СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 15

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3814542   1.  Тип 1 № 12147

В опыте экспериментатор положил кристаллик поваренной соли в каплю воды с амебами и наблюдал за изменениями формы и размеров тела животного.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

        2.  Тип 2 № 35134

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  гинкго двулопастный

Б)  чесночница обыкновенная

В)  стрептококк мытный

Г)  сморчок конический

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 37220

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Воробьинообразные

2)  род Вороны

3)  вид Серая ворона

4)  класс Птицы

5)  тип Хордовые

        4.  Тип 4 № 12235

Изучите график протекания важнейших физиологических процессов человека от температуры воздуха в помещении (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная активность процессов (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Метаболизм не происходит в организме при температуре ниже 17 °C

2)  За эталон активности протекания важнейших физиологических процессов человека принят диапазон от 19 °C до 21 °C.

3)  При 31 °C наблюдается минимальные значения активности физиологических процессов у человека.

4)  При повышении температуры воздуха выше 21 °C активность протекания важнейших физиологических процессов человека медленно, но неуклонно снижается.

5)  В помещениях, где проживает человек, важно устанавливать увлажнители воздуха.

        5.  Тип 5 № 20807

Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатных растений на примере традесканции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  для уменьшения испарения воды накройте черенки стеклянной банкой

2)  посадите черенки наклонно в увлажненный песок

3)  нарежьте стеблевые черенки с 3−4 листьями

4)  после образования придаточных корней пересадите растения в горшки

        6.  Тип 6 № 37223

Какой физиологический показатель измеряют с помощью прибора, изображенного на рисунке?

 

1)  влажность кожи

2)  уровень глюкозы в крови

3)  насыщение крови кислородом

4)  плотность ногтевой пластины

        7.  Тип 7 № 16411

Известно, что Луи Пастер  — микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

 

1)  В своих экспериментах ученый доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

2)  Изучая физические свойства винной кислоты, ученый обнаружил, что она обладает оптической активностью.

3)  Ученый разработал метод предохранительных прививок.

4)  Ученый открыл мельчайшие организмы  — анаэробы, которые могут жить

без кислорода.

5)  Ученый был награжден орденами почти всех стран мира.

6)  Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов ученый предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 мин. или при температуре 70  — 80 °C в течение 30 мин.

        8.  Тип 8 № 16323

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Явление Пример
бесполое размножение стеблевой черенок
половое размножение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  отпрыск

2)  поросль

3)  почка

4)  гамета

        9.  Тип 9 № 14775

Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  свет

2)  осушение болот

3)  вечная мерзлота

4)  состав растительности

5)  ловля рыбы

6)  атмосферное давление

        10.  Тип 10 № 14749

Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

 

В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

 

Перечень слов:

1)  клонирование

2)  митоз

3)  половое

4)  почкование

5)  бесполое

6)  оплодотворение

7)  спора

8)  гамета

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 890

Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

РАСТЕНИЕ

 

A)  папоротник щитовник мужской

Б)  лилия тигровая

В)  ландыш майский

Г)  лук репчатый

Д)  крапива двудомная

Е)  тюльпан лесной

 

 

 

ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА

 

1)  корневище

2)  луковица

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 19531

Верны ли следующие суждения о размножении и развитии земноводных?

А.  После зимней спячки лягушки скапливаются в пресных водоемах и выметывают оплодотворенную икру.

Б.  По внешнему виду и образу жизни личинки земноводных на ранних стадиях развития больше похожи на рыб, чем на своих родителей.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 637

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий дог. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35179

Под каким номером изображена селезенка человека?

        15.  Тип 15 № 334

Биологическая роль дыхания в организме человека заключается в

 

1)  диффузии кислорода из капилляров в тканевую жидкость и углекислого газа в капилляры

2)  осуществлении вдоха и выдоха

3)  выделении энергии при окислении органических веществ в клетках

4)  присоединении кислорода к молекулам гемоглобина

        16.  Тип 16 № 35315

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета верхней конечности. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

 

1)  лучевая кость

2)  лопатка

3)  плечевая кость

4)  ключица

5)  запястье

6)  кости пясти

        17.  Тип 17 № 2378

Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  сводчатая стопа

2)  прямой позвоночник без изгибов

3)  позвоночник с S-образным изгибом

4)  широкий чашевидный пояс нижних конечностей

5)  сжатая с боков грудная клетка

6)  массивные челюсти

        18.  Тип 18 № 38967

Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому ее относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ

 

А)  выполняет питательную функцию

Б)  воспринимает раздражения

В)  состоит из тела и отростков

Г)  превращает раздражения в нервные импульсы

Д)  проводит электрическое возбуждение к другим клеткам

 

 

 

ТИП КЛЕТКИ

 

1)  нейрон

2)  клетка-спутник

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35218

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания личинок веснянок.

Список характеристик:

 

1)  паразит

2)  редуцент

3)  консумент

4)  планктонный ораганизм

5)  детритофаг

6)  бентосный организм

        20.  Тип 20 № 35198

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят древесные растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35238

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность жуков плавунцов Численность крупных рыб
        22.  Тип 22 № 12483

Рассмотрите рисунки. Запасание какого вещество их объединяет? Почему растения запасают его?

          23.  Тип 23 № 20956

Ученый изучал болезнь, поражающую листья табака. Чтобы выделить возбудителя заболевания, был выделен сок больных растений и пропущен через керамический фильтр. Керамические фильтры задерживают клетки бактерий на своей поверхности, благодаря размеру пор. Однако после фильтрации сока больных растений на фильтре не было выявлено никакого инфекционного агента, а политые фильтратом здоровые растения заболевали.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Что являлось возбудителем этого заболевания?

          24.  Тип 24 № 1803

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2)  Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3)  Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

          25.  Тип 25 № 1632

В таблице отражены данные по мировому улову рыбы с 1950 по 1980 г. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы. В какие годы был наиболее успешный улов? Назовите возможные причины увеличения улова. Какой прогноз можно было сделать по данной таблице? Оправдался ли он?

 

 

Годы 1950 1960 1970 1980
Улов в млн.тонн 21 36 62 70
          26.  Тип 26 № 12958

Алина занимается баскетболом. После двухчачасовой тренировки она решили зайти по-есть в кафе.

1)  Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?

2)  Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат греческий, жареную курицу с картофельным пюре и шоколадное мороженое?

3)  Где происходит превращение глюкозы в гликоген?

 

Таблица 1

 

Меню кафе и энергетическая ценность блюд

 

 

 

Продукты Белки, г Жиры, г Углеводы, г Калорийность, ккал

 

Закуски
Салат «Оливье» 5,4 16,7 7,0 198
Салат «Греческий» 3,9 17,8 3,4 189
Салат «Цезарь» 14,8 17,2 24,0 304
Первые блюда
Борщ 4,4 3,6 5,5 63
Суп овощной 1,7 1,8 6,2 43
Солянка мясная 5,2 4,6 1,7 69
Вторые блюда

 

Говядина жареная 32,7 28,1 0,0 384
Свинина жареная 11,4 49,3 0,0 489
Курица жареная 26,0 12,0 0,0 210
Горбуша жареная в кляре 17,1 16,4 15,2 281
Окунь речной жареный 20,6 9,1 4,0 180
Гарниры и каши
Рис вареный 2,2 0,5 24,9 116
Картофель жареный 3,7 10,6 24,8 203
Картофельное пюре 2,1 4,6 8,5 82
Десерты

 

Апельсиновые корзиночки с кремом 3,1 8,0 9,2 119
Желе ягодное 2,7 0,1 18,9 82
Безе 2,3 0,0 78,8 305
Десерт «Птичье молоко»

 

5,1 13,8 38,5 289
Лимонное пирожное 5,3 12,2 23,8 220
Мармелад из абрикосов 0,5 0,1 52,4 199
Мороженое с ягодами 4,5 15,5 17,5 223
Пирожное «Кокетка» 18,7 29,4 21,0 418
Пудинг из творога 11,0 19,7 24,3 313
Сливки взбитые 2,4 17,3 17,5 231
Торт «Медовый» 3,7 16,6 42,4 323
Шоколадное мороженое 4,4 15,8 29,1 269
Яблоки в желе 3,0 3,4 18,3 111
Ягодный мусс 1,2 0,8 41,2 167

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 15»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3814542

1.  Тип 1 № 12147

В опыте экспериментатор положил кристаллик поваренной соли в каплю воды с амебами и наблюдал за изменениями формы и размеров тела животного.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35134

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  гинкго двулопастный

Б)  чесночница обыкновенная

В)  стрептококк мытный

Г)  сморчок конический

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 37220

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Воробьинообразные

2)  род Вороны

3)  вид Серая ворона

4)  класс Птицы

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 12235

Изучите график протекания важнейших физиологических процессов человека от температуры воздуха в помещении (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная активность процессов (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Метаболизм не происходит в организме при температуре ниже 17 °C

2)  За эталон активности протекания важнейших физиологических процессов человека принят диапазон от 19 °C до 21 °C.

3)  При 31 °C наблюдается минимальные значения активности физиологических процессов у человека.

4)  При повышении температуры воздуха выше 21 °C активность протекания важнейших физиологических процессов человека медленно, но неуклонно снижается.

5)  В помещениях, где проживает человек, важно устанавливать увлажнители воздуха.

5.  Тип 5 № 20807

Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатных растений на примере традесканции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  для уменьшения испарения воды накройте черенки стеклянной банкой

2)  посадите черенки наклонно в увлажненный песок

3)  нарежьте стеблевые черенки с 3−4 листьями

4)  после образования придаточных корней пересадите растения в горшки

6.  Тип 6 № 37223

Какой физиологический показатель измеряют с помощью прибора, изображенного на рисунке?

 

1)  влажность кожи

2)  уровень глюкозы в крови

3)  насыщение крови кислородом

4)  плотность ногтевой пластины

7.  Тип 7 № 16411

Известно, что Луи Пастер  — микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

 

1)  В своих экспериментах ученый доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

2)  Изучая физические свойства винной кислоты, ученый обнаружил, что она обладает оптической активностью.

3)  Ученый разработал метод предохранительных прививок.

4)  Ученый открыл мельчайшие организмы  — анаэробы, которые могут жить

без кислорода.

5)  Ученый был награжден орденами почти всех стран мира.

6)  Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов ученый предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 мин. или при температуре 70  — 80 °C в течение 30 мин.

8.  Тип 8 № 16323

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Явление

Пример

бесполое размножение

стеблевой черенок

половое размножение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  отпрыск

2)  поросль

3)  почка

4)  гамета

9.  Тип 9 № 14775

Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  свет

2)  осушение болот

3)  вечная мерзлота

4)  состав растительности

5)  ловля рыбы

6)  атмосферное давление

10.  Тип 10 № 14749

Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

 

Перечень слов:

1)  клонирование

2)  митоз

3)  половое

4)  почкование

5)  бесполое

6)  оплодотворение

7)  спора

8)  гамета

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 890

Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

РАСТЕНИЕ

A)  папоротник щитовник мужской

Б)  лилия тигровая

В)  ландыш майский

Г)  лук репчатый

Д)  крапива двудомная

Е)  тюльпан лесной

ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА

1)  корневище

2)  луковица

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 19531

Верны ли следующие суждения о размножении и развитии земноводных?

А.  После зимней спячки лягушки скапливаются в пресных водоемах и выметывают оплодотворенную икру.

Б.  По внешнему виду и образу жизни личинки земноводных на ранних стадиях развития больше похожи на рыб, чем на своих родителей.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 637

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий дог. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш. А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35179

Под каким номером изображена селезенка человека?

15.  Тип 15 № 334

Биологическая роль дыхания в организме человека заключается в

 

1)  диффузии кислорода из капилляров в тканевую жидкость и углекислого газа в капилляры

2)  осуществлении вдоха и выдоха

3)  выделении энергии при окислении органических веществ в клетках

4)  присоединении кислорода к молекулам гемоглобина

16.  Тип 16 № 35315

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета верхней конечности. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

 

1)  лучевая кость

2)  лопатка

3)  плечевая кость

4)  ключица

5)  запястье

6)  кости пясти

17.  Тип 17 № 2378

Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  сводчатая стопа

2)  прямой позвоночник без изгибов

3)  позвоночник с S-образным изгибом

4)  широкий чашевидный пояс нижних конечностей

5)  сжатая с боков грудная клетка

6)  массивные челюсти

18.  Тип 18 № 38967

Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому ее относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ

А)  выполняет питательную функцию

Б)  воспринимает раздражения

В)  состоит из тела и отростков

Г)  превращает раздражения в нервные импульсы

Д)  проводит электрическое возбуждение к другим клеткам

ТИП КЛЕТКИ

1)  нейрон

2)  клетка-спутник

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35218

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания личинок веснянок.

Список характеристик:

 

1)  паразит

2)  редуцент

3)  консумент

4)  планктонный ораганизм

5)  детритофаг

6)  бентосный организм

20.  Тип 20 № 35198

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят древесные растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35238

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность жуков плавунцов

Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 12483

Рассмотрите рисунки. Запасание какого вещество их объединяет? Почему растения запасают его?

23.  Тип 23 № 20956

Ученый изучал болезнь, поражающую листья табака. Чтобы выделить возбудителя заболевания, был выделен сок больных растений и пропущен через керамический фильтр. Керамические фильтры задерживают клетки бактерий на своей поверхности, благодаря размеру пор. Однако после фильтрации сока больных растений на фильтре не было выявлено никакого инфекционного агента, а политые фильтратом здоровые растения заболевали.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Что являлось возбудителем этого заболевания?

24.  Тип 24 № 1803

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2)  Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3)  Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

25.  Тип 25 № 1632

В таблице отражены данные по мировому улову рыбы с 1950 по 1980 г. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы. В какие годы был наиболее успешный улов? Назовите возможные причины увеличения улова. Какой прогноз можно было сделать по данной таблице? Оправдался ли он?

 

Годы

1950

1960

1970

1980

Улов в млн.тонн

21

36

62

70

26.  Тип 26 № 12958

Алина занимается баскетболом. После двухчачасовой тренировки она решили зайти по-есть в кафе.

1)  Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?

2)  Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат греческий, жареную курицу с картофельным пюре и шоколадное мороженое?

3)  Где происходит превращение глюкозы в гликоген?

 

Таблица 1

Меню кафе и энергетическая ценность блюд

 

Продукты

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

Закуски

Салат «Оливье»

5,4

16,7

7,0

198

Салат «Греческий»

3,9

17,8

3,4

189

Салат «Цезарь»

14,8

17,2

24,0

304

Первые блюда

Борщ

4,4

3,6

5,5

63

Суп овощной

1,7

1,8

6,2

43

Солянка мясная

5,2

4,6

1,7

69

Вторые блюда

Говядина жареная

32,7

28,1

0,0

384

Свинина жареная

11,4

49,3

0,0

489

Курица жареная

26,0

12,0

0,0

210

Горбуша жареная в кляре

17,1

16,4

15,2

281

Окунь речной жареный

20,6

9,1

4,0

180

Гарниры и каши

Рис вареный

2,2

0,5

24,9

116

Картофель жареный

3,7

10,6

24,8

203

Картофельное пюре

2,1

4,6

8,5

82

Десерты

Апельсиновые корзиночки с кремом

3,1

8,0

9,2

119

Желе ягодное

2,7

0,1

18,9

82

Безе

2,3

0,0

78,8

305

Десерт «Птичье молоко»

5,1

13,8

38,5

289

Лимонное пирожное

5,3

12,2

23,8

220

Мармелад из абрикосов

0,5

0,1

52,4

199

Мороженое с ягодами

4,5

15,5

17,5

223

Пирожное «Кокетка»

18,7

29,4

21,0

418

Пудинг из творога

11,0

19,7

24,3

313

Сливки взбитые

2,4

17,3

17,5

231

Торт «Медовый»

3,7

16,6

42,4

323

Шоколадное мороженое

4,4

15,8

29,1

269

Яблоки в желе

3,0

3,4

18,3

111

Ягодный мусс

1,2

0,8

41,2

167

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!