СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ группа « Солнышко»» ДОУ ЦРР № 104» Ладушка гЯкутска
I. Целевой раздел образовательной программы
Пояснительная записка
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристика особенностей речевого и психофизического развития детей с ОВЗ
Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Коррекционно-развивающая работы.
Пояснительная записка.
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с детьми.
Направление логопедической работы:
-задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности
-детская деятельность в образовательном процессе
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
-формы воздействия
III. Организационный раздел
Структура образовательного процесса в группах для детей с ОВЗ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №104 «Ладушка» группы «Солнышко» средняя группа на основе примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи , автор Н.В.Нищева, Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Программа обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Программа направлена на:
• создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• создание развивающей образовательной среды, которая представлена системой условий социализации и индивидуализации детей.
В Программе учитываются:
• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Цели и задачи реализации Программы.
При построении Программы учитывалось приоритетное направление коррекционной работы - выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Цель:
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.
- Сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.
- Формирование основ базовой культуры, всестороннее развитие физических, интеллектуальных, нравственных, психических, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
- Квалифицированная коррекция недостатков в речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений в психическом и физическом развитии детей.
- Создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- коррекция нарушений речевого и психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через комплекс медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и коррекционных мероприятий, направленных на овладение детьми языковой системой со всеми её составляющими (фонетико-фонематическое развитие, общие речевые навыки, грамматический строй речи, связная речь), формирование коммуникативных навыков, усвоение элементов грамоты, что в дальнейшем обеспечивает психологическую готовность к школе и способствует преемственности со следующей ступенью системы общего образования.
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР.
Целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Принципы и подходы к формированию Программы.
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принципы интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
В коррекции нарушений развития ребёнка особое значение имеют следующие принципы:
• индивидуальный подход, который предполагает необходимость определения индивидуальных задач развития ребёнка, создания индивидуальных условий организации и проведения коррекционной работы с ребёнком,
• психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
• личностно-развивающий подход к детям с ОВЗ в различных видах общения и деятельности в зависимости от речевых нарушений, с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей на основе применения специальных форм и методов работы.
Характеристика особенностей речевого и психофизического развития детей с ОВЗ.
Характер и особенности речевых и психофизических нарушений у детей с ОВЗ основывается на двух классификациях, которые рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения и не противоречат одно другому, дополняют друг друга, т.к. ориентированы на решение разных задач процесса логопедического воздействия.
Психолого-педагогическая классификация.
Данная классификация делится на 3 группы нарушений:
1.Нарушение средств общения:
- фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ);
- фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)
- лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР)
- общее недоразвитие речи (ОНР)
2.Нарушения в применении средств общения (заикание)
3.Комбинированное нарушение.
Общее недоразвитие речи подразделяется на 3 уровня, в зависимости от сформированности речевых средств у ребенка (от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития).
1уровень ОНР - характеризуется отсутствием речи (так называемые “без речевые” дети). В речи таких детей используются лепетные слова, звукоподражания.
Но, в отличии от детей с умственной отсталостью для этих детей характерно:
- превышение по объему пассивного словаря по сравнению с активным (у умственно-отсталых детей этой разницы не наблюдается);
- включение жестов и мимики;
- инициативность речевого поиска в процессе общения;
- достаточная критичность к своей речи.
2 уровень ОНР - характеризуется зачатками общеупотребительной речи, хотя и в искаженном виде.
Используются в речи простые по конструкции или искажённые фразы. Высказывания обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Словарный запас отстаёт от возрастной нормы: владение преимущественно пассивным обиходным словарным запасом, незнание многих слов, ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков; навыками словообразования дети практически не владеют.
Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций;
различение некоторых грамматических форм.
При воспроизведении контура слов грубые нарушения звука-наполняемости слов, отмечаются перестановки слогов, звуков, замены и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных.
Не сформированность фонематического слуха, неподготовленность к овладению
звуковым анализом и синтезом.
3 уровень ОНР - характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение крайне затруднено, поскольку ребенку необходима помощь и пояснения со стороны взрослого.
Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко. Характерным является ряд моментов:
- недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров;
- замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции (чаще всего это относится к замене соноров, свистящих и шипящих;
- смешение звуков, когда изолированно ребёнок произносит определённые звуки верно, а в словах и предложениях – взаимо-заменяет их;
- нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по- разному.
Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в не сформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки.
Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слова. Много ошибок наблюдается при передаче звуко-наполняемости слов: перестановке и замене звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове.
Недостаточное развитие активного и пассивного словаря. Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте (не зная наименований частей предмета, заменяют их названием самого предмета; названия действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешними признаками; не понимают и не могут объяснить некоторые действия; в словаре мало обобщающих понятий). Из-за ограниченного лексического запаса речь бедная и стереотипная.
В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже. Также выявляется и импрессивный аграмматизм, который проявляется в недостаточном понимании значения слов, выраженных при помощи изменения приставки, суффикса и т.д.
Фразовая речь приближается к низкой возрастной норме. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
Планируемые результаты освоения программы.
– целевые ориентиры для детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе завершения дошкольного образования: создать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с учётом коррекционной направленности и областей развития.
Логопедическая работа
| Ребенок: - обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; - усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные; - умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; - умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого); - правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; - умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова; - умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов; - составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; - умеет составлять творческие рассказы; - осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; - владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; - владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; - осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); - умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; - знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; - правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); - воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста). |
Социально-коммуникативное развитие
| Ребенок: - владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; - выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; - участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; - передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; - регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.); - отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми; - использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.; - переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре; -стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого. |
Познавательное развитие
| Ребенок: - обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи; - использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; - выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию); - самостоятельно анализирует объемные и графические образцы,создает конструкции на основе проведенного анализа; - воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; - устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; - демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов; - моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; - владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры); - определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела. - определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь); - использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не; - владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора); - создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей); |
Речевое развитие
| Ребенок: - самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); - правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; - грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения; - владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей; - использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения; - объясняет значения знакомых многозначных слов; - пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей; - пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи; - выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; - отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»; - владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. |
Художественно-эстетическое развитие
| Ребенок: - стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисо- вания, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.); - владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.); - знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок; - понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка); - умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности; - эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов; - проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; - имеет элементарные представления о видах искусства; - воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; - сопереживает персонажам художественных произведений. |
Физическое развитие
| Ребенок: - выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых; - выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; - выполняет разные виды бега; - сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы; - осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; - знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; - владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
|
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Задачи социально-коммуникативного развития
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Освоение детьми с ОВЗ общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.
В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Содержание | Возраст | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
Развитие игровой деятельности * Сюжетно-ролевые игры * Подвижные игры * Театрализованные игры * Дидактические игры | младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы | Непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие, досуговые, народные игры. Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей. | В соответствии с режимом дня | Игры-экспериментирования Сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта). Внеигровые формы: самодеятельность дошкольников; изобразительная деятельность; труд в природе; экспериментирование; конструирование; бытовая деятельность; наблюдение |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | младшая и средняя группы | Беседы, обучение, чтение худ. литературы, дидактические игры, игровые занятия, сюжетно ролевые игры, игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры) | Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, показ); Культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание); Игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание) | Игровая деятельность, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, самообслуживание |
старшая и подготовительная к школе группы | Беседы-занятия, чтение худож. литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видиофильмов, театрализованные постановки, решение задач | Индивидуальная работа во время утреннего приема Культурно-гигиенические процедуры (напоминание); Игровая деятельность во время прогулки (напоминание); дежурство; тематические досуги. Минутка вежливости | Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хороводные игры, игры с правилами), дидакт. игры, сюжетно-ролевые игры, дежурство, самообслуживание, подвижные, театрализованные игры, продуктивная деятельность |
Образовательная область «Познавательное развитие»
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основная цель:
-развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве, времени)
Формирование первичных представлений о малой Родине, Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
Традиционные направления РЭМП.
• Количество и счет
• Величина
• Форма
• Число и цифра
• Ориентировка во времени
• Ориентировка в пространстве
Развивающие задачи РЭМП
1. Формировать представление о числе
2. Формировать геометрические представления.
3. Формировать представления о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях)
4. Развивать сенсорные возможности
5. Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счёта и измерения длины)
6. Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счёта и измерения различных величин.
7. Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление по аналогии, предпосылки творческого продуктивного мышления.
Образовательная область «Речевое развитие»
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя - логопеда.
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1. Овладение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6. Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.
7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Принципы развития речи.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип развития языкового чутья.
Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип обогащения активной языковой практики
Основные направления работы
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.
4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»
Воспитание любви и интереса к художественной литературе. Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи.
1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний
2. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
3. Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте
4. Развитие литературной речи
Включенность в работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:
• выбирать произведения с учетом степени их доступности и близости содержания жизненному опыту детей;
• предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;
• подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;
• организовывать драматизации, инсценировки
• демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;
• проводить словарную работу;
• адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития;
• предлагать детям отвечать на вопросы и т.д.
Следует предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к прочитанному тексту; пересказать его; придумать окончание к заданному началу. Все это способствует осмыслению содержания произведения.
Формы работы:
1. Чтение литературного произведения.
2. Рассказ литературного произведения.
3. Беседа о прочитанном произведении.
4. Обсуждение литературного произведения.
5. Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра.
6. Игра на основе сюжета литературного произведения.
7. Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
8. Сочинение по мотивам прочитанного.
9. Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
10Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед
Задачи
—формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
– развитие у детей с ограниченными возможностями сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Цель: достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область «Художественное творчество»
Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.
-- Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.
--Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете.
--Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
Музыкальное развитие.
Цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
1. Развитие музыкально-художественной деятельности.
2. Приобщение к музыкальному искусству.
3. Развитие воображения и творческой активности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи образовательной области «Физическое развитие» для обучения детей с ОВЗ решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (занятие физкультурой, утренняя зарядка, закаливающие процедуры после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» обучения по следующим разделам:
1. Физическая культура
2. Представления о здоровом образе жизни и гигиене
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
• развитие речи посредством движения;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Коррекционно-развивающая работа.
Пояснительная записка.
Коррекционный раздел программы составлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Коррекционно-развивающая работа предназначена для обучения и воспитания детей 5 лет. К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. (с I уровнем, со II уровнем, ІІІ уровнем общего недоразвития речи)
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с детьми
Подгрупповые занятия с детьми по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы
Цель: развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей используя игровые, музыкальные и изобразительные средства - арт-терапии.
Задачи:
обучение детей навыкам игровой деятельности и приемам саморасслабления, снятия нервного и эмоционального напряжения, повышение уровня самоконтроля;
создание условий для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – мимикой, жестом, пантомимой;
развитие коммуникативных навыков, преодоления барьеров в общении, коррекция взаимоотношений детей;
формирование представлений о самом себе, обучение умению быть в мире с самим собой;
коррекция нежелательных личностных особенностей поведения и настроения;
нейтрализация и преодоление неадекватных страхов у детей, приобретение и закрепление способов избавления и физической защиты.
Индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы и коррекции индивидуальных психологических проблем
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы детей, решения индивидуальных психологических проблем.
Задачи:
совершенствование интеллектуальной сферы детей, развитие и коррекция памяти, мышления, внимания, восприятия, пространственной ориентации и тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации;
формирование произвольности поведения и эмоций, развитие умений и навыков самоорганизации в процессе познавательной деятельности;
решение индивидуальных психологических проблем в эмоционально-личностной и познавательной сфере детей.
Формы образовательной деятельности с детьми
- игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Направление логопедической работы
Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности
Направление работы | Содержание работы |
Развитие словаря | Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. |
Формирование и совершенствование грамматического строя речи. | Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога). |
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа | |
Развитие просодической стороны речи
| Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. |
Коррекция произносительной стороны речи
| Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. |
Работа над слоговой структурой слова
| Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им. |
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
| Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков,в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. |
Обучение элементам грамоты | Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами. Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами. Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И). |
Развитие связной речи и речевого общения | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. |
Детская деятельность в образовательном процессе
Виды детской деятельности | Формы работы | |
коммуникативная | Свободное общение на разные темы. Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок. Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др. Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.) Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства выразительности). Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений. Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом. Дидактические словесные (в том числе народные) игры. Викторины. Проектная деятельность | |
восприятие художественной литературы
|
| |
познавательно- исследовательская | Опыты, исследования; игры-экспериментирования Рассматривание, обследование, наблюдение. Решение занимательных задач, проблемных ситуаций. Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.). Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях. Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, Оформление тематических выставок Оформление уголка природы. Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.) Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов). Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, Поисково-исследовательские проекты н-р, «Красная книга Якутии», «Путешествие в прошлое вещей» и др. | |
Конструирование | Конструирование из строительного материала и деталей конструктора: по образцу (схеме, чертежу, модели), по условиям, по замыслу. Конструирование из бумаги: по выкройке, схеме (оригами). Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега). | |
Игровая | Сюжетно-отобразительные игры. Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста,драматизации, инсценировки, игры-импровизации. Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, прдметами- заместителями. Игры-фантазирования: ТРИЗ, Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом,снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные). Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др. Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.) Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные. Проектная деятельность, | |
Трудовая | Самообслуживание. Дежурство (по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений). Хозяйственно-бытовой труд: (помощь в уборке группы, перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.) Труд в природе: работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок; работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда; работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений; работа на летнем участке – полив растений. Ручной труд: поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др., изготовление атрибутов для игры, предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др. Проектная деятельность, | |
Изобразительная | Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь); Лепка (глина, пластилин, пластика); Аппликация (бумага, ткань, природные материалы) : по замыслу, на заданную тему. Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.): украшения к праздникам, поделки для выставок детского творчества; подарки, сувениры; литературным и музыкальным произведениям; создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др. Детский дизайн: архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.); дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др. Организация и оформление выставок. Проектная деятельность, | |
Музыкальная |
| |
двигательная | Физические упражнения. Физминуткии динамические паузы. Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная). Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Игры-имитации, хороводные игры. |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Цель дошкольного учреждения – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей, оказать профессиональную помощь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
1.Развитие интересов и потребностей ребенка;
2.Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
3.Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
4.Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Формы взаимодействия
Направления взаимодействия | Формы взаимодействия |
Изучение семьи(в т.ч. уровня психолого-педагогической компетентности родителей и членов семьи, семейных ценностей |
|
Информирование родителей |
|
Совместная деятельность детского сада и семьи |
|
Консультирование родителей педагогами и специалистами ДОУ |
|
Просвещение родителей
|
|
Обучение родителей |
|
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Структура образовательного процесса в группах для детей с ОВЗ в течение дня состоит из трех блоков:
1. Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает:
совместную деятельность воспитателя с ребенком;
свободную самостоятельную деятельность детей.
2. Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий.
3. Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов):
коррекционная, развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс;
самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем
Использование здоровьесберегающих технологий: непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни ( оздоровительная, пальцевая, дыхательная гимнастика, самомассаж); специально организованная двигательная активность ребенка ( физкультминутки, подвижные игры, спортивно – оздоровительные праздники);
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1.Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.
Оздоровительная гимнастика.
Игры – релаксации.
Разные виды массажа.
Привитие детям гигиенических навыков.
2.Работа с семьей.
Консультации.
Индивидуальные беседы.
Выступления на родительских собраниях.
Выставки.
Проведение совместных мероприятий.
Формирование толерантности к детям с овз у нормально развивающихся детей и их родителей.
Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его целиком и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка личностью, обладающей своими особенностями. Только в интегративной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает проявление их способностей и возможностей. Здоровые сверстники в интегративной среде с большой степенью вероятности вырастают более гуманными, толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными.
Проводятся тематические праздники
Чтение художественной литературы
Проводятся подвижные игры
Обсуждение и проигрывание ситуаций
Использование художественного слова
Вспомогательный прием: слушание музыки, детских песен
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе
Учитывая потребности, особенности развития, наблюдая за самостоятельными действиями и интересами детей, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели) при участии родителей совместно планировали и организовали среду в группе « Солнышко».
Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми.
В группе имеются: мячики резиновые с шипами для массажа, су-джок, зубные щетки.
Для развития мелкой маторики: шнуровки, бусы, крупный бисер, различные крупы, орешки, мелкие игрушки из киндер яиц.
Для проведения дыхательной гимнастики: снежинки, паучки, снежки, перышки, мыльные пузыри.
Имеются перчатки-матрешки для рук, кукольный, пальчиковый, магнитный театр.
Книжки говорящие, сюжетные картинки.
Игры головоломки.