти отделов

4)  имеется плавательный пузырь

5)  сердце трехкамерное

6)  один круг кровообращения

10.  Тип 10 № 20808

Вставьте в текст «Признаки» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Признаки

Совокупность всех __________(А) популяций  — это ее __________(Б). Он способен изменяться вследствие появления у особей популяции новых признаков. Основные источники возникновения новых признаков у организмов  — это __________(В) и комбинативная изменчивость. Их относят к наследственной изменчивости организмов. Наряду с __________(Г) ее относят к движущим силам эволюции.

 

Перечень терминов:

 

1)  признак

2)  генофонд

3)  мутация

4)  ген

5)  естественный отбор

6)  эволюция

7)  фенотип

8)  генотип

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 19535

Установите соответствие между характеристикой и животным, к которым эти признаки относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  скелет внутренний

Б)  нервная система узлового типа

В)  развитие непрямое

Г)  хищник

Д)  замкнутая кровеносная система

Е)  мозаичное зрение

ЖИВОТНОЕ

1)  собака

2)  пчела

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1080

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  При фотосинтезе растениями поглощается кислород.

Б.  При фотосинтезе синтезируются органические вещества.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1213

Рассмотрите фотографии собаки породы скотч терьер. Выберите характеристики, соответствующие его внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35184

Под каким номером изображен лимфатический узел человека?

15.  Тип 15 № 1606

Дыхание человека, растений и животных  — это процесс

 

1)  образования кислорода в ходе химических реакций

2)  поглощения энергии при синтезе органических соединений

3)  получения энергии из органических соединений при участии кислорода

4)  одновременного синтеза и распада органических соединений

16.  Тип 16 № 35325

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  наружный слуховой проход

2)  барабанная перепонка

3)  слуховой нерв

4)  стремя

5)  полукружный канал

6)  улитка

17.  Тип 17 № 345

Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома

2)  покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях

3)  обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

4)  чихание человека при уборке помещения

5)  сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость

6)  лай собаки на человека в черном плаще

18.  Тип 18 № 35330

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

ВИД ТКАНИ

1)  мышечная

2)  нервная

СВОЙСТВА

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35216

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

20.  Тип 20 № 35196

Составьте пищевую цепь из четырех уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35236

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность жуков плавунцов

Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 14897

Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?

23.  Тип 23 № 20978

Ученые изучали возникновение патогенности у непатогенных бактерий. Для исследования были взяты бактерии рода Pneumococcus двух штаммов: R-штамма  — не имеют защитной капсулы и S-штамма  — имеют защитную капсулу. Зараженные мыши бактериями R-штамма оставались здоровыми. Зараженные мыши бактериями S-штамма погибали. В ходе исследования ученые инъецировали культуру живых бактерий R-штамма вместе с S-штаммом, убитым высокой температурой. Спустя время зараженные мыши погибли, и из них были выделены живые бактерии S-штамма.

Какой вывод можно сделать на основании этого исследования? Для чего до начала эксперимента мышей заражали разными штаммами бактерий Pneumococcus?

24.  Тип 24 № 2246

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времен сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для нее помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: медом, воском и целебным пчелиным клеем  — прополисом. Мед заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчелам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства  — бортничеством. При добыче меда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки  — пасеки, где пчелам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчел, а, добывая из улья соты с медом, попросту грабил пчел, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мед и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора меда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчел, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные медом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мед и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остекленные ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчел, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчел  — пчеловодство.

Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

1)  Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2)  При каком типе ульев удается максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3)  Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)

25.  Тип 25 № 2645

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °C

Расстояние, км, при запасе воды

0 л

4 л

10 л

26

70

110

160

32

30

60

80

49

10

20

30

1)  Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32 °C, а запас воды у путника  — 4 л?

2)  Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?

26.  Тип 26 № 14870

Во вторник восьмиклассник Федор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое еще количество жиров должно быть в пищевом рационе Федора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела  — 57 кг?

3)  Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!