СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 6 класс (ФГОС ООО)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016  учебный год для изучения пропедевтического курса информатики  в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.

 

Изучение информатики в  6 классах направлено на достижение следующих целей:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленное  формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ. 6 класс (ФГОС ООО)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №61

им. Героя Советского Союза Е.Ф. Волкова



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУСОШ № 61

__________ О.В. Смирнова

«____» ____________ 20___ г.

Рекомендовано к реализации

Педагогическим советом

Протокол № ___ от

«___» _____________ 20___ г.

РАССМОТРЕНО:

На заседании ШМО

Протокол № ___ от

«____» ____________ 20 ___ г.


Рабочая программа


по ИНФОРМАТИКА И ИКТ

(название предмета)

для учащихся 6 классов II ступени обучения


Программа рассчитана на 34 часов

Разработчик: Слепцова Н.Ю., учитель МБОУСОШ № 61,

высшая квалификационная категория.





Тула, 2015 г.




Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.


Изучение информатики в 6 классах направлено на достижение следующих целей:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.


В основу курса информатики для 6 классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его:

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.


Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • развивать коммуникативные умения и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (сбор, хранение, обработка, передача, классификация, кодирование в процессе выполнения учебных задач);

  • сформировать основополагающие понятия информатики, таких как: «файл», «папка», «единицы измерения информации», «объект», «множество», «исполнитель», «алгоритм» др.;

  • сформировать навыки использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;



Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся 6 класса;

  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов;

  • сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения.



Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса – 2-е изд.

6

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 6 класса - 2-е изд.

6

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

6

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

6

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011


Курс направлен на формирование и развитие системы базовых национальных ценностей, заявленных в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество.

Рабочая программа по информатике тесно связана с программой воспитания и социализации, так как важнейшими целями программы являются развитие у детей навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века. Программа нацелена на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать и организовывать информацию; передавать ее; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В программе заложены межпредметные связи, логика учебного процесса определяет набор практических работ, необходимых для формирования их информационно-коммуникационной компетентности, и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.



Программа включает в себя три раздела: «Объекты и системы», «Информационные модели», «Алгоритмика».

Первый раздел включает в себя материал, связанный с формированием знаний об объектах окружающего мира, компьютерных объектах, отношении объектов и множеств, понятии о системе объектов, персональном компьютере как системе, информации и знании, абстрактном мышлении, понятии.

Второй раздел «Информационные модели» раскрывает смысл и разнообразие информационных моделей, знаковых, табличных информационных моделях, зачем нужны графики и диаграммы, многообразие схем, использование графиков при решении задач.

Третий раздел «Алгоритмика» представлен темами по изучению основных понятий: алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов, типы алгоритмов. Управление исполнителем Чертежник. Раздел направлен на развитие у обучающихся алгоритмического мышления.



Общая характеристика учебного предмета


Учебник и другие элементы УМК по Информатике и ИКТ в 6 классе реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий, базирующихся на этой науке, необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Становится ясным, что информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественнонаучного мировоззрения, основанного на триаде: материя – энергия – информация.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов.


Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 17;

  • контрольная работа – 3;

  • творческая работа – 1.



Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

В качестве методов контроля используются также разработка групповых мини-проектов, выполнение нестандартных домашних заданий (разгадывание и составление ребусов, изготовление коллажей и др.), внедрение элементов дистанционного обучения (модули проверки знаний), контрольные работы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса:


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание курса информатики и ИКТ в 6 классе

1. Объекты и системы (14 ч.)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Персональный компьютер как система. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления.

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

  • Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

  • Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графический объектов».

  • Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания графический объектов».

  • Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».

  • Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».

  • Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты.




Обучающийся научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «объект», «компьютерный объект»;

  • приводить примеры объектов, признаков объектов, разновидностей объектов;

  • приводить примеры множеств, систем объектов;

  • понимать как образуются понятия.

Ученик получит возможность:

  • сформировать представление об объектах как одном из основных понятий; компьютерных объектах;

  • сформировать представление об объектах операционной системы;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.



2. Информационные модели (10 ч.).

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Знаковые информационные модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №8 «Создаем графические модели».

  • Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».

  • Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».

  • Практическая работа №11 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».

  • Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

  • Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

  • Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

  • Мини-проект «Диаграммы вокруг нас».

Обучающийся научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.



3. Алгоритмика (10 ч).

Что такое алгоритм. Жизненные задачи. Исполнители вокруг нас. Разнообразие исполнителей. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Управление исполнителем Чертежник.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию «Часы»

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года»

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию «Скакалочка»



Обучающийся научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;


Ученик получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Учебно-тематический план (1 ч в неделю, 34 ч в год)

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

5 класс

1

Объекты и системы

14

7

7

2

Информационные модели

10

6

4

3

Алгоритмика

10

7

3


Итого:

34

20

14


Информатика и ИКТ. 6 класс.

Тематическое планирование. Базовый уровень (34 часа)


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование, ЭОР

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

I триместр

1


Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомиться со структурой учебника, приёмами работы с книгой; соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта Организация компьютерного рабочего стола.

Положительное отношение к процессу познания,

применять правила сотрудничества;

развивать творческие способности учащихся,

Соблюдать требования ТБ и правильно организовывать своё рабочее место; понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «объект», «компьютерный объект»

Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их имена», «Признаки объектов»

Введение, §1

2


Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы»


0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Упорядочивать информацию в личной папке, определять свойства файла и папки.

Уметь полно и точно выражать свои мысли, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование.

Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ


узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними упорядочивать информацию в личной папке.

Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Электронная РТ.

Заготовки для практикума.

§2(2,3)

3


Объекты операционной системы.

Практическая работа №2 «Работаем с основными объектами операционной системы»


0,5




0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

изменять свойства панели задач.

Приводить примеры объектов операционной системы.


Выбор оснований и критериев для сравнения объектов, сотрудничество в поиске информации

Актуализация собственного жизненного опыта

Приводить примеры объектов операционной системы.


Презентация «Объекты ОС»

Заготовки для практикума.

§2(1)

4



Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

0,5






0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами, понимать отношения между множествами, уметь применять круги Эйлера.

Пользоваться инструментами графического редактора.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Структурирование знаний.

Актуализация собственного жизненного опыта

выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;


Презентация «Отношения объектов»

Заготовки для практикума.

§3(1,2,3)

5


Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.

Применять возможности графического редактора при создании объектов.


Выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи.

Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.

Применять возможности графического редактора при создании объектов.

Презентация «Отношения объектов», электронная тетрадь.

Заготовки для практикума.

§3(4)

6


Разновидности объекта и их классификация.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации.


Планирование. Проверка. Работа над заданием.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи.

Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.


Презентация «Разновидности объектов и их классификация», интерактивные задания «Множество 1,2,3, К»

§ 4(1,2)

7


Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

0,5




0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации.

Уметь приводить примеры классификации компьютерных объектов.

Применять инструменты текстового редактора при создании документов.

Планирование. Проверка. Работа над заданием.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи.

Презентация «Разновидности объектов и их классификация», интерактивные задания «Классификация числительных по значению, по сотаву»

§4(3,4)

8


Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

0,5




0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать графические возможности текстового процессора при создании документа.

Планирование. Проверка. Работа над заданием. Самостоятельный поиск решения задач.

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания.

Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.


Презентация «Системы объектов» Анимация «Модель Солнечной системы»

§5(1,2)

9


Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

0,5




0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Понимать систему как черный ящик.

Использовать графические возможности текстового процессора при создании документа.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно

Актуализация собственного жизненного опыта

Презентация «Системы объектов»

Интерактивная лаборатория «Чёрный ящик»

§5(3,4)

10


Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понимать персональный компьютер как систему объектов.

Использовать графические возможности текстового процессора при создании документа.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оценивание усваиваемого содержания


Презентация «Персональный компьютер как система»

Плакат «Компьютер и информация»

§6

11


Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать способы познания окружающего мира.


Использовать инструменты графического и текстового редактора при создании компьютерных объектов.

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи.

Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;

осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем;

формулировать гипотезу по решению проблем.

Презентация «Как мы познаем окружающий мир»


§7

12


Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

0,5




0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать как образуются понятия.

Приводить примеры понятий.


Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи.

Презентация «Понятие как форма мышления»

§8(1,2)

II триместр

13


Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь конструировать и исследовать компьютерные объекты.

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи.

Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами

Презентация «Понятие как форма мышления».

§8(3)

Повт. §1-8

14


Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Уметь систематизировать и обобщать знания по изученной теме.

Самостоятельное решение поставленных задач.

Оценивание усваиваемого содержания




15


Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»


0,5




0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни.

Создавать графические модели.


Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи.

Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.).


Презентация «Информационное моделирование» плакат «Модели»

§8(9)

16


Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

0,5







0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Создавать словесные модели (описания).

Планирование. Проверка. Работа над заданием.

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания.

Презентация «Информационное моделирование»;

плакат «Модели».

§10 (1,2,3)

17


Математические модели. Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

0,5





0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Создавать математические модели.

Создавать многоуровневые списки.


Выполнение учебных действий во внутреннем плане

Актуализация собственного жизненного опыта.

Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).

Презентация «Информационное моделирование»;

плакат «Модели».

§10(4)

18


Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

0,5





0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

создавать табличные модели.

Постановка учебной задачи. Планирование. Выполнение плана.

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках (на начальном уровне)

Презентация «Табличные информационные модели»

Конструктор таблиц «Виды текстов»

§11(1,2)

19


Вычислительные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» (продолжение)

0,5





0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

создавать вычислительные модели в текстовом процессоре.

Составление плана и последовательности действий. Самостоятельное создание способов решения задач.

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.


Презентация «Табличные информационные модели»

§11(3,4)

20


Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

0,5







0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира;

создавать диаграммы и графики.


Составление плана и последовательности действий. Самостоятельное создание способов решения задач.

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Презентация «Табличные информационные модели» Анимация «Построение графика x(t)»

§12(1,2)

21


Создание информационных моделей – диаграмм. Мини-проект «Диаграммы вокруг нас»

0,5



0,5

Урок закрепления знаний

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира;

создавать диаграммы и графики.

Составление плана и последовательности действий. Самостоятельное создание способов решения задач.

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Умение структурировать знания

Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач

Презентация «Графики и диаграммы»

§12(3)

22


Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Создавать схемы, графы, деревья и уметь применять их при решении практических задач;

создавать графические модели.


Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Презентация «Схемы»


§13(1)

23


Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

0,5





0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Презентация «Схемы» Интерактивное задание «Графы 1,2,3»

§13(2,3)

§8- 11(повт)

III триместр

24


Контрольная работа №2 по теме «Информационные модели»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Уметь систематизировать и обобщать знания по изученной теме.

Самостоятельное решение поставленных задач.

Оценивание усваиваемого содержания




25


Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

0,5


0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понимать что такое алгоритм.

Приводить примеры алгоритмов из собственного опыта.

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели

Презентация «Что такое алгоритм» Интерактивное задание «Работа с алгоритмами»

§14

26


Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик


0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями.


Выполнение учебных действий во внутреннем плане

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата.


Презентация «Алгоритмы и исполнители»;

плакат «Алгоритмы и исполнители»

§15

27


Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей


0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

планировать последовательность событий на заданную тему.


Выполнение учебных действий во внутреннем плане

Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи

Презентация «Алгоритмы и исполнители»;

плакат «Алгоритмы и исполнители»

§16

28


Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию «Часы»


0,5


0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Актуализация собственного жизненного опыта

Презентация «Типы алгоритмов»

§17(1)

29


Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками Времена года»


0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью алгоритмов с ветвлениями;


создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка результатов деятельности.

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания.

Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);

умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата.


Презентация «Типы алгоритмов» Интерактивное задание «Ветвление»

§17(2)

30


Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию «Скакалочка»


0,5



0,5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью алгоритмов с ветвлениями и циклами;

создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка результатов деятельности.

Актуализация собственного жизненного опыта

Презентация «Типы алгоритмов» Интерактивное задание «Цикл»

§17(3)

31


Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь управлять исполнителем Чертежник. Составлять алгоритмы для создания изображений.


Планирование. Проверка. Работа над заданием.


Актуализация собственного жизненного опыта

Презентация «Управление исполнителем Чертежник»

Плакат «Исполнитель»

§18(1,2)

32


Использование вспомогательных алгоритмов.


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

Работать в среде программирования Чертежник.

Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

Работать в среде программирования Чертежник.

Презентация «Управление исполнителем Чертежник»

§18(3)

33


Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Работать в среде программирования Чертежник.

Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Работать в среде программирования Чертежник.

Презентация «Управление исполнителем Чертежник»

§18(4)

§14-18(повт)

34


Контрольная работа№3 по теме «Алгоритмика»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Уметь систематизировать и обобщать знания по изученной теме.

Самостоятельное решение поставленных задач.

Оценивание усваиваемого содержания





Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows, Linux

  2. Пакет офисных приложений Office, OpenOffice

  3. Л.Л. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!