СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 8

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3814535   1.  Тип 1 № 12152

Рассмотрите рисунок, на котором изображен механизм передачи половых хромосом.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

        2.  Тип 2 № 35141

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  златоглазка обыкновенная

Б)  трюфель черный

В)  медуница неясная

Г)  чумная палочка

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35159

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

        4.  Тип 4 № 12467

Изучите график зависимости температуры кипения воды (отложено по оси y в °С) от атмосферного давления (отложено по оси х в атм).

 

Зависимость температуры кипения от давления

 

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В диапазоне от 1,45 до 8 атм. температура кипения почти не изменяется.

2)  При достижении давления в 9,68 атм. температура кипения резко повышается.

3)  При давлении в 50 атм. температура кипения равна 300 °C.

4)  Вода начинает кипеть при 150 °C, когда давление равно 4,84 атм.

5)  В диапазоне от 1,45 атм. до 48,40 атм. есть отрезки понижения температуры.

        5.  Тип 5 № 923

Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

        6.  Тип 6 № 1510

Какой метод Вы бы использовали для изучения строения клетки растений?

 

1)  гибридизация

2)  вскрытие

3)  микроскопия

4)  эксперимент

        7.  Тип 7 № 2379

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

        8.  Тип 8 № 887

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

 

Целое Часть
Целлюлоза Глюкоза
Белок ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  хитин

2)  рибоза

3)  аминокислота

4)  нуклеотид

        9.  Тип 9 № 1532

Какие из приведенных характеристик характерны для однодольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  могут быть древесными

2)  трехчленный цветок

3)  проводящие пучки без камбия

4)  две семядоли

5)  перистое жилкование

6)  мочковатая корневая система

        10.  Тип 10 № 1244

Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

 

Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) кольцевая ДНК 2) лизосома 3) эукариотическая 4) митохондрия
5) хромосома 6) прокариотическая 7) органоид 8) хлоропласт

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 14777

Установите соответствие между признаком организма и его принадлежностью к царству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА

 

А)  по способу питания — автотрофы и гетеротрофы

Б)  по способу питания — только гетеротрофы

В)  клетка имеет оформленное ядро

Г)  тело образовано гифами

Д)  ядерное вещество расположено в цитоплазме

 

 

 

ЦАРСТВО

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 1531

Укажите, какие из приведенных суждений верны.

 

A.  Корневое давление не влияет на транспорт воды к листьям растения.

Б.  Транспорт воды по стеблю снизу вверх обеспечивается регулируемым испарением воды (транспирацией).

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

        13.  Тип 13 № 1922

Классификация бактерий  — очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.

 

А. Форма клеток:

 

 

Б. Окраска по Граму:

1.  грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)

2.  грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мертвых

 

В. По связи клеток друг с другом:

1.  одиночные

2.  колониальные

 

Г. По наличию жгутиков:

1.  без жгутиков

2.  с одним жгутиком

3.  с двумя и более жгутиками

 

Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Escherichia coli и классифицируйте их по приведенным выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        14.  Тип 14 № 35182

Под каким номером изображена кость человека?

        15.  Тип 15 № 42

Нервные импульсы поступают непосредственно к железам по

 

1)  аксонам двигательных нейронов

2)  аксонам вставочных нейронов

3)  серому веществу спинного мозга

4)  белому веществу спинного мозга

        16.  Тип 16 № 35307

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение пищеварительной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  желчный пузырь

2)  пищевод

3)  желудок

4)  двенадцатиперстная кишка

5)  печень

6)  тонкий кишечник

        17.  Тип 17 № 409

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

        18.  Тип 18 № 1983

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

 

 

 

ТИП НЕЙРОНА

 

1)  двигательный

2)  вставочный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 37236

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания свиристеля.

Список характеристик:

1.  продуцент

2.  листовой вредитель

3.  пищевой конкурент синицы

4.  консумент первого и второго порядков

5.  консумент третьего порядка

6.  способствует распространению плодов и семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

        20.  Тип 20 № 37237

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 37238

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность лягушек и лисиц, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лягушек Численность лисиц
        22.  Тип 22 № 38971

Объект, изображенный на рисунках, вызывает инфекционное заболевание у человека. Что это за объект? Каким путем происходит передача инфекции от человека к человеку?

 

Внешний вид

Схема строения

          23.  Тип 23 № 20961

Ученые сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчета количества продуктов обмена было посчитано количество произведенной энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чем заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?

          24.  Тип 24 № 20811

 

Особенности растительной клетки

В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме нее ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зеленых пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах желтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окруженные мембраной и заполненные клеточным соком. В нем содержатся в растворенном виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворенными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создается напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Что собой представляют пластиды?

2)  Какую роль выполняют вакуоли?

3)  С какими органоидами растительной клетки связаны синтетические процессы обмена веществ?

          25.  Тип 25 № 2324

Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

 

Размеры яйцеклеток животных

 

 

Животные Размеры

яйцеклеток (в мм)

Аскарида 0,04
Курица 30
Моллюски, иглокожие

 

1,4

 

Лягушка 1,5

 

Корова 0,15
Лососевые рыбы

 

6–9

 

Страус 80
Крокодил 50
Кошка 0,13
Человек 0,1

 

1)  Назовите размеры яйцеклетки у представленного в таблице земноводного.

2)  Почему размеры яйцеклеток у аскариды так малы?

          26.  Тип 26 № 20783

В четверг шестиклассница Екатерина посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое еще количество жиров должно быть в пищевом рационе Екатерины в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 12 лет, а масса тела – 27 кг?

3)  Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 8»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3814535

1.  Тип 1 № 12152

Рассмотрите рисунок, на котором изображен механизм передачи половых хромосом.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

2.  Тип 2 № 35141

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  златоглазка обыкновенная

Б)  трюфель черный

В)  медуница неясная

Г)  чумная палочка

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35159

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

4.  Тип 4 № 12467

Изучите график зависимости температуры кипения воды (отложено по оси y в °С) от атмосферного давления (отложено по оси х в атм).

Зависимость температуры кипения от давления

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В диапазоне от 1,45 до 8 атм. температура кипения почти не изменяется.

2)  При достижении давления в 9,68 атм. температура кипения резко повышается.

3)  При давлении в 50 атм. температура кипения равна 300 °C.

4)  Вода начинает кипеть при 150 °C, когда давление равно 4,84 атм.

5)  В диапазоне от 1,45 атм. до 48,40 атм. есть отрезки понижения температуры.

5.  Тип 5 № 923

Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

6.  Тип 6 № 1510

Какой метод Вы бы использовали для изучения строения клетки растений?

 

1)  гибридизация

2)  вскрытие

3)  микроскопия

4)  эксперимент

7.  Тип 7 № 2379

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

8.  Тип 8 № 887

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

Целое

Часть

Целлюлоза

Глюкоза

Белок

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  хитин

2)  рибоза

3)  аминокислота

4)  нуклеотид

9.  Тип 9 № 1532

Какие из приведенных характеристик характерны для однодольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  могут быть древесными

2)  трехчленный цветок

3)  проводящие пучки без камбия

4)  две семядоли

5)  перистое жилкование

6)  мочковатая корневая система

10.  Тип 10 № 1244

Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кольцевая ДНК

2) лизосома

3) эукариотическая

4) митохондрия

5) хромосома

6) прокариотическая

7) органоид

8) хлоропласт

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 14777

Установите соответствие между признаком организма и его принадлежностью к царству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА

А)  по способу питания — автотрофы и гетеротрофы

Б)  по способу питания — только гетеротрофы

В)  клетка имеет оформленное ядро

Г)  тело образовано гифами

Д)  ядерное вещество расположено в цитоплазме

ЦАРСТВО

1)  Грибы

2)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1531

Укажите, какие из приведенных суждений верны.

 

A.  Корневое давление не влияет на транспорт воды к листьям растения.

Б.  Транспорт воды по стеблю снизу вверх обеспечивается регулируемым испарением воды (транспирацией).

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 1922

Классификация бактерий  — очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.

 

А. Форма клеток:

 

 

Б. Окраска по Граму:

1.  грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)

2.  грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мертвых

 

В. По связи клеток друг с другом:

1.  одиночные

2.  колониальные

 

Г. По наличию жгутиков:

1.  без жгутиков

2.  с одним жгутиком

3.  с двумя и более жгутиками

 

Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Escherichia coli и классифицируйте их по приведенным выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

14.  Тип 14 № 35182

Под каким номером изображена кость человека?

15.  Тип 15 № 42

Нервные импульсы поступают непосредственно к железам по

 

1)  аксонам двигательных нейронов

2)  аксонам вставочных нейронов

3)  серому веществу спинного мозга

4)  белому веществу спинного мозга

16.  Тип 16 № 35307

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение пищеварительной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  желчный пузырь

2)  пищевод

3)  желудок

4)  двенадцатиперстная кишка

5)  печень

6)  тонкий кишечник

17.  Тип 17 № 409

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18.  Тип 18 № 1983

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

ТИП НЕЙРОНА

1)  двигательный

2)  вставочный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 37236

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания свиристеля.

Список характеристик:

1.  продуцент

2.  листовой вредитель

3.  пищевой конкурент синицы

4.  консумент первого и второго порядков

5.  консумент третьего порядка

6.  способствует распространению плодов и семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

20.  Тип 20 № 37237

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

21.  Тип 21 № 37238

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность лягушек и лисиц, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лягушек

Численность лисиц

22.  Тип 22 № 38971

Объект, изображенный на рисунках, вызывает инфекционное заболевание у человека. Что это за объект? Каким путем происходит передача инфекции от человека к человеку?

Внешний вид

Схема строения

23.  Тип 23 № 20961

Ученые сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчета количества продуктов обмена было посчитано количество произведенной энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чем заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?

24.  Тип 24 № 20811

Особенности растительной клетки

В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме нее ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зеленых пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах желтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окруженные мембраной и заполненные клеточным соком. В нем содержатся в растворенном виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворенными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создается напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Что собой представляют пластиды?

2)  Какую роль выполняют вакуоли?

3)  С какими органоидами растительной клетки связаны синтетические процессы обмена веществ?

25.  Тип 25 № 2324

Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Размеры яйцеклеток животных

Животные

Размеры

яйцеклеток (в мм)

Аскарида

0,04

Курица

30

Моллюски, иглокожие

1,4

Лягушка

1,5

Корова

0,15

Лососевые рыбы

6–9

Страус

80

Крокодил

50

Кошка

0,13

Человек

0,1

 

1)  Назовите размеры яйцеклетки у представленного в таблице земноводного.

2)  Почему размеры яйцеклеток у аскариды так малы?

26.  Тип 26 № 20783

В четверг шестиклассница Екатерина посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое еще количество жиров должно быть в пищевом рационе Екатерины в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 12 лет, а масса тела – 27 кг?

3)  Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс