РЕШУ ОГЭ — биология
Вариант № 3814536
1. Тип 1 № 19367
На рис. 1 изображено растение, которое поставили на подоконник. За несколько дней наблюдения с листьями растения произошло изменение (рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
Какое ОБЩЕЕ свойство живого иллюстрирует данный опыт?
2. Тип 2 № 35147
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) багульник болотный
Б) тутовый шелкопряд
В) опенок северный
Г) холерный вибрион
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения
3) Грибы
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 35162
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Псовые
2) класс Млекопитающие
3) вид Обыкновенная лисица
4) отряд Хищные
5) род Лисица
4. Тип 4 № 14744
Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме:
1) с повышением его температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает;
2) с повышением его температуры непрерывно медленно растет;
3) имеет минимальное значение в интервале 31–33 ºС;
4) с повышением его температуры растет, достигая своего максимального значения, после чего снижается;
5) достигает максимума при его температуре в пределах 37–39 ºС.
5. Тип 5 № 1984
Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) клетка
2) ткань
3) ген
4) орган
5) ядро
6. Тип 6 № 2944
Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью
1) описания органов растений
2) сравнения растений разных природных зон
3) наблюдения за ростом растения
4) эксперимента по фотосинтезу
7. Тип 7 № 2381
Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.
2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.
5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.
6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
8. Тип 8 № 279
Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Кролик | Лягушка |
Жираф | Паук |
Слон | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) источник питания
2) способ размножения
3) характер передвижения
4) органы кровообращения
9. Тип 9 № 14921
Какую роль в жизни земноводных имеет слизь, вырабатываемая кожными железами?
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) растворяет кислород
2) увеличивает поверхность кожи
3) обеззараживает кожу
4) защищает от естественных врагов
5) увеличивает скорость движения крови
6) способствует передвижению в наземно-воздушной среде
10. Тип 10 № 924
Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Насекомые с ___________ (А) проходят в своем развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением дает возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гусеница | 2) личинка | 3) куколка | 4) яйцо |
5) неполное превращение | 6) полное превращение | 7) взрослое насекомое | 8) чешуекрылое |
11. Тип 11 № 378
Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ
A) личинка майского жука
Б) личинка комара
В) дождевой червь
Г) крот
Д) дельфин
Е) гидра
СРЕДА
1) водная
2) почвенная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 504
Верны ли следующие суждения об агротехнических приемах выращивания культурных растений?
А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений.
Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней в верхних слоях почвы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 2051
Рассмотрите фотографию лошади породы ольденбургская. Выберите характеристики, соответствующие его (ее) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 38963
Под каким номером изображен структурный элемент почки человека — нефрон?
1)
2)
3)
4)
15. Тип 15 № 970
Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, потому что она кроме инсулина вырабатывает
1) слизь
2) желудочный сок
3) желчь
4) пищеварительный сок
16. Тип 16 № 35312
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) эпидермис
2) гиподерма
3) подкожная жировая клетчатка
4) потовая железа
5) мышца, поднимающая волос
6) сальная железа
17. Тип 17 № 2090
Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для протекания процесса используется энергия света.
2) Процесс происходит при наличии ферментов.
3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.
5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
18. Тип 18 № 16412
Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который ее обеспечивает:
к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ
А) работа сердца
Б) сокращение гладкой мускулатуры сосудов
В) сокращение скелетной мускулатуры
Г) восприятие внешних раздражений
Д) работа пищеварительной системы
ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1) соматический
2) вегетативный
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
19. Тип 19 № 35261
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пустынного ворона.
1) хищник
2) консумент первого порядка
3) консумент второго и третьего порядков
4) продуцент
5) растительноядное животное
6) насекомоядное животное
20. Тип 20 № 35211
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит суслик, начиная с продуцента. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35271
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пустынных злаков и скорпионов, если в течение нескольких лет шло увеличение численности муравьев? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) не изменится
2) уменьшится
3) увеличится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность пустынных злаков | Численность скорпионов |
| |
22. Тип 22 № 12248
Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.
23. Тип 23 № 20977
Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?
24. Тип 24 № 2646
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Естественный отбор — процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Основным материалом для отбора служат случайные наследственные изменения — мутации и их комбинации. В настоящее время различают движущий и стабилизирующий отбор.
Движущий отбор — форма отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определенную сторону от среднего значения, получают преимущества. При этом иные вариации признака (его отклонения в противоположную сторону от среднего значения) подвергаются отрицательному отбору. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определенном направлении. Примером является «индустриальный меланизм» у бабочек, представляющий собой резкое повышение доли темноокрашенных особей в тех популяциях насекомых, которые обитают в промышленных районах. Из-за промышленного воздействия стволы деревьев значительно потемнели, а также погибли светлые лишайники, из-за чего светлые бабочки стали лучше видны для птиц, а темные — хуже. Движущий отбор осуществляется при изменении окружающей среды или приспособлении к новым условиям при расширении ареала.
Стабилизирующий отбор — форма отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака. Причем отбор осуществляется при неизменных условиях окружающей среды в рамках существующего ареала. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Например, у млекопитающих новорожденные с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорожденные со средним весом.
Прочитайте текст и выполните задание
Используя содержание текста «Формы естественного отбора», ответьте на следующие вопросы.
1) При каких условиях внешней среды действует движущий отбор?
2) Какие особи получают преимущество при действии стабилизирующего отбора?
3) Почему борьбу с колорадским жуком можно считать примером движущего отбора?
25. Тип 25 № 1378
Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность
основных сельскохозяйственных культур центральной
Наименование культуры | 2005 год | 2006 год |
площадь, га | вал. сбор, т | урожай- ность, ц/га | площадь, га | вал. сбор, т | урожай- ность, ц/га |
Озимая пшеница | 515 | 2777 | 54 | 545 | 3749 | 69 |
Клещевина | 27 | 17 | 10 | 16 | 13 | 8 |
Подсолнечник | 158 | 217 | 14 | 156 | 325 | 21 |
Лен масличный | 157 | 135 | 9 | 122 | 202 | 17 |
1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?
2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.
3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.
26. Тип 26 № 37243
Ольга, мастер спорта по большому теннису в одиночном разряде, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырех часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время
между двумя тренировками Ольга посетила кафе быстрого питания и заказала себе на обед следующие блюда: борщ сибирский, омлет с ветчиной, салат мясной и сладкий чай.
Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.
1) Рассчитайте энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
2) Насколько заказанный обед компенсирует энергозатраты утренней тренировки (в %)?
3) Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови?
Таблица 1
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетические затраты |
Прогулка — 5 км/ч; езда на велосипеде — 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная | 4,5 ккал/мин. |
Прогулка — 5,5 км/ч; езда на велосипеде — 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) | 5,5 ккал/мин. |
Ритмическая гимнастика; прогулка — 6,5 км/ч; езда на велосипеде — 16 км/ч; каноэ — 6,5 км/ч; верховая езда — быстрая рысь | 6,5 ккал/мин. |
Роликовые коньки — 15 км/ч; прогулка — 8 км/ч; езда на велосипеде — 17,5 км/ч; бадминтон — соревнования; большой теннис — одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи | 7,5 ккал/мин. |
Бег трусцой; езда на велосипеде — 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде | 9,5 ккал/мин. |
Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Энергетическая ценность (ккал) |
Борщ сибирский | 4 | 17 | 7 | 200 |
Лапша куриная | 12 | 4 | 20 | 165 |
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей | 16 | 28 | 36 | 470 |
Плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Омлет с ветчиной | 21 | 14 | 35 | 350 |
Салат «Цезарь» | 14 | 12 | 15 | 250 |
Салат овощной | 3 | 0 | 10 | 60 |
Салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
Морс клюквенный | 0 | 0 | 24 | 100 |
Апельсиновый сок | 2 | 0 | 35 | 225 |
Яблочный сок | 0 | 0 | 19 | 84 |
Чай сладкий | 0 | 0 | 14 | 68 |