СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Моногибридное скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработчиком данной презентации я не являюсь, некоторые слайды редактировались. Спасибо автору, к сожалению, указать которого не могу, ссылка потеряна.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии в 9 классе "Моногибридное скрещивание"»

На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, при моногибридном скрещивании Научиться использовать генетическую символику при решении задач

На уроке мы должны:

  • Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики
  • Изучить закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, при моногибридном скрещивании
  • Научиться использовать генетическую символику при решении задач
Давайте вспомним: Что служит предметом изучения генетики? Что такое наследственность? Что такое изменчивость? Что является материальными носителями наследственности? Где расположены аллельные гены? Как распределяются аллельные гены при мейозе? Какую роль выполняют гаметы? Почему дети наследуют одни признаки от отца, другие от – матери? Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой? Отчего зависит фенотип?

Давайте вспомним:

  • Что служит предметом изучения генетики?
  • Что такое наследственность?
  • Что такое изменчивость?
  • Что является материальными носителями наследственности?
  • Где расположены аллельные гены?
  • Как распределяются аллельные гены при мейозе?
  • Какую роль выполняют гаметы?
  • Почему дети наследуют одни признаки от отца, другие от – матери?
  • Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой?
  • Отчего зависит фенотип?
 Почему Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные? (1822 – 1884гг.)

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

(1822 – 1884гг.)

Преимущества гороха огородного  как объекта для опытов: Легко выращивать, имеет короткий период развития Имеет многочисленное потомство Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков Самоопыляющееся растение Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты

Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

  • Легко выращивать, имеет короткий период развития
  • Имеет многочисленное потомство
  • Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков
  • Самоопыляющееся растение
  • Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты
 1865 год.   Грегор Мендель.  «Опыты над растительными  гибридами». 1900 год.  Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак -   независимо друг от друга переоткрыли  законы Г. Менделя.

1865 год.

Грегор Мендель.

«Опыты над растительными

гибридами».

1900 год.

Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак -

независимо друг от друга переоткрыли

законы Г. Менделя.

Гибридологический метод –  основной метод исследования P  Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам  Анализ характера проявления этих признаков у потомков (гибридов) высокое низкое F 1 высокие F 2  Высокий рост низкий

Гибридологический метод – основной метод исследования

P

  • Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам

  • Анализ характера проявления этих признаков у потомков (гибридов)

высокое

низкое

F 1

высокие

F 2

Высокий рост низкий

При проведении опытов Мендель: Использовал чистые линии Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами Наблюдал за наследованием малого количества признаков Вёл строгий количественный учёт потомков Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов Предложил парность определения каждого признака

При проведении опытов Мендель:

  • Использовал чистые линии
  • Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами
  • Наблюдал за наследованием малого количества признаков
  • Вёл строгий количественный учёт потомков
  • Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов
  • Предложил парность определения каждого признака
Условные обозначения: P – родительские организмы F – гибридное потомство F 1 , F 2 , F 3  - гибриды I , II , III поколений G – гаметы ♀ - женский пол ♂  - мужской пол X – знак скрещивания А, В – неаллельные доминантные гены а, в – неаллельные рецессивные гены

Условные обозначения:

  • P – родительские организмы
  • F – гибридное потомство
  • F 1 , F 2 , F 3 - гибриды I , II , III поколений
  • G – гаметы
  • - женский пол
  • - мужской пол
  • X – знак скрещивания
  • А, В – неаллельные доминантные гены
  • а, в – неаллельные рецессивные гены
Гипотеза чистоты гамет: При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак ♂ ♀ аа АА X P G а а А А

Гипотеза чистоты гамет:

  • При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак

аа

АА

X

P

G

а

а

А

А

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя: Признаки доминантный Окраска венчика Окраска бобов Рост Окраска семени Поверхность семени Форма бобов Расположение цветков рецессивный красная  зелёная высокий жёлтая гладкая простая пазушное белая жёлтая низкий зелёная морщинистая членистая верхушечное

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:

Признаки

доминантный

  • Окраска венчика
  • Окраска бобов
  • Рост
  • Окраска семени
  • Поверхность семени
  • Форма бобов
  • Расположение цветков

рецессивный

красная

зелёная

высокий

жёлтая

гладкая

простая

пазушное

белая

жёлтая

низкий

зелёная

морщинистая

членистая

верхушечное

Моногибридное скрещивание  Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков P высокий рост низкий рост X P жёлтые семена зелёные семена

Моногибридное скрещивание

Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков

P

высокий рост низкий рост

X

P

жёлтые семена зелёные семена

I закон Менделя - закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения: При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным   ♂ ♀  X P F 1 По фенотипу: единообразно

I закон Менделя - закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения:

  • При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным

X

P

F 1

По фенотипу: единообразно

II закон Менделя - закон расщепления: При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения  При скрещивании двух потомков ( X P  от F 1 F 2 3 : 1 Расщепление  по фенотипу:

II закон Менделя - закон расщепления:

  • При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения

  • При скрещивании двух потомков (

X

P от F 1

F 2

3 : 1

Расщепление по фенотипу:

Цитологические основы моногибридного скрещивания: ♂ аа ♀ АА P X   А G А а а Аа Аа Аа Аа F 1 F 2  G  а  А Решётка Пеннета АА Аа А аа Аа а  Расщепление по фенотипу 3 : 1; по генотипу 1 : 2 : 1

Цитологические основы моногибридного скрещивания:

аа

АА

P

X

А

G

А

а

а

Аа

Аа

Аа

Аа

F 1

F 2

G

а

А

Решётка Пеннета

АА

Аа

А

аа

Аа

а

Расщепление по фенотипу 3 : 1; по генотипу 1 : 2 : 1

 Решение генетической задачи:   У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) доминирует над геном рогатости. Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготной комолой коровой? Определите формулу расщепления гибридов II поколения по генотипу и фенотипу.

Решение генетической задачи:

У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) доминирует над геном рогатости.

Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготной комолой коровой? Определите формулу расщепления гибридов II поколения по генотипу и фенотипу.

Домашнее задание:    § – 3.5; повторить термины  Решите задачу: Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?

Домашнее задание:

  • § – 3.5; повторить термины
  • Решите задачу:

Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?

Решите задачу: Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует? Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого ( F 1 )  и второго (F 2 ) поколений? Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?   P F 1 F 2

Решите задачу:

  • Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует?
  • Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого ( F 1 ) и второго (F 2 ) поколений?
  • Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

P

F 1

F 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!