СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по литературному чтению разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса»



Кабардино-Балкарская Республика

Прохладненский муниципальный район


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2с.Карагач»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МО                         зам. директора по УВР                              Приказом МОУ «СОШ №2 с.Карагач»

Протокол №                                              от  « » 20____г. № ______

«____»_____________20 ___ г. от  « » ________ 20__ г. Директор МКОУ «СОШ №2 с.Карагач»

_____________ ( Люева М.М. ) ___________ ( Шалова М.А.) _____________ ( Заптиева Т.Х. )



РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 4 класса.

 



Составитель: учитель Люева М.М.

с.Карагач

август, 2016 г


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

«Литературное чтение» к концу 4-го года обучения


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

• отличать народные произведения от авторских;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

•отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;

• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений



Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

  • читать по ролям литературное произведение;

  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.


Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получит возможность научиться:


  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;

  • уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научится:

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

  • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ


Учащиеся должны знать/понимать:

  • содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;

  • названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);

  • основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

  • различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

  • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

  • определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);

  • самостоятельного чтения выбранных книг;

  • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

  • работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Устное народное творчество


Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы —- к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

б) участие воображения и фантазии в создании произведений;

в) диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

а) умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;

в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.



Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

УМК ученика:

Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 4 класс : учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

Малаховская, О. В. Литературное чтение: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013г

УМК учителя:

Захарова, В. В., Серова, М. В., Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А.Чураковой: 4 класс : метод. пособие для учителя – М. : ВАКО, 2013.

Оборудования: Универсальный мультимедийный диск литературное чтение 4 класс.

  • компьютер

  • проектор

  • интерактивная доска









Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Контрольные работы

Уроки

Л/p, п/р, экскурсии и т. п.

1

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

8 ч

8



2

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре

9 ч

9



3

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

15 ч

15



4

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас

16 ч

16



5

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота

13 ч

13



6

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

13 ч

13



7

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда

15 ч

15



8

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (27 ч)

13 ч

12


1


  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    • п/п

    • Название раздела программы

    • Тема урока

    • (этап проектной или исследовательской деятельности)

    • Кол-

    • во

    • часов

    • Тип урока

    • Элементы содержания

    • Требования к уровню

    • подготовки обучающихся

    • Элементы дополнитель-

    • ного содержания

    • Вид контроля.

    • Дом.

    • задан.

    • Дата проведения

    • план

    • Факт

    • 1

    • Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

    • 1

    • Комбинированный

    • Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой

    • Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

    • Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения

    • Древнегреческое сказание

    • Выразительное чтение

    • с. 6-13

    • 3.09

    • 2

    • Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия Победоносца

    • 1

    • Комбинированный

    • Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире.

    • Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде XIX века, композицию на египетском папирусе

    • Ответы на вопросы

    • С. 13-21

    • 5.09

    • 3

    • Древнегреческое сказание «Персей».Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

    • 1

    • Комбинированный

    • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Знать понятие «герой волшебной сказки».

    • Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Пьерро

    • Пересказ текста по плану

    • С. 22-31

    • 8.09

    • 4-5

    • Русская народная сказка «Сивка-бурка»

    • 2

    • Комбинированный

    • Произведения устного народного творчества

    • Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурчка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

    • Пересказ текста по плану

    • С. 31-40

    • 10.09

    • 11.09

    • 6

    • Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения устного народного творчества

    • Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»

    • Пересказ текста по плану

    • С. 41-45

    • 15.09

    • 7-8

    • Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

    • 2

    • Комбинированный

    • Произведения устного народного творчества

    • Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

    • Ответы на вопросы

    • С. 45-51

    • 17.09-18.09

    • 9

    • Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

    • 1

    • Обобщение

    • Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества

    • Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

    • Ответы на вопросы

    • 22.09

    • 10-11

    • Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

    • 2

    • Комбинированный

    • Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

    • Знать жанр «былина».

    • Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо - получеловек-полуптица

    • Прием преувеличения

    • Выразительное чтение

    • С.52-58

    • 23.09-24.09

    • 12

    • Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо - получеловек-полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

    • Ответы на вопросы

    • С. 58-65

    • 29.09

    • 13

    • Былина «Садко». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости»

    • 1

    • Комбинированный

    • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой

    • Выразительное чтение

    • С.66-71

    • 1.10

    • 14-15

    • Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

    • 2

    • Комбинированный

    • Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

    • Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена

    • Пересказ текста по плану

    • С.71-80

    • 2.10-6.10

    • 16-17

    • Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

    • 2

    • Комбинированный

    • Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

    • Пересказ текста по плану

    • С.81-89

    • 8.10-9.10

    • 18

    • Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»

    • 1

    • Обобщение

    • Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Отвечать на вопросы

    • 13.10

    • 19-20

    • В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».Поход в«Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»

    • 2

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

    • Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины

    • Выразительное чтение

    • С. 92- 100

    • 15.10-16.10

    • 21

    • Давид Самойлов«Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»

    • 1

    • Комбинированный

    • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства

    • Сравнение. Олицетворение

    • Чтение наизусть

    • С.101- 105

    • 20.10

    • 22

    • Николай Заболоцкий «Оттепель»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения о природе

    • Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков

    • Звукопись

    • Чтение наизусть

    • С.106- 109

    • 22.10-

    • 23-24

    • Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»

    • 2

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы

    • Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения

    • Чтение наизусть

    • С. 110- 113

    • 23.10

    • 25-26

    • Владимир Набоков «Обида»

    • 2

    • Комбинированный

    • Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

    • Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники

    • Выразительное чтение

    • С. 113- 120

    • 27.10

    • 29.10

    • 27-28

    • Владимир Набоков «Обида».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки»

    • 2

    • Комбинированный

    • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

    • Отвечать на вопросы

    • С.120- 127

    • 30.10

    • 13.11

    • 29-30

    • Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

    • 2

    • Комбинированный

    • Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев

    • Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшиеподробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора

    • Выразительное чтение

    • С.127- 130

    • 14.11-15.11

    • 31

    • Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины С. Лучишкина «Шар улетел»

    • 1

    • Комбинированный

    • Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями друг их видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

    • Выразительное чтение

    • С. 130- 133

    • 17.11

    • 32

    • Борис Сергунен-ков «Конь Мотылек».

    • Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»

    • 1

    • Комбинированный

    • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

    • Отвечать на вопросы

    • С. 133- 136

    • 19.11

    • 33

    • Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

    • 1

    • Обобщение

    • Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Отвечать на вопросы

    • 20.11

    • 34

    • Леонид Андреев «Петька на даче»

    • 1

    • Комбинированный

    • Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

    • Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

    • Фанта

    • зия

    • Отвечать на вопросы

    • С.137- 141

    • 24.11

    • 35

    • Леонид Андреев «Петька на даче»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

    • Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев

    • Характер героя, его поступки и их мотивы

    • Выразительное чтение

    • С.142- 146

    • 26.1 1

    • 36

    • Леонид Андреев «Петька на даче».Репродукции картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

    • 1

    • Комбинированный

    • Герои произведения. Восприятие и понимание их переживании. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

    • Пересказ текста по плану

    • С.147- 152

    • 27.11

    • 37-38

    • Антон Чехов «Ванька».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова-Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

    • 22

    • Комбинированный

    • Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

    • Выразительное чтение

    • С.152- 161

    • 1.12-

    • 3.12

    • 39

    • Антон Чехов «Мальчики»

    • 1

    • Комбинированный

    • Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

    • Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения

    • Небольшое письменное высказывание по литературному произведению

    • Выразительное чтение

    • С.162- 167

    • 4.12

    • 40

    • Антон Чехов «Мальчики»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

    • Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения

    • Отвечать на вопросы

    • С.167- 172

    • 8.12

    • 41

    • Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

    • 1

    • Обобщение

    • Связь названия с темой текста, мысль текста

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Характер героя, его поступки и их мотивы

    • Отвечать на вопросы

    • 10.12

    • 42

    • Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

    • 1

    • Обобщение

    • Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Отвечать на вопросы

    • С.173- 176

    • 11.12

    • 43-45

    • Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

    • 3

    • Комбинированный

    • Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

    • Уметь: работай, в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения

    • Выразительное чтение

    • С. 6-13

    • 15.12-17.1218.12

    • 46-48

    • Людмила Улицкая «Бумажная победа».Слушаем музыку Ф. Шуберта «Музыкальный момент №3,фа- минор»

    • 3

    • Комбинированный

    • Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент

    • Пересказ текста по плану

    • С. 14-24

    • 22.12-24.1225.12

    • 49-50

    • Людмила Улицкая «Бумажная победа».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины3. Серебряковой «Катя с натюрмортом»

    • 2

    • Комбинированный

    • Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы

    • Выразительное чтение

    • С. 25-29

    • 29.12-14.01

    • 51

    • Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»

    • 1

    • Комбинированный

    • Связь названия с темой текста, мысль текста

    • Уметь смотреть на происходящее с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию

    • Отвечать на вопросы

    • С. 29-32

    • 15.01

    • 52

    • Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения о детях и для детей. Восприятиеи понимание их переживаний. Герои произведения

    • Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

    • Отвечать на вопросы

    • С. 37-39, выучить наизусть

    • 19.01

    • 53

    • Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

    • 1

    • Комбинированный

    • Различение жанров литературных произведений

    • Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

    • Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

    • Ритм. Звукопись. Повторы слов

    • Чтение наизусть

    • С. 39-40

    • 21.01

    • 54

    • Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

    • 1

    • Комбинированный

    • Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

    • Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения

    • Выразительное чтение

    • С. 41-43

    • 22.01

    • 55

    • Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

    • 1

    • Обобщение

    • Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Отвечать на вопросы

    • 26.01

    • 56-59

    • СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

    • 4

    • Комбинированный

    • Связь названия с темой текста, мысль текста, понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

    • Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части

    • Отвечать на вопросы, выразительное чтение

    • С.44-62

    • 28.01-29.01

    • 2.02

    • 4.02

    • 60-63

    • СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

    • 3

    • Комбинированный

    • Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

    • Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану

    • Отвечать на вопросы

    • С.63-70

    • 5.02-

    • 9.02

    • 11.02

    • 64-65

    • Антуан деСент- Экзюпери «Маленький принц»

    • 2

    • Комбинированный

    • Произведения о детях. Герои произведения

    • Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка

    • Характер героя, его поступки и их мотивы

    • Выразительное чтение

    • С. 70-75

    • 16.02

    • 18.02

    • 66-67

    • Антуан деСент- Экзюпери «Маленький принц»

    • 2

    • Комбинированный

    • Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

    • Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану

    • Выразительное чтение

    • С. 75-81

    • 19.02

    • 23.02

    • 68

    • Обнаруживаем что у искусства есть своя особенная правда

    • 1

    • Комбинированный

    • Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам, эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения

    • Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль; дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа

    • Характер героя, его поступки и их мотивы

    • Отвечать на вопросы, выразительное чтение

    • С.82-85

    • 25.02

    • 69

    • Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком»

    • 1

    • Обобщение

    • Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Характер героя, его поступки и их мотивы

    • Отвечать на вопросы

    • 26.02

    • 70-71

    • Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

    • 2

    • Комбинированный

    • Построение небольшого монологического высказывания

    • Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

    • Выразительное чтение

    • С.86-90

    • 2.03-4.03

    • 72-74

    • Мария Вайсман «Шмыгимышь».Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

    • 3

    • Комбинированный

    • Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

    • Выразительное чтение

    • С. 90- 100

    • 5.03-9.03

    • 11.03

    • 75

    • Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы».В. Хлебников «Кузнечик»

    • 11

    • Комбинированный

    • Эмоционально-нрав-ственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

    • Отвечать на вопросы

    • С.101- 104

    • 12.03

    • 76

    • А. Ахматова.Тайны ремесла

    • 1

    • Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

    • Уметь смотреть на происходящее с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию

    • Выразительное чтение

    • С.104-05

    • 16.03

    • 77-78

    • А. Кушнер «Сирень».

    • Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончалов-ского «Сирень»

    • 2

    • Комбинированный

    • Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: сравнивать литературное произведение А. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончалов-ского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения

    • Чтение наизусть

    • С. 108- 111

    • 18.03

    • 19.03

    • 79-80

    • Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»

    • 12

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний

    • Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

    • Чтение наизусть

    • С. 115-118

    • 23.03-

    • 1.04

    • 81

    • М. Лермонтов «Парус»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

    • Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

    • Чтение наизусть

    • С.120- 122

    • 2.04

    • 82

    • Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

    • 1

    • Комбинированный

    • Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

    • Выразительное чтение

    • С.122- 124

    • 6.04

    • 83-84

    • А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы

    • Знать понятие «рифма».

    • Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения

    • Характер героя, его поступки и их мотивы

    • Чтение наизусть

    • С.128- 130

    • 8.04

    • 85

    • Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

    • 1

    • Обобщение

    • Различать жанры произведений. Герои произведения

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Пересказ текста по плану

    • 9.04

    • 86 -88

    • Алексей Пантелеев «Главный инженер»

    • 3

    • Комбинированный

    • Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

    • Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

    • Выразительное чтение

    • С.130- 139

    • 13.04-15.0416.04

    • 89-90

    • Алексей Пантелеев «Главный инженер»

    • 2

    • Комбинированный

    • Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

    • Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

    • Выразительное чтение

    • 140-150

    • 20.04

    • 22.04

    • 91

    • Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

    • 1

    • Комбинированный

    • Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности

    • Пересказ текста по плану

    • С.147- 150

    • 23.04

    • 92

    • Анна Ахматова «Памяти друга»

    • 1

    • Комбинированный

    • Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события

    • Знать понятие «контраст».

    • Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст

    • Характер героя, его поступки и их мотивы. Контраст

    • Чтение наизусть

    • С. 151- 152

    • 27.04

    • 93

    • Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение18»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

    • Чтение наизусть

    • С.154- 155

    • 29.04

    • 94

    • Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот». Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

    • 1

    • Комбинированный

    • Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Знать, что гимн - это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость.

    • Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов

    • Выразительное чтение

    • С.159- 162

    • 30.04

    • 95

    • Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

    • 1

    • Комбинированный

    • Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Уметь: сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение

    • Отвечать на вопросы

    • 4.05

    • 96

    • А. Пушкин «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом...»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы

    • Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А. Пушкина

    • Чтение наизусть

    • С.167- 169

    • 6.05

    • 97

    • Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

    • 1

    • Обобщение

    • Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Характер героя, его поступки и их мотивы

    • Отвечать на вопросы

    • 7.05

    • 98

    • В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогоровой «Мост черезКазанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»

    • 1

    • Комбинированный

    • Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

    • Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

    • Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности

    • Офорты

    • Пересказ текста по плану

    • С.183- 192

    • 11.05-13.05

    • 99

    • Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

    • 1

    • Комбинированный

    • Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя

    • Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

    • Отвечать на вопросы

    • С.170- 176

    • 14.05

    • 100

    • Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

    • 1

    • Комбинированный

    • Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

    • Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

    • Выразительное чтение

    • С.170- 176

    • 18.05

    • 101

    • Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» Итоговая контрольная работа

    • 1

    • Обобщение

    • Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

    • Знать изученные произведения по разделу.

    • Уметь выразительно и осознанно читать текст

    • Выразительное чтение

    • С. 170- 176

    • 20.05

    • 102

    • Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

    • 1

    • Обобщение

    • Понимание основного содержания услышанного произведения

    • Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»

    • Письменное высказывание о литературном герое. Письмо в клуб «Ключ и заря»

    • Отвечать на вопросы

    • 23.05

8