Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Рассмотрено»: на заседании ШМО учителей Протокол №____ «____» _________ 2017г | «Согласовано» Зам директора по УВР Е.Н.Рыбакова «____» _________ 2017г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №6» __________Е.Б.Комисаренко «____» _________ 2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для ученика 7б класса на основе ФГОС
Журавлева Дениса
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Лыхина Е.В.
г.Югорск
2018г.
Содержание программы: Стр.
Аннотация …………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета …………………………………………………….…………………………4
2. Содержание учебного предмета …………………………………………………………………………………………………….…6
3. Тематическое планирование ……………………………………………………………………………………………………………11
Аннотация
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2016 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2016г.).
Данная программа рассчитана на 35 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений. Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме:
в 5 классе — 105 ч, 6 классе — 70 ч, 7 классе – 70 ч, 8 классе – 70 ч, 9 классе – 105 ч. В соответствие с учебным планом индивидуального обучения на дому учащихся с ограниченными возможностями здоровья на предмет литература отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Основная цель курса «Литература» :
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задачи :
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать умения анализа текста с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- Находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- Осуществлять синтез как составление целого из частей;
- Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- Выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- Проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- Обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Регулятивные:
- Планировать пути достижения цели.
- Устанавливать целевые приоритеты.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- Видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- Выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- Рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- Сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- Сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- Выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- Устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- Сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
2. Содержание учебного предмета
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
3. Тематическое планирование
№ раздела, урока | Название раздела (темы) | Характеристика деятельности учащегося |
1 | Введение. Знакомство с учебником. Устное народное творчество. Предания. | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Выразительное чтение. Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные и письменные ответы на вопросы. |
2 | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович». | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Выразительное чтение. Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные и письменные ответы на вопросы. |
3 | Р. р. Подготовка к сочинению и написание «Художественные особенности русских былин» | |
4 | Пословицы и поговорки. | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Устное рецензирование выразительного чтения, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные и письменные ответы на вопросы. |
5 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Из «Поучения» Владимира Мономаха | Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Устное рецензирование выразительного чтения, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Пересказ сюжетов древнерусских летописей. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев летописей. Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты. Характеристика героев древнерусской литературы. |
6 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских». | Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в диалоге. Нравственная оценка поступков героев летописей. Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты. Характеристика героев древнерусской литературы. |
7 | Стихотворения М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина | Поиск сведений о поэтах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Пересказ фрагментов публицистического и научно- популярного текстов. Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
8 | История в произведениях А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Медный всадник» (Отрывок) | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Пересказ фрагментов публицистического и научно- популярного текстов. Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
9 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Обсуждение произведений изобразительного искусства на литературные сюжеты. Характеристика героев литературы. |
10 | А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре Изучение нового материала | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. |
11 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Обсуждение произведений изобразительного искусства на литературные сюжеты. Характеристика героев литературы. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. |
12 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Обсуждение произведений изобразительного искусства на литературные сюжеты. Характеристика героев литературы. |
13 | Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» | Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение произведений (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов и определение их значения с использованием справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. |
14 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои. Товарищество и братство в повести Гоголя «Тарас Бульба». Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба». | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов произведения. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Создание письменных высказываний различных жанров. Работа над индивидуальным учебным проектом Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. |
15 | Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк». Герой рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» | |
16 | Вн.чт. И.С.Тургенев «Бежин луг» | |
17 | И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | |
18 | Н.А.Некрасов Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя) Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и сказки (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика и нравственная оценка героев. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. |
19 | Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышление у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…» | |
20 | История в произведениях А.К.Толстого «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
21 | М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов произведения. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Создание письменных высказываний различных жанров. Работа над индивидуальным учебным проектом Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. |
22 | Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство» | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов произведения. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Создание письменных высказываний различных жанров. Работа над индивидуальным учебным проектом Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. |
23 | Р. Р. «Край ты мой, родимый край» | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя) Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и сказки (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика и нравственная оценка героев. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. |
24 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. А.П.Чехов. «Хамелеон». Средства юмористической характеристики | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов произведения. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Создание письменных высказываний различных жанров. Работа над индивидуальным учебным проектом Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. |
25 | И.А.Бунин «Цифры». «Лапти». Стихотворения И.А.Бунина | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
26 | М.Горький. «Детство» | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов произведения. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Создание письменных высказываний различных жанров. Работа над индивидуальным учебным проектом Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. |
27 | М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
28 | Л.Н.Андреев. «Кусака» | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
29 | Слово о Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя) Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и сказки (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика и нравственная оценка героев. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. |
30 | А.П.Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка». | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов произведения. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Создание письменных высказываний различных жанров. Работа над индивидуальным учебным проектом Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. |
31 | Стихотворения о Великой Отечественной войне. Стихотворения А.Т.Твардовского. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя) Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и сказки (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика и нравственная оценка героев. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. |
32 | Этические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
33 | Е.И.Носов «Кукла». «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
34 | Стихи о родной природе «Тихая моя Родина…», Д.С.Дихачёв. «Земля родная» | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя) Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и сказки (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика и нравственная оценка героев. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. |
35 | Зарубежная литература. Р.Бёрнс. «Честная бедность Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..», Японские трёхстишия (хокку). О.Генри. «Дары волхвов» | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказы фрагментов произведения. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Создание письменных высказываний различных жанров. Работа над индивидуальным учебным проектом Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. |
19