СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу коррекционных занятий для 1 класса в школе 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учётом умственного и физического развития учащихся на основе отдельных областей математики,мира природы и человека,письма.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу коррекционных занятий для 1 класса в школе 8 вида»

Пояснительная записка

Занятия в « Клубе почемучек» являются специфическими для обучения школьников с ограниченными возможностями. Занятия по предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов познавательной деятельности детей.

Исходя из необходимости развития высших психических функций младших школьников, наиболее расширяющей кругозор и обладающей коррегирующей функцией подходят отдельные разделы программ: «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык»

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении учебным предметам, обогащение и уточнение словаря расширении представлений о непосредственном окружающем мире.

Коррекционные занятия готовят учащихся с нарушениями интеллекта к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

Данная программа рассчитана на детей, первого класса обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).

Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК. Дети поступали в данный класс с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся первого класса

Основное содержание коррекционных занятий предполагает работу по коррекции и развитию психических процессов, восполнению пробелов в знаниях обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости и направлено на развитие интереса к учебной деятельности, выработке умения слушать и выполнять задания, обслуживать себя, упражнять в формировании санитарно-гигиенических навыков;

Программа коррекционных (дефектологических) занятий составлена с учетом данных диагностических мероприятий, анализа результатов элементарных письменных навыков, рисунков;

Цель индивидуально-коррекционных (дефектологических) занятий: создание условий для развития и коррекции психических процессов обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости; восполнение пробелов в их знаниях; повышение познавательной активности обучающихся; развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи; воспитание интереса и потребности к речевому общению;
применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;
повышение познавательной активности обучающихся, воспитание положительных привычек и навыков. 

Задачи: 

Развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:
1. Восприятие:
-учить распознавать предметы, явления и действия;
-продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;
-продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;

2. Память:
- совершенствовать непроизвольное и развивать произвольное запоминание учебного материала;

3. Мышление:

- совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;

-учить анализировать, делать выводы;

Развивать речь во всех видах деятельности:
-обогащать словарь;
-развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
-развивать связную речь


Развивать общую и мелкую моторику:

Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:

Воспитывать санитарно-гигиенические навыки


Методы и формы обучения:

Методы по источнику знаний:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа)
-наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО, иллюстраций)
-практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, практическая работа,, игра, упражнение).

Формы занятий: экскурсии, занятия с элементами моделирования ситуаций и сюжетно-ролевыми играми, с элементами театрализации.

Количество часов: по рабочей программе 66.

Данный коррекционный курс соответствует образовательным областям: «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык»

является пропедевтическим к учебным дисциплинам начальной школы названных образовательных областей.

Основные задачи и направления работы

Основная цель коррекционного курса « Клуб почемучек » заключается в коррекции и формировании у учащихся первого класса с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений, подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык».

Реализация цели курса предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

  • Коррекция основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыки группировки, классификации, сравнения, синтеза.

  • Развитие логического мышления.

  • Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.

  • Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги;

  • Воспитание культуры речевого общения

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.



Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Образовательное направление

В основе работы в образовательном направлении лежит коррекция и продолжение работы по формированию сенсорной культуры ребенка: накопление им чувственного опыта, уточнение и дифференциация образов восприятия , обобщение и формирование на этой базе представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления являются базовой формой существования знаний (помимо понятий и сведений), формируемой в начальных классах коррекционной школы.

Сенсорное развитие тесно связано с формированием мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому достаточный уровень сенсорного развития ребенка является необходимой базой для дальнейшего формирования умения выделять учебный объект, произвольно концентрировать и удерживать на нем внимание, соотносить увиденное с воспринятым ранее, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать объекты:

Систематическая работа в образовательном направлении позволяет формировать любознательность и наблюдательность учащихся .

Коррекционно-развивающее направление

Произвольное оперирование представлениями возможно благодаря их регуляции со стороны речи. Овладевая речью, ребенок устанавливают связь между словом и образом предмета, слово приобретает для него смысл, появляется возможность пользоваться речью и понимать обращенную речь. В связи с этим особое внимание в программе уделено развитию устной речи детей в следующих направлениях:

- расширение словарного запаса

накопление тематического словаря в рамках изучаемых тем;

формирование умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания;

обучение участию в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, проводить элементарные обобщения).

Воспитательное направление

На материале курса проводится гражданское воспитание учащихся.

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • Наличие интереса к содержанию занятий, процессу и результату своей деятельности на занятиях.

  • Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях между ними.

  • Владение практическими умениями взаимодействовать с объектами изучения.

  • Проявления активности и самостоятельности в работе на уроке, в применении сформированных знаний и умений при решении новых учебных и учебно-бытовых задач.



Методическая литература:

И.М.Бгажнокова. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М.Бгажнокова. - М.: ВЛАДОС, 2007

Е.Ф. Бортникова Развиваем математические способности- « Литуп-опт»,2013-32с.

Е.Ф. Бортникова Развитие логического мышления- Литуп-опт»,2013-32с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!