СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы устных вычислений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний.знакомство с приемами письменных вычислений

Просмотр содержимого документа
«Приемы письменных вычислений.»

Тема урока : Приемы письменных вычислений.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: познакомить с приёмами письменных вычислений; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты:

Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; формировать умения самоанализа и самоконтроля результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Предметные: познакомить с письменными приемами сложения и вычитания без перехода через десяток;, научить правильно оформлять запись таких приемов; закреплять знание нумерации в пределах 1000, а также умение решать задачи изученных видов.

Метапредметные:

Регулятивные: умеет определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: умеет ориентироваться в своей системе знаний: отличает новое от уже изученного с помощью учителя, производить простые логические действия .
Коммуникативные: умеет выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учится работать в паре, формулирует собственное мнение.

Оборудование : лист для устного счета, алгоритм сложения и вычитания,лист самооценки, солнышки разных цветов, светофор.

Технологическая карта урока математики в 3 классе


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности

Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, и тихонько сели.

-Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо "Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению..."

-Ребята, что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?

(Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, а не только учителя; уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть; работать быстро и дружно.)

- Сегодня у нас необычный урок математики. На нем мы все отправимся в волшебный мир сказки.

-Как вы считаете, с каким настроением нужно отправляться в путешествие ?

-А у вас хорошее настроение ?

-Но прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно узнать все ли готовы. Проверим домашнее задание.

Слушают учителя и настраиваются на урок



Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку


К - планируют учебное сотрудничество с учите

лем и сверстниками.

Л - понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету


2.Проверка д/з.


А)-Давайте проверим задачу, которую решали дома. С.57 № 5

-Сколько действий в задаче ?

-1 ученик решает на доске. (СВЕТОФОР)

Б)Другие проверяют примеры выборочно 6

- Прочитать пример, в ответе которого 190 ( 140+50),

-Уменьшаемое 320, вычитаемое 200 Найти разность.( 320- 200)

-Прочитать пример, в котором делитель 7. (91 : 7)

-Найти пример, в котором 1 множитель выражен двузначным числом.( 27*3)

-ВЫВОД.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.



Ребята решают на доске задачу

П - проводят анализ, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

3. Актуализация знаний

А)Молодцы! Все вы готовы отправиться в сказку. А теперь

отгадайте загадку, чтобы узнать главного героя.

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный:

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?..

-Буратино! (показываю Буратино)

-Буратино -по-итальянски -деревянная кукла. А как называется сказка и кто ее написал ?( Золотой ключик или Приключения Буратино- Алексей Толстой)

-показать книгу и портрет писателя.

  • -Если вы сегодня будете хорошо работать, то узнаете тайну Золотого ключика. И так, вы хотите узнать тайну ?

  • -Итак, сказка начинается !!!

-У вас у каждого есть ЛИСТ КОНТРОЛЯ, в нем будете ставить оценку за каждый этап работы

Б) Устный счет. « Зарядка для ума»

--Отправляясь в страну дураков, Буратино попадает в дремучий математический лес. Давайте поможем найти тропинку. Для этого мы должны поработать устно.

-Идет Буратино и видит - стоит корзина с орешками. А орешки не простые, внутри каждого задание, с которым должен справиться наш герой, чтобы продолжить путь. Поможем Буратино ?

А) - Запиши число, в котором 5 сотен и 3 десятка (530), 5 сотен и 3 единицы (503), 7 сотен 5 десятков и 8 единиц (758), 8 сотен и 8 единиц (808). (запись в столбик)

карточки прикреплены на обратной доске для проверки (поставить баллы табл. №1) – ( в столбик)

Б) - И еще одно задание. Я его перевела на доску.

-Соедините по порядку точки, соответствующие ответам примеров.

Чтобы получилось что-то , нужно вспомнить таблицу умножения и деления.


30 : 5 * 10 = 60 100 : 20 * 3 = 15

100 : 5*2=40 81:9*4 = 36 99:1*0 = 0 4*9:6 = 6

о

-Что у вас получилось? (Автомобиль) ( оценка табл. 2)


Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения

















Выполняют задания.



















Выполняют задания.

Оценивают











Решают задание с комментированием.

Ппроводят анализ, обобщение, аналогию; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

К – обмениваться мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета


Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К - обмениваются

мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образова-тельного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме; слушают собеседника, ведут диалог.

Л - осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познава-тельный интерес к изучению предмета

4. Постановка учебной задачи и её решение

(изучение нового материала)

А)Вот и нашел Буратино тропинку. Он пошел по ней, и она привела его к домику Мальвины.

-Мальвина пригласила Буратино в гости, напоила чаем и решила проверить его знания по математике. А тему урока выбрала новую : работу над письменными приёмами сложения и вычитания трёхзначных чисел, над развитием вычислительных навыков, решением задач.

-Какие задачи Мальвина поставила Буратино на уроке?

-Так как Буратино не ходил в школу, то с этой темой он не может справиться. Давайте поможем ему в этом разобраться.

Б) Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых:

»

530- 500+30 (на доске)

503= 500+3 ( комментирование)

758=700+50+8 (самостоятельно)

808=800+8 (самостоятельно)















Ответы детей



Формулируют тему урока





Взаимопроверка – работа в парах



П - проводят анализ, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-практических задач.

Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К - обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образователь

ного процесса; формули-руют и аргументируют свою позицию по обсуж-даемой проблеме; слу-шают собеседника, ведут диалог

5.Изучение нового материала

А). - А для начала давайте вы напомните Буратино , как мы будем складывать и вычитать двухзначные числа. Сложите в столбик 34 и 23, 48-29

-Какое правило мы знаем , когда записываем примеры в столбик?

Б) А теперь давайте попробуем сложить в столбик 234 и 523.

- Чем отличаются эти примеры от предыдущих? ( есть разряд сотен)

-Как вы думаете, как будем записывать примеры ?

-В математике есть алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел. Давайте его составим.

Алгоритм сложения:

-Записываю второе слагаемое: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

- Складываю единицы, складываю десятки, складываю сотни.

В) аналогично пример на вычитание 465 и 123

-Вы догадались какая тема нашего урока ? Как она связана с темой предыдущих уроков ? Чему вы должны научиться на этих уроках? ( Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с письменным сложением трехзначных чисел)

-Ребята, посмотрите на Буратино , как вы думаете, он усвоил алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел ?

Г) Вывод: Трехзначные числа складываются и вычитаются

так же, как и двузначные числа.

Выполняют задания.











Устные и письменные вычисления





Записать решение столбиком.








6. Динамическая пауза

Видеофрагмент

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке.


7.  Первичное закрепление

А)- С математикой Буратино справился, а за плохое поведение Артемон запер его в темный чулан. У Буратино есть от чулана ключи, но он не знает каким ключом можно открыть дверь. А чтобы подобрать ключ к замку, для этого нужно решить примеры. Давайте ему поможем.

-№ 2 комментирование на доске, некоторые сам-но в паре

--На ключике написан один правильный ответ. Такой ключик откроет замок чулана, в котором сидит Буратино

Б) Решение задач

- Буратино выбрался из чулана и побежал по дороге. Но тут на него напали разбойники.

--Это лиса Алиса и кот Базилио решили его ограбить. Давайте поможем Буратино убежать от разбойников. Нам нужно решить задачу по учебнику.

В) № 4 (дополнить вопрос)

-чтение и анализ ( 1 на доске с объяснением)

-Какая из схем поможет решить задачу? Почему ?

или

-решение сам-но (табл. №6)

-Убегая от разбойников , Буратино добрался до пруда. Там он увидел Дуремара, который ловил черепашек.

Буратино просит отпустить их, а Дуремар требует выкуп. Буратино нужно решить геометрическую задачу.. Давайте поможем ему решить это задание, и тогда Дуремар отпустит черепашек.

-№6 ( Ставить баллы за 2 задачи)

  • А)- Что значит 1/12?

-Что такое площадь ? Как ее находим у квадрата ?

3*4=12 см2

В)

2*8 = 16 см 2

16: 4=4 см-сторона квадрата.

Р= 4+4+4+4= 16см

-Чтобы начертить квадрат, что для этого мы должны знать ? Что сказано про квадрат ? Как найти площадь прямоугольника ?

-А как найти периметр квадрата ?

-ВЫВОД: Повторили решение геометрических задач.


Г) - За спасение черепашек черепаха Тортила решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд Карабас БараОас. ко что&ы достать этот ключик необходимо решить задачу. Послушайте её условие (схематично на рисунке).

Жердь длиной 7м воткнута в дно озера на глубину 1м и выступает из воды на 2м. Какая глубина озера в этом месте?

-Как можем найти глубину озера ? ( 7-1-2=4 м)

-Тортила действительно согласна с вашим ответом. Ключик ваш.

- А теперь вместе дойдем до двери , которую надо открыть и узнаем тайну Золотого ключика.( открыть доску с обратной стороны.)

В ЗНАНИИ - СИЛА.

--Вы согласны с этой пословицей?

-Зачем человеку знания ? Если бы не выполнили все задания, то никогда бы не узнали тайну Золотого ключика.





















Работа в паре

































Проверка: тот, кто решил первым, выходит к доске и записывает решение





















Решают задачи самостоятельно., проверка по группам

















Выполняют задание, самопроверка






Р - принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.

К - проявляют готовность слушать.

Л - имеют установку
на здоровый образ жизни


П - владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.


















 П.-- проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказа-тельство.

Р - принимают и сохра-

няют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи; планируют и контролируют учебные действия.

К - понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения; владеют навыками конструктивного взаимо-действия со взрослым и сверстниками.

Л - осуществляют смыслообразование; осознают ответствен-ность за общее дело; проявляют познаватель-ный интерес к изучению предмета


 8.Рефлексия учебной деятельности на уроке


А) -Ну что ж, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы.

-Какую цель мы ставили в начале работы ? ( научиться вычитать и складывать трехзначные числа в столбик).

Достигли мы этой цели ?

Б) Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?

Как сложить и вычитать трехзначные числа в столбик ? (алгоритм решения)

В) Оценочный этап.

А теперь оцените свою работу на уроке.( по 5 бальной системе- как оценки)

Лист самооценки:

Вид задания

Задание мне - удалось выполнить

Моя цель сегодня на уроке

1

Запись трёхзначных чисел

Л


Потренироваться в записи трёхзначных чисел

2

Решить примеры на умножение и деление


Вспомнить таблицу умножения и деления

3

Представить число в виде суммы разрядных слагаемых


Потренироваться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых

4

Сложение и вычитание двузначных чисел

Повторить алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел

5

Сложение и вычитание трехзначных чисел, уметь оформлять запись таких приемов;


Уметь применять алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел для примеров с трехзначными числами.

6

Решение составной текстовой задачи


Улучшить свои умения в решении : составных текстовых задач.

7

Решение геометрических задач


Вспомнить формулу нахождения площади и периметр квадрата.

- А теперь сосчитайте все баллы, которые вы ставили себе на уроке

и оцените свою работу7.

•-Каким будет сегодня наше "настроение успеха"?

(у детей на парте 3 человечка)

У первого настроение веселое - если вы набрали 33-35 баллов и

вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь других научить складывать и вычитать 3-хзначные числа.

У второго безразличное - 25-32 баллов и вы считаете, что научились складывать и вычитать трёхзначные числа, но вам ещё нужна помощь.

У третьего -грустное - менее 25 баллов - и вы считаете, что вам было трудно на уроке. Вы плохо усвоили новый вычислительный прием.

-Поднимите того человечка, которое соответствует вашему набору баллов.

-Мы узнали тайну Золотого ключика. Все вы были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.





П - ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного.

Л - проявляют интерес к предмету




Р-оценивают собствен-ную деятельность на уроке.



9.Домашнее задание

-Научиться решать примеры, пользуясь алгоритмом решения.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задают уточняющие вопросы

Р - принимают и сохра-няют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выпол-нения