СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению "Звуки [д- д’]. Буквы Дд".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению "Звуки [д- д’]. Буквы Дд".»

Белозёрова Н.А.

УМК «Перспектива» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)

Тема урока: Звук [д- д’]. Буква Дд.

1. Цели урока: Знакомство с графическим изображением звуков [д], [д´], буквами Дд. Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.


2. Задачи урока.

Образовательные: познакомить с новой буквой; формировать навык правильного слогового осознанного чтения.


Развивающие: развивать фонематический слух и речь; умение слушать и слышать; внимание; логическое мышление; умение работать с разной информацией.


Воспитательные: воспитывать и развивать коммуникативную культуру; умение сотрудничать; положительное отношение к учебной деятельности.


Здоровьесберегающие:. Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения (ситуация успеха).


Формирование УУД:

Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД: осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков;

выделение нового звука, уметь находить и выделять необходимую информацию, учить строить логическую цепь рассуждения,

уметь оценивать себя и друг друга

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: воспитывать положительное отношение к учению; знать правила поведения и учить общаться в школе, на уроке;

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Оборудование: «Азбука: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, , индивидуальные задания для работы в группах.


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Технология: полного усвоения знаний.

Методы: репродуктивный, формирование умений и навыков по применению знаний на практике.



Ход урока.

Организационный момент

  1. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.

- Что такое счастье?

- Когда вы чувствовали себя счастливым человеком?

- Может ли работа быть источником счастья?

У каждого человека своё понимание счастья. Но сегодня на уроке мы попробуем получить удовольствие от работы и почувствовать себя счастливыми людьми.

  1. Развитие речевого аппарата.

Упражнение «Барабанщики».

(Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами. Отчётливо произносить звук /д/.

  1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мыльные пузыри»

Вдох носом, выдох, как будто надуваем пузыри, губы сложены трубочкой.

  1. Работа над дикцией.

Повторяем с интонацией таинственности.

В этот час, весёлый час,

Вам загадок я припас.

Аландали – дандали!

Отвечайте, правда ли?

  1. Актуализация опорных знаний.

Ребята, перед вами буквы, которые мы изучили. Разделите изученные буквы на 2 группы в зависимости, какой звук они обозначают. ( гласные и согласные)

-Назовите признаки гласных звуков,

(При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог.

-Расскажите стихотворение о гласных звуках.

(Гласных звуков ровно шесть.

Их нетрудно перечесть:

А-О-У-Э-Ы-И

Звуки гласные мои.)

…согласных звуков.

При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и глухие, слог не образуют.)

-Чем звуки отличаются от букв?

(Звуки - произносим, говорим; буквы - видим, читаем, пишем)

-Из букв разрезной азбуки составьте слова: усы, лиса.

(Работа у доски)

-Определите в каждом слове гласные, количество слогов, ударный слог.

(Выполнение детьми)

-Какую работу выполняли? Для чего?

(Мы повторяли, какие звуки бывают, чем они отличаются, учились составлять слова, определять количество слогов и ударение в словах. Это нужно для успешной учёбы и чтобы быть умными)

  1. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

Учитель: Помогите мне закончить предложения.

На слайде появляется картинка. (По щелчку мышки появляются остальные картинки.)

На поляне ... (дом).

Вокруг дома … (деревья )

К дому ведёт… (дорожка).

На дереве сидит ... (дятел).

К дому идёт … (дедушка).

Его встречает … (девочка)

− Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?

− Придумаем заглавие. Повторите весь текст с заглавием.

− Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.

− Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

  1. «Открытие» нового знания. Знакомство со звуками [д-д*] и буквами Д, д.

Демонстрируется слайд


– На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)

– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д,].)

– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам

Работа проходит в группах постоянного состава

– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: слайд.


Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Демонстрируется слайд

дятел

дом

дерево

дупло

– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?

Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) .

-Назовите первый звук в названии данного предмета (иллюстрация ДЯТЕЛ)

(Первый звук в слове –дом- [д*] – это согласный мягкий звонкий звук)

-Кто из вас знает, какой буквой записывается звук [д*]?

(К доске выходят два ученика и выставляют буквы)

-Кто согласен?

(Дети показывают пальцами знаки «+» или «-»)

-Назовите первый звук в названии данного предмета (иллюстрация ДОМ)

(Первый звук в слове –дом- [д] – это согласный твёрдый звонкий звук)

-Кто из вас знает, какой буквой записывается звук [д]?

(К доске выходят два ученика и выставляют буквы)

-Кто согласен?

(Дети показывают пальцами знаки «+» или «-»)

-Действительно, необходим данный значок-буква

-Что вы заметили?

(Мы заметили, что звуки записаны одной и той же буквой)

Кто из вас знает, как называется буква?

(Есть в классе дети, которые скажут: дэ)

-Правильно. Это буква называется: дэ. Давайте найдём место буквы в алфавите. В каком ряду расположена буква Д в алфавите?

Какая буква следует за буквой Д?

Как правильно произносить название буквы?

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

(Буквы «дэ» две, заглавная для того, чтобы записывать её в начале предложения и имена собственные)

Назовите ещё раз работы буквы «дэ»

(Буква «дэ» выполняет 2 работы: согласный твёрдый звонкий звук и согласный мягкий звонкий звук [д*])

- Делаем вывод:

Буква Д обозначает два звука д и дь,

Звук д- согласный, твердый, звонкий.

Звук дь- согласный, мягкий, звонкий.

Физкультминутка

Когда я буду называть слова в которых будет звук Д – вы приседаете, когда звука Д не будет – подпрыгиваете.

Дверь, доска, окно, декабрь, точка, дом, дым, тарелка, трава, деревня, мотор, дрозд.


А теперь игра «Ловушка». Как только я назову слово, в котором есть твердый звук Д – вы захлопываете ловушку. Мягкий – не берем.

Слова :дом, дерево, дорога, девочка, дудка, дуб, дело ,динозавр, дача, двор, день, дверь, дрозд.


  1. Первичное закрепление.

1). Работа по Азбуке стр 12

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дубы, дети.)

– Прочитайте слово «дом» по слогам.

– Сколько в слове слогов?

– На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»?

– Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»?

– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «о».)

– Прочитайте слово «дубы» по слогам.

– Сколько в слове слогов?

– Произнесите первый звук в слове «дубы».

– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)

– Прочитайте слово «дети» по слогам.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «дети» стоит буква «д»?

– Какой звук обозначает буква «д» в слове «дети»?

– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «е».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и»)

2).Чтение слогов и слов (с. 12).

(Как прочитать слоги с данной буквой и слова. Поможет Азбука)


Физминутка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок»

– На экране – ключевые слова и рисунок. Прочитайте слова и рассмотрите рисунок.

дымок

труба

всё-всё увидеть

растаял


– Как вы думаете, о чём будем читать? (Варианты ответов детей.)

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

Прочитайте про себя текст «Дымок».

Задания 3-ой и 2-ей группам (плохо и средне читающим детям)

Найдите в тексте «Дымок» слова с новыми звуками. Подчеркните их. Определите, каким в подчеркнутых словах является новый звук: твёрдым или мягким?

Проверка выполнения заданий: 1-я группа читает вслух, а 2-я и 3-я группы слушают. Текст читается по предложениям с комментариями (комментируют все группы). Ключевые слова по мере встречи с ними в тексте появляются на слайде

1-е предложение. Над трубой появился белый дымок.

– Представьте, какой был дымок? (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)

2-е предложение. Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

– Заметили ли вы, что автор оживил дымка? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение. – Постой, не спеши, - стала учить труба.

– Какой вопрос можно задать, прочитав это предложение? (Почему стала его учить труба?)

– Почему стала его учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)

4-е предложение. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть!

– Каким был дымок? (Любознательным.)

– А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)

5-е предложение. Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся.

– Почему так думает труба?

– А что ответит дымок? Прочитайте.

6-е предложение. – А я сразу на все четыре стороны полечу, – выпалил дымок.

– «Выпалил» – что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.)

Что произойдет дальше с ним? (Предположения детей.)

– Прочитайте 7-е предложение не спеша.

7-е предложение. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.

– Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)

– Что он означает? (При чтении нужно сделать небольшую паузу.)

– Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.

– Что же случилось с Дымком? Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)

– Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял?

– А что об этом сказано в тексте? (Дети читают 8-е предложение.)

8-е предложение. – Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.

– Как вы думаете, куда плывут послушные дети? Мог ли быть с ними наш Дымок?


– За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо»? (Обмен мнениями.)

Мы сегодня много раз читали и записывали слово дом. А что оно означает?

а) квартира, помещение

б) семья, род.

-А вы любите свой дом? Почему? Как нужно относиться к своему дому, семье?

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой родимый, тёплый дом

Рефлексия.

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Какие знания открыли?

- Посмотрим, достигли вы поставленной цели? Помогут нам в этом волшебные цветы. У каждого ряда свой цветок.

- У вас на партах лежат цветные лепестки: зеленый – означает – да, жёлтый – сомнение, красный – нет.

- У меня сегодня всё получилось. Я открыл новые знания. Я сегодня доволен своей работой на уроке.

- Молодцы!

  • Мы гостей сегодня ждали
    И с волнением встречали
    Хорошо ли мы умеем
    И читать, и отвечать?
    Не судите очень строго,
    Ведь учились мы не много.
    Приходите снова к нам,
    Рады мы всегда гостям!







Дымок.

Над трубой появился белый дымок.

Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

– Постой, не спеши, - стала учить труба.

– Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть!

Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся.

– А я сразу на все четыре стороны полечу, – выпалил дымок.

И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.

– Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.