СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 8-9 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 8-9 класс (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8-9 класс (базовый уровень)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы общеобразовательных учреждений по обществознанию, авторской программы под редакцией JI.H. Боголюбова, М:, «Просвещение»

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: титульный лист, пояснительную записку; учебно- тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки выпускников; учебно-методический комплекс, календарно - тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе.

Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность материала курса «Обществознание» в рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5-9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап -5-7 классы; второй этап - 8 - 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5-7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8-9 классов и далее для 10-11 классов. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Рабочая программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обе­спечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Цели

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско - общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно - бытовых отношений.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 5-9 классах, из расчета 1 учебный час в неделю.

Региональный компонент (10%) включён в тему урока.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнение познавательных и практических заданий.

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рабочая программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности




Учебно-тематический план




п/п

Содержание

Количество часов


8 класс


1.

Личность и общество

5

2.

Сфера духовной культуры

9

3.

Экономика

14

4.

Социальная сфера

5

5.

Итоговое повторение

1



34


9 класс


1.

Политика

9

2.

Право

21

3.

Итоговое повторение

4



34





Содержание тем учебного курса в 8 классе

Личность и общество

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Сфера духовной культуры Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро

и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение.

Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное

равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно - правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни



Содержание тем учебного курса в 9 классе

Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно- правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации.





Учебно-методический комплекс:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2011.

2.Обществознание учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/(Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; ред. Кол. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2014. 3.Обществознание учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/(Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н.Боголюбова и др. Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014.

4.Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014.

5.Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /(Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 6.Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

7.Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений /(Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014. 8.Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /(Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011. 9.Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010.

10.Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение,2014.

11.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.

12.Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова; Рос. Акад. Наук, Рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение,


Календарно-тематическое планирование уроков обществознание 8 класс 34 часа

№ п/п

Тема

урока

Тип

урока

Основное

содержание

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Основные

понятия

урока

Д/З

Тема 1. Личность и общество (5 часов)

1

Понятие личности. Индивидуальность.

Изучение нового материала

Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные

ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности

Знать признаки индивидуальности, индивида и личности, типы

мировоззрения, этапы

социализации личности

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

Человек, индивид, личность, мировоззрение,

интеграция,

адаптация,

индивидуализация

§ 1,


2

Общество

как форма жизнедеятельности людей

Комбинированный

Значение научного понятия «общество».


Знать сущность общечеловеческих ценностей, сферы жизнедеятельности общества и государства, роль социальных норм в жизни общества.


Общество,

общественные

отношения,


§ 2, задания

и вопросы,


3

Основные сферы жизни общества.

Комбинированный

Общественные отношения. Сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, социальная,

духовная. Роль социальных норм в жизни человека. Ступени развития общества.

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью

основные

сферы жизни

общества,

традиционное,

индустриальное, постиндустриальное

общество

§ 2, стр. 16-19

4

Развитие общества.

Комбинированный

Эволюционное развитие человечества. Марксизм о роли социальных революций

в жизни человечества.

Закономерности общественных изменений. Противоречия и

перспективы в развитии человечества в ХХI веке. Глобальные проблемы человечества.

Знать суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии

человечества.

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их

существенные признаки,

анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Социальная

революция,

реформа, глобализация,

информационная революция, глобальные проблемы современности

§ 3, вопросы, задания

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и общество»

Комбинированный

Понятия «человек» и

«общество», «личность». Влияние современного общества на индивида. Взаимосвязь основных сфер

общественной жизни.

Знать влияние современного общества на индивида.

Уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия

Человек, биосоциальное

существо,

личность, общество

§ 1 - 3

Тема II. Сфера духовной культуры (9 часов)

6

Сфера духовной жизни


Урок практикум

Понятие «культура»

как достижение человека в преобразовании мира. Отличительные черты духовной сферы от других сфер общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.

Знать сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере.

Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов,

анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Духовная сфера жизни общества, культура, культура

личности

§ 4,

Эссе «Если культуры нет у людей в

сердцах,

то нигде

больше ее

быть не

может»

7

Мораль, нравственность.

Комбинированный

Что такое мораль, зачем она нужна людям. Признаки морали. Мораль - общечеловеческая ценность.


Уметь сравнивать мораль и нравственность, решать познавательные и проблемные задачи.

Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на

проблемные вопросы, участвовать в дискуссии

Мораль, нравственность,

добро, зло,


§ 5, вопросы и

задания

8

Основные ценности и нормы морали.

Комбинированный

Взаимосвязь патриотизма и гражданственности. Добро и

зло.

Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на

проблемные вопросы, участвовать в дискуссии

Ценности, моральные нормы, моральный идеал, гражданственность,

патриотизм

§ 5, стр. 40-45

9

Долг и совесть.

Комбинированный

Что такое долг. Объективные обязанности. Научный подход

к сущности понятия «долг». Что такое моральный долг. Кто контролирует и оценивает исполнение долга. Что такое совесть и ее роль в жизни человека

Знать сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни человека.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Долг, объективные обязанности, общественный

долг, моральный долг, совесть

§ 6, практикум,

10

Моральный выбор – это ответственность.

Комбинированный

Выбор поведения человека и животного. Свобода выбора. Что такое моральный выбор. Взаимосвязь свободы и ответственности. Гарантии выполнения моральных норм.

Знать факторы, определяющие выбор человека и животного, взаимосвязь свободы и ответственности

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение

Моральный

выбор, моральная ответственность, оценка и самооценка

§ 7, учебный проект

«Быть или казаться»

11

Образование. Возрастающая значимость образования в информационном обществе.

Комбинированный

Что такое образование. Возрастание значимости образования в информационном обществе. Связь конкурентоспособности страны и образования.

Основные элементы

образовательной системы РФ.

Знать отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества.

Объяснять взаимосвязи

изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные ситуации.

Информационное общество, конкурентоспособ-

ность,

самообразование

§ 9, вопросы и задания


12

Наука в современном обществе.

Комбинированный

Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций,

вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные

знания. Роль науки в современном обществе.

Знать отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества.

Объяснять взаимосвязи

изученных социальных

объектов; умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задачи

Наука, естествознание, технознание, обществознание,

человековедение, нравственные принципы ученого

§ 9, вопросы и задания


13

Религия как одна из форм культуры.

Комбинированный

Что такое религия. Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Основные виды религиозных

организаций. Сущность принципа свободы совести.

Знать сущность религиозных представлений о мире и обществе, характерные черты религиозной веры.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Религия, вера,

Религиозная вера, обряды, молитва, догматы, секта

свобода совести, атеизм

§ 10, вопросы

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни».

Повторительно-обобщающий

Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры

Знать сущность основных сфер жизни и деятельности людей.

Объяснять взаимосвязи

изученных социальных

объектов; сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные ситуации.

Понятия по теме

§ 4-10

Тема III. Экономика (14 часов)

15

Экономика и ее роль в жизни общества


Урок лекция

Потребности и ресурсы.

Проблема ограниченности ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость.

Знать главные вопросы

экономики, сущность экономики как науки.

Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Потребности, ограниченность

ресурсов,

экономические блага,

предметы

потребления, средства производ-ства,

альтернативный

выбор, альтернативная

стоимость.

§ 11


16

Главные вопросы экономики

Комбинированный

Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить.

Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика.

Знать сущность экономической эффективности общества, типы экономических систем

Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать.

Умение работать с текстом

учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Экономическая эффективность, экономическая система, традиционная,

рыночная,

командная

экономика

§ 12, вопросы

17

Собственность. Формы собственности.

Комбинированный

Имущественные отношения. Сущность понятия собственности как экономической и юридической категории.

Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Защита права собственности.

Знать сущность имущественных отношений в обществе, типы , формы собственности, способы

защиты права собственности

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных

событиях и процессах

Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Имущественные отношения,

собственность, владение, использование, распоряжение,

физические

и юридические лица, формы собственности

§ 13., вопросы и

задания

Эссе

«Гражданин без

собствен-

ности не

имеет отечества».

18

Рыночная экономика.

Комбинированный

Рынок и условия его

функционирования.


Знать, что такое рынок, условия успешного функционирования рыночной экономики.

Объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов

Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Рынок, конкуренция,


§ 14, вопросы и

задания

19

Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.

Комбинированный

Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм

установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен

Объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов

Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Спрос и предложение, диктатура цен,

предложение, рыночное равновесие

§ 14, вопросы и

задания

20

Производство – основа экономики.

Комбинированный

Роль производства в экономике. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация.

Знать основы производства, источники экономических благ Решать познавательные

и практические задачи

на изученный материал.

Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах,

составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Продукт, товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, услуги, факторы

производства, специализация, капитал

§ 15, вопросы

21

Предпринимательская деятельность.


Урок исследование

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его

роль в экономике.

Знать основы и сущность предпринимательской деятельности.

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных

событиях и процессах

Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на

проблемные вопросы

Предпринимательство,

фирма. малое предпринимательство

§ 16, вопросы и задания


22

Роль государства в экономике.


Урок деловая игра

Экономическая роль

государства. Поддержание государственных институтов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и

кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета

и ее решение.

Знать роль государства

в экономике страны, способы влияния на экономику.

Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах,

составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Налог, прямые налоги,

бюджет, государственный долг,

дефицит

бюджета,

облигация

§ 16,

23

Распределение доходов


Урок деловая игра

Доходы граждан и прожиточный минимум. Проблема неравенства доходов. Перераспределение доходов. Экономические

меры социальной поддержки населения

Знать основные принципы распределения доходов в обществе, экономические меры

социальной поддержки населения

Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации.

Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Прожиточный минимум, поляризация доходов, минимальный

размер оплаты труда

§ 18, планирование

модели

бюджета

своей будущей семьи

24

Потребление


Урок исследование

Факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав

потребителей в России

Знать структуру расходов потребителей и факторы влияния на структуру расходов.

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал.

Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах,

составлять таблицу,

проводить сравнительный анализ

Потребление, семейное потребление, социальное

страхование,

потребитель

§ 19, вопросы и

задания

25

Инфляция и

семейная экономика


Урок с элементами

деловой игры

Влияние инфляции на доходы населения. Реальный и номинальный доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейные сбережения.

Знать сущность инфляции и ее влияние на жизнь общества.

Объяснять взаимосвязи

изученных экономических объектов

Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы.

Инфляция,

номинальный доход,

реальный доход, сбережения,

банковский

кредит, потребительский кредит

§ 20, практические

задания


26

Безработица, ее причины и последствия


Урок - практикум

Безработица - спутник

рыночной экономики.

Причины безработицы.

Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости

Знать виды, причины и

последствия безработицы

Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом

учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Безработица, занятость, сезонная безработица

§ 21, практические

задания

27

Мировое хозяйство и международная торговля

Урок - практикум

Мировое хозяйство.

Внешняя торговля.

Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. Условия влияния на обменный курс валюты.

Знать основы мирового

хозяйства и международной торговли

Объяснять взаимосвязи

изученных социальных

объектов

Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные ситуации

Мировое

хозяйство,

внешнеторговый обо-

рот, фритредерство,

курс валюты

§ 21, практические

задания


28

Повторительно-обобщающий урок по

теме «Экономическая

сфера»

Повторительно-обобщающий

Становление рыночного

общества в России.

Знать основы экономической деятельности человека

Решать познавательные

и практические задачи

на изученный материал


Основные

понятия темы

§ 11 -21


Тема IV. Социальная сфера (5 часов)

29

Социальная структура общества.

Урок исследования

Социальная структура как общества. Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие

социальных групп. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение

человека. Социальные

конфликты и пути их

разрешения.

Знать социальную структуру, социальные группы и причины социальных конфликтов.

Объяснять взаимосвязи

изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

Социальная структура,

Социальная группа, социальная

мобильность,

§ 23, практикум


30

Социальные

статусы и роли


Урок исследования

Социальная позиция

человека в обществе.

Социальный статус:

приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли.

Знать сущность социального статуса человека, особенности социального статуса подростков, основные социальные роли.

Объяснять взаимосвязи

изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные

вопросы

Социальный

статус,

предписанный и достигаемый

статусы, социальная

роль, санкции, гендерные роли

§ 24,

практикум

31

Нации и

межнациональные

отношения

Урок исследование

Нация. Соотношение

понятий «нация» и «этнос». Национальные традиции. Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов

Знать сущность межнациональных отношений, их сложности

Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах,

составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Этническая

группа, нации, народности, этнос,

национальная гордость

§ 25, практикум

32

Отклоняющееся поведение.

Урок-исследование

Разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины

распространения алкоголизма и наркомании.

Влияние негативного

отклоняющегося поведения на личность.

Знать сущность и причины отклоняющегося поведения, факторы, влияющие на поведение человека.

Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Отклоняющееся поведение. Алкоголизм.

Наркомания

§ 26,


33

Повторитель-обобщающий урок

по теме «Социальная

сфера»


Урок обобщения

Социальная структура

общества. Социальные

статусы и роли. Нации

и межнациональные

отношения. Отклоняющееся поведение

Знать основы социальной жизни общества.

Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять

таблицу, проводить

сравнительный анализ

Понятия по теме

Вопросы к

главе

Итоговое повторение (1 час)

34

Повторитель-обобщающий урок

за 8 класс

Повторитель-обобщающий

Личность и общество.

Сфера духовной культуры. Экономика. Социальная сфера.

Знать основные теоретические и практические знания по курсу

Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу,

проводить сравнительный анализ

Основные понятия за

курс 8 класса

-






Календарно – тематическое планирование уроков

обществознание

9 класс

34 часа


№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся

Д/З

Тема 1. Политика (9 часов)

1

Политика и власть

Изучение нового материала

Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации

Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества.

Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

п.1

2

Государство

Комбинированный

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Что такое гражданство

Знать признаки и формы
государства.

Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию

п.2

3

Политические режимы

Комбинированный

Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. развитие демократии в современном мире

Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических
режимов.

Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе

п.3

4

Правовое государство

Изучение нового материала

Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства

Знать принципы правового государства.

Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой

п.4

5

Гражданское общество и государство

Изучение нового материала

Что такое гражданское общество.

Местное самоуправление.

Общественная палата

Знать основные признаки гражданского общества.

Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму

п.5

6

Участие граждан в политической жизни

Изучение нового материала

Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого

Знать, при каких условиях
человек может сознательно участвовать в политической жизни.

Уметь оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать
на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач

п.6

7

Политические партии и движения

Комбинированный

Общественно-политические движения. Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире

Знать, что такое политические партии и общественные движения.

Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире

п.7

8

Гражданин – человек, имеющий права

обоб-
щение
и систе-матизация знаний

Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии
и движения

Знать основные положения главы.

Уметь характеризовать политические режимы и партии; делать выводы, отвечать
на вопросы, высказывать
собственную точку зрения или обосновывать известные; решать практические задачи

стр. 66-68

9

Контрольная работа № 1 по теме «Политика»

Проверка знаний и умений

Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения

Знать основные положения главы «Политика».

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные


Тема 2. Право (21 час)

10

Право,
его роль
в жизни общества и государства

Изучение нового материала

Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон

Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права

п.8

11

Правоотношения и субъекты права

Комбинированный

Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения.

Система права. Понятие нормы
и права

Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений.

Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму

п.9

12

Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений.

Изучение нового материала.


Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений.

Знать признаки и виды правонарушений; Уметь решать практические
задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи

п.10

13

Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности

Комбинированный

Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности

Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности.

Уметь решать практические
задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи

п.10

14

Правоохранительные органы

Комбинированный

Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура.

Нотариат

Знать, какие органы называются правоохранительными.

Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи

п.11

15

Конституция Российской
Федерации

Изучение нового материала.


Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы.

Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства.

Уметь характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи

п.12

16

Основы конституционного строя РФ

Комбинированный

Конституционный строй. Основы
государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы правового государства

Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства.

Уметь характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи

п.13

17

Права и свободы человека и гражданина

Изучение нового материала.


Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина.

Знать особенности юридических норм (прав человека).

Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму

п.14

18

Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка.

Комбинированный

Система защиты прав. Права ребенка

Знать особенности юридических норм (прав человека).

Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму

п.15

19

Гражданские правоотношения

Практикум

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя

Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений.

Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы

п.16

20

Право на труд.

Изучение нового материала.


Право на труд.

Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.

Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения

п.17

21

Трудовые правоотношения

Комбинированный

Трудовые правоотношения.

Трудовая дисциплина

Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.

Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения

п.17

22

Семейные правоотношения

Изучение нового материала


Юридические понятия семьи и брака. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-
брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей

Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами
и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы;

п.18

23

Права и обязанности супругов. Правоотношения родителей и детей

Комбинированный

Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей

Знать, какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы;

п.18

24

Административные правоотношения

Комбинированный

Административное право. Понятия и черты административного правоотношения.

Административные правонарушения

Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений.

Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»;
делать выводы, высказывать собственные суждения

п.19

25

Уголовно-правовые отношения

Изучение нового материала


Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления.

Знать особенности уголовно-правовых отношений.

Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений

п.20

26

Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Комбинированный

Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения и освобождения

Знать особенности уголовно-правовых отношений.

Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений

п.20

27

Социальные права

Комбинированный

Социальная политика государства.

Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Знать роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.

Уметь объяснять, почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала

п.21

28

Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов

Изучение нового материала

Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права

Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП.

Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами

п.22

29

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Изучение нового материала

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ о праве на образование. Дополнительное образование детей

Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.

Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами

п.23

30

Контрольная работа № 2 по теме «Право
в жизни человека»

Проверка знаний и умений

Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль

Знать основные понятия главы «Право».

Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования


Итоговое повторение (4 часа)

31

Правовое государство и его граждане

обобщение и систематизация знаний

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни.

Правовые основы гражданских правоотношений

Знать основные понятия главы «Политика».

Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами; выполнять творческие задания

стр.208-209

32

Право в жизни человека

обобщение и систематизация знаний

Право и его роль в жизни общества
и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права

Знать основные понятия главы «Право».

Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами

стр.209-212

33

Политика и право

обобщение и систематизация знаний

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества
и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения.

Отрасли права

Знать основные понятия курса «обществознание. 9 класс».

Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать проблемы «человек в современном обществе»; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач; приводить примеры практических ситуаций

стр.212-215

34

Итоговая контрольная
работа

Контроль знаний

и умений

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни.

Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения.

Отрасли права

Знать основные понятия
курса «обществознание. 9 класс».

Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; характеризовать проблемы «человек в современном обществе»; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач

-


Учебно-методический комплект:


  • Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013.

  • Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2010.

  • Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. -М. : Просвещение, 2010.

  • Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.

  • Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.

  • Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.

  • Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

  • Кодекс об административных правонарушениях.

  • Конституция Российской Федерации.

  • Семейный кодекс РФ.

  • Трудовой кодекс РФ.



Информационно-коммуникативные средства



Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Обществознание. 9-11 кл. - М. : Новый диск, 2006. - (Экспресс-подготовка к экзамену). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Технические средства обучения


Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.

ЭОР на уроках обществознания

      1. http://fcior.edu.ru

      2. . http://school-collection.edu.ru

      3. http://fipi.ru

      4. http://edu.ru

      5. http://1september.ru

      6. http://on-line.ru

      7. http://bioqrafia.ru

      8. http://historyru.com

      9. http://it-n.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!