Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение - презентация»
Учитель математики высшей квалификационной категории
Степанова Татьяна Николаевна
Интересные мысли по активизации познавательной и творческой активности высказывал Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг) Ж.Ж.Руссо говорил, что ребенок должен не выучить науку, а, выдумывая ее, сам открывать знания для себя .
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях
Дж. Дьюк (1859-1952)
- проблематизация учебного материала (знания, удивления и любопытства);
- активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом) ;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
«Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании и разрешении ими этих ситуаций при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством преподавателя».
Т.В.Кудрявцев
«…проблемное обучение есть преднамеренная целенаправленная деятельность учителя и учащихся по постановке учебных проблем, их формировке, выдвижению гипотез, их обоснованию и проверке на практике…»
«… под проблемным обучением мы разуем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем.
Оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
М.И.Махмутов
В. Оконь
истолковывает проблемное
обучение как
деятельность
учителя
видит в
проблемном
обучении прежде
всего деятельность
учителя и учащихся
\
- актуализация изученного материала ;
- создание проблемной ситуации ;
- постановка учебной проблемы ;
- построении проблемной задачи, поиск и решение проблемы
(формулирование, доказательство, гипотезы, анализ подходов, обобщение) ;
- проверка решения проблемы ;
- исследование ;
- анализ результатов поиска .
Как при традиционном, так и при проблемном обучении вопрос о структуре урока решается с учетом
целей,
содержания учебного материала,
методов обучения,
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Дидактическая
структура (дл я организации урока)
Усвоение новых понятий и способов действия
Формирование умений и навыков
Актуализация
Выдвижение предположе -
н ий ,
обоснование гипотезы
Проверка правильности решения
про б лемы
Доказа-тельство гипотезы
Создание проблемной ситуации
и постановка
проблемы
Логико-психологическая
структура
(для управления
познавательной
деятельностью
учащихся)
Догадки
Известным способом
Деятельность учителя :
Деятельность ученика :
- создает проблемную ситуацию
- организует размышление над проблемой и ее формулировкой
- организует поиск гипотезы
- организует проверку гипотезы
- организует обобщение результатов и применение полученных знаний
- осознают противоречия
- Формирует проблему
- выдвигают гипотезы, объясняющие явления
- проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
- анализируют результаты, делают выводы.
- применяют полученные
знания
Проблемное обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.
Спецификой такого типа обучения является то, что он обеспечивает усвоения не только новых знаний, но и новых способов умственных действий, а также формирование познавательной потребности, мотивов учения.
Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. А. Белкин