К Предтекстовый этап - Любой язык по-своему велик. Изучить другой язык - прожить вторую жизнь – так как гласит народная мудрость. Появление пословиц и поговорок относится к глубокой древности. - Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете? Стратегия «Закончи мысль». Учащиеся получают незаконченные пословицы, к которым должны дополнить нужным словом. 1) Не давши слова – крепись, а давши - ___________. 2) Слово не воробей, вылетит - ______________. 3) Словам болтуна не велика _________. 4) Больше дела, меньше ____________ . 5)Глупые слова жить мешают, а разумные во всём ________. Слова для справок: цена, слов, не поймаешь, помогают, держись. И Текстовый этап Прочитайте текст. С давних времён люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества! Одни доказывают, что язык – бесценный дар Бога, другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык – это подарок какой-то неведомой космической цивилизации. Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком. Мы разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем… И во всех этих случаях используем язык. Без языка общество людей не могло бы существовать. Вопросы к тексту. Почему люди придумывали много легенд и сказаний о том, откуда появился язык? (Они делали предположения, хотели разгадать его тайну.) Почему, по мнению учёных, существование языка необходимо человечеству? (Именно он делает человека человеком.) Придумайте заголовок, запишите его. Отражает ли он тему текста? Определите тему текста. Прочитайте последнее предложение текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли, отвечая на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?» 6. Составьте простой план текста. 7. Выпишите из последнего предложения все существительные, определите их род. У какого существительного род определить невозможно? Дескрипторы: 1. Отвечает на вопросы по содержанию текста. 2. Озаглавливает текст. 3. Определяет тему текста. 4. Приводит доказательства по поставленной мысли. 5. Составляет простой план. 6. Выписывает существительные из последнего предложения, определяет род. Просмотр презентации «Род имен существительных. Озаглавьте текст. Запишите. Сделайте морфемный разбор слов: грустное2 , берёзках2 ,освещают2 . (Озаглавить) Наступила осень. Светит грустное2 солнце. На стройных берёзках2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром. Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя. Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл. Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима. И Послетекстовый этап Напишите синквейн по теме «Язык». 1. Язык. 2.Сложный, простой. 3.Выражает, обозначает, передает. 4. Используется в повседневной жизни. 5. Средство. |