Занятие 1
Сочинение-рассуждение как вид речевой задачи
Цели
Дать представление о сочинении-рассуждении как виде речевой задачи.
Познакомить с критериями, которые определяют содержание и форму письменного высказывания.
I. Разминка
1. Какие языковые средства используются в этом предложении?
Нежность цвела в её сердце, будто луговой цветок, который сам по себе растёт на поляне и радует взор проходящего мимо человека.
1) антитеза 2) метафора 3) синтаксический параллелизм 4) сравнение 5) метонимия
2. Какое предложение является логическим продолжением следующего текста?
Должно быть, не всем женщинам известно, что в далёкие времена их прабабушки нежно любили никель. Да-да, не удивляйтесь: ещё в начале прошлого века никель считался драгоценным металлом.
а) Прошло почти полвека, пока немецкому учёному Рихтеру удалось выделить из руды относительно чистый никель.
б) «В чём причина неудач?» — ломали голову учёные всего мира.
в) Не менее важное занятие никеля — создание разнообразных сплавов с другими металлами.
г) Добыча никеля была связана с большими трудностями, и крохотные его запасы попадали в руки ювелиров.
3. Какую мысль можно обосновать следующим примером?
Многие учёные считают, что своим появлением люди обязаны тем обезьянам, которые в результате мощного радиационного облучения утратили многие качества, присущие их здоровым «соплеменникам». Они стали менее сильными, менее ловкими, менее подвижными, но взаимовыручка помогла им не только выстоять, но и стать родоначальниками нового биологического вида.
а) Таким образом, становится понятным, что в природе царят жестокие законы, и нельзя эти законы переносить на человеческое общество.
б) Этим в первую очередь обусловлено представление о неравноценности человеческих рас.
в) Коллективизм, забота о ближнем стали тем главным орудием, которое помогло людям выиграть борьбу за существование.