Выполнение практической работы:
«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»
Требования к содержанию учебного занятия:
Цели и задачи учебного занятия.
Планируемые результаты обучения.
Краткое учебное содержание.
Виды организации учебной деятельности.
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Содержательная часть к практической работе представлена в виде текстовых файлов, презентаций и методических видеоуроков по разным предметам.
Предмет: русский язык, 2 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: «Правила правописания и их применение в сочетаниях чк, чт, щн, нч»
Цель урока: формирование умения выражать свои мысли при изучении языковых явлений, совершенствование у учащихся навыки правописания сочетаний: чн , чк , щн , чт ;
развитие фонематического слуха, внимания, устной и письменной речи, орфографической зоркости, логического мышления, памяти, наблюдательности, творческих способностей;
воспитание познавательного интереса к русскому языку, аккуратности при работе в тетрадях, самостоятельности, способности к коллективной работе, умению работать в парах, бережного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Находить в предложении слова с сочетаниями чн , чк , щн , чт;
учить правильно произносить слова с шипящими звуками;
учить определять орфограмму в слове;
распределять слова с изучаемыми сочетаниями по группам;
пополнять словарный запас учащихся словами с изучаемыми сочетаниями.
Планируемые результаты обучения
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
— сравнивать значение однокоренных (родственных) слов;
сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных)
слов;
— определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;
— находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами;
Базовые исследовательские действия:
— проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
— признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
— планировать с помощью учителя действия по решению
орфографической задачи; выстраивать последовательность
выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
Личностные результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Краткое учебное содержание.
Объяснить причину отсутствия мягкого знака в сочетаниях чн , чк , щн , чт;
Составить, рассказать и заучить правило правописания изучаемых сочетаний;
Применить составленное правило при написании слов с сочетаниями чн , чк , щн , чт;
Распределить слова по группам в зависимости от наличия в них изучаемых сочетаний;
Виды организации учебной деятельности.
слушание учителя;
беседа;
анализ звукового и буквенного состава слова;
самостоятельное выявление правила;
слушание выступлений своих товарищей и оценка их действий;
решение проблемных ситуаций;
выполнение практических заданий;
работа над ошибками.
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
Мотивация. (Организационный этап)
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки? (проверка готовности к уроку)
- Ребята, хотели бы вы научиться новому?
Ни к чему стоять на месте, от безделья скучать,
Мы попробуем все вместе что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний всех к успеху приведут! (психологический и эмоциональный настрой)
-Под таким девизом и проведем наш урок.
Постановка учебной задачи.
Отгадайте загадку:
На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Запишите отгадку. (Отгадывают загадку, записывают отгадку. (Друг))
Подберите синоним к слову друг.
- Сделайте звуковую запись этого слова.
- Найдите слабую позицию для гласных звуков. Какими буквами обозначим эти звуки на письме?
- Проверьте себя по орфографическому словарю.
(Вспоминают, что такое синонимы. Подбирают синоним – товарищ, делают транскрипцию слова. [т а в а р΄ и щ́]
Высказывают свои предположения)
- Какими гласными буквами обозначим мягкость согласных звуков [р΄] и [щ΄]?
- Вспомните, есть ли в русском языке ёщё буквы, обозначающие только мягкие согласные звуки?
- Обсудите в парах, какую букву среди них можно назвать лишней и почему?
2. Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых встретятся эти звуки.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Назовите эти слова ( тетрадочка, ручка)
-Запишите эти слова на третьей строке. ( На доске пишет учитель)
– Что общего вы заметили при прочтении и написании этих слов? (Сочетание ЧК)
3. Поработайте в парах и придумайте слова с этими сочетаниями. Устно назовите их.
Открытие новых знаний.
Почему мы начали наш урок с этого? Сформулируйте тему урока.
-Как вы думаете, почему между буквами Ч и К не нужен мягкий знак?
(Ответы детей. Выводы. )
Аналогично комментируется правописание сочетаний ЧН, ЩН.
Замените одним словом :
Из кирпича – (кирпичный)
Из молока – (молочный)
Из овощей – (овощной)
В конце – (конечный)
Сформулируйте правило написания слов с сочетаниями чн , чк , щн , чт.
Применение новых знаний.
— Назовите следующие слова уменьшительно, ласкательно, применив сочетаниеЧК:
кисть—...(кисточка)
плитка—...(плиточка)
Лена—...(Леночка)
щука-...(щучка)
цепь—...(цепочка)
Запишите полученные слова. Ещё раз повторите правило написания.
- Работа с учебником. Выполнение тренировочного упражнения.
Закрепление знаний.
Самостоятельная работа. (Диагностический материал для оценивания результатов обучения ниже)
Взаимопроверка. Работа над ошибками.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Всё ли вам было понятно?
- Полезным ли был для вас сегодняшний урок?
-Почему надо запомнить написание буквосочетаний чн, чк, чт?
- Пригодятся ли вам в дальнейшем полученные сегодня на уроке знания?
- Кто может сказать, что достиг на уроке вершину на пути к
грамотности?
Домашнее задание. (инструкция выполнения)
Диагностический материал для оценивания результатов обучения.
Выпиши слова, в которых не пишется мягкий знак:
Руч…ной, ал…бом, коч…ка, гор…ко, огон…ки, штуч…ка, стал…ной, строч…ка, ч…тение, поч…та, вал…с, лисич…ка.