Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
П/№ | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока Вид деятельности | Элементы содержания урока | Виды контроля | Вид контроля | Дата проведения |
Планов. | Фак. |
| I четверть-18 часов. |
1 | Вводное занятия | 1 | Введения новых знаний | Знакомство с новым учебном предметом, его целями. Экскурсия по кабинетом. Словарная работа: Социально бытовая ориентировка. | Иметь представления о кабинете СБО, его оборудования. Знать: название учебного курса; -цель нового учебного предмета ,его назначение;- инструкцию по ТБ при нахождение в кабинете СБО , правило учащихся в школы. | Эмоциональный контроль с целью создания позитивных эмоций. | | |
Личная гигиена- 6ч. | |
2 3 | Личная гигиена правило приема утреннего и вечернего туалета. | 2 | Введе- ния новых знаний | Знакомство с понятием « личная гигиена» ее значения для здоровья и жизни человека. Соблюдение правил и приемов выполнения утреннего и вечернего туалета. Уход за волосами, кожей, ногтями. Словарная работа : гигиена. | Знать: Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета. Правило освещения рабочего места. Правило ухода за кожей рук, ногтей, ног. Уметь: -совершать вечерний туалет. -выбирать причёску, причёсывать волосы. -стричь ногти на руках и ногах | Текущий .Ответы на вопросы. | | |
4 5 | Содержание в чистоте и порядке личные вещи | 2 | Комбинированный | Для соблюдения личной гигиены нужны личные вещи : носовой платок, зубная щетка , мочалка, расчёска. Нательное белье. Содержания белья в чистоте. Словарная работа: индивидуальная. | Знать: -правило личной гигиены; - названия вещей личного пользования; -назначения личных вещей, Уметь:- стирать индивидуальные личные вещи; - содержать личные вещи в чистоте | Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся. | | |
6 | Гигиена зрения | 1 | Введения новых знаний | Соблюдения правил личной гигиены. Значение освещения для глаз. Словарная работа: зрение, освещение. | Знать: -правила освещенности рабочего места _ правило охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Уметь: - соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме. - соблюдать правило личной гигиены; - располагать настольную лампу для работы за письменном столом. - | Текущий. | | |
7 | О вреде курения и алкоголя, влияния на организм человека. | 1 | Повторения и закрепление изученного. | Рассказать о растении табак. Составляющие вещества табачного дыма. Беседа о вреде курения, алкоголя. Словарная работа: пассивное курения. | Знать: -о пагубном влиянии курения, алкоголя на растущий организм; -о соблюдении правил здорового образа жизни. Уметь:- корректно отказаться от предлагаемых папирос , глотка алкоголя, проявив силу воли; - соблюдать правила ЗОЖ. | Текущий | | |
Одежда и обувь- 9 ч. |
8 9 | Виды одежды | 2 | Введения новых знаний | Сохранения здоровья человека .Заполнения таблицы «Виды одежды». Рассказ. Различение одежды в зависимости от назначения : повседневная праздничная, рабочая, спортивная . Словарная работа: демисезонная. | Знать: -виды одежды ,их назначения. Уметь: -различать одежду в зависимости от назначения : повседневное , праздничная, рабочая, спортивная ; - подбирать одежду по сезону в зависимости от назначения | Текущий | | |
10 | Чистка одежды , сушка | 1 | Комбинирование | Одежда выглядит красиво, когда она чистая. Правила повседневного ухода за одеждой . Предметы для чистки. Подготовка одежды к хранению. Запись в тетрадь. Словарная работа : повседневный сезон | Знать: - правила ухода за одеждой. Уметь: -сушить и чистить одежду ; -подготавливать одежду к хранению ; -подбирать материалы для чистки верхней одежды | Текущий | | |
11 12 | Виды обуви. Чистка хранение обуви | 2 | Комбинирование | Называть виды обуви в зависимости от времени года. Различение обуви по материалу, Из которого она сделана: кожа , резина, текстиль. Составление таблицы «Ухода за обувью ». Запись : Основные правила ухода за обувью. Самостоятельно: различать обувь по назначению. Словарная работа : Текстиль | Знать : -виды обуви и их назначение ; -Правила ухода за обовью из различных материалов (кожи, резины, текстиль) Уметь: -различать обувь в зависимости от назначения : повседневная, праздничная, спортивная; обувь по сезону; - подготавливать обувь к хранению; - подбирать и чистить кожану обувь | Текущий | | |
13 14 | Виды головных уборов | 2 | Комбинирование | Виды головных уборов в зависимости от времени года ,их назначения . Значение головных уборов для сохранения здоровья человека . Практическое задание: подобрать головной убор в зависимости от сезона. Словарная работа: головной убор | Знать: -Виды головных уборов и их назначение ; - времена года . Уметь: - подбирать головной убор по сезону ; - Называть виды уборов зависимости от времени года | Текущий | | |
15 16 | Одежда и обувь. Практическая работа: | 2 | Практическая работа | Дидактическая игра – лото «Подбери обувь одежду и головной убор ».Объяснение своего выбора. Практическое задание (Попарно): чистка пальто ; чистка ботинок ; чистка шапки. Словарная работа: верхняя одежда | Знать : - правила чистки и сушки одежды и обуви ; Уметь ; - применять на практике полученные знания; - чистить и сушить одежду и обувь | Взаимопомощь. Взаимопроверка . | | |
Питание -2 ч. |
17 18 | Значения питания в жизни человека | 2 | Введение новых знаний | Работа с пословицей «Мельница сильна водой, а человек- едой». Значения питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов ,составляющих рацион питания. Влияния правильного режима и рационального питания на здоровья детей. Словарная работа: рацион питания. | Знать: -значения питания в жизни и деятельности человека; - правило составления рациона питания. Уметь: -составить рацион питания; - рассказывать о влиянии правильного режима и рационального питания на здоровья детей; - объяснять смысл пословицы. | Фронтальный опрос | | |
II четверть – 14 часов. |
Питание – 14ч. |
19 20 | Кухонные принадлежности | 2 | Комбинированный | Оборудование место для приготовления пищи. Кухонные принадлежности (посуда, столовые приборы и инструменты).Дидактическая игра «Посуда или столовый прибор?» Правило безопасности работы режущими инструментами. Словарная работа: посуда, столовый прибор. | Знать: - правило безопасной работы режущими инструментами; -место приготовления пищи и его оборудования. Уметь: -строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; -распределять кухонные принадлежности по назначению. | Текущий | | |
21 22 | Уход за посудой. Практическая работа. | 2 | Комплексное применения ЗУН | Правило мытья посуды. Уборка помещения. Правила ТБ на кухни. Словарная работа: моющие средства | Знать: -правило мытья посуды; - правило ТБ на кухне. Уметь: -строго соблюдать правило ТБ на кухни; -выполнять правило и приемы ухода за посудой и помещений | Опрос проверка качества действий учащихся | | |
23 24 | Рецепт. Бутерброда | 2 | Урок -практикум | Бутерброд-это хлеб с начинкой, блюдо, не требующей тепловой обработки. Виды бутербродов(простой-сложной, открытый- закрытый, горячий- холодный). Словарная работа: бутерброд, рецепт | Знать: -виды блюд ,не требующих тепловой обработки; -виды бутербродов. Уметь: -прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; - приготовления бутербродов | Опрос проверка качество записей | | |
25 26 | Питания. Практическое занятие. | 2 | Практическая работа | Правило работы режущими инструментами. Приготовление бутерброда по записанному рецепту. Проба приготовленного блюда . Обсуждение. Мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещений. Словарная работа: безопасность | Знать: -правило ТБ режущими инструментами ; - правило мытья посуды и уборки помещения. Уметь: - нарезать хлеб сырые и варёные овощи; - строго соблюдать правила ТБ . | Контроль действий учащихся. Снятие пробы с готового блюда, его оценка. | | |
27 28 | Завтрак. | 2 | Комбинированный | Меню –это список блюд, предназначенных для данного приёма пищи. Чтения рецепта блюд для завтрака по кулинарной книги. Запись рецепта салата .Способ приготовления напитка из варенья. Словарная работа: завтрак ,меню | Знать: -виды блюд не требующих тепловой обработки Уметь: -прочитать рецепт блюда; - подобрать продукты для его изготовления; - снимать пробу с готового блюда; - убрать кухню и кухонные принадлежности на место | Фронтальный опрос ,проверка записи в тетради | 2-3.12. | |
29 30 | Нарезка хлеба, овощей | 2 | Комплексное применения ЗУН | Приготовления салата по рецепту. ТБ при работе с режущими и инструментами. Нарезка овощей(Соломка, дольки, кружочки, кусочки) , хлеба. Мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения. Словарная работа: разделочная доска | Знать: -правило ТБ с режущими инструментами; - способы приготовления пищи, не требующей тепловой обработки. Уметь: -соблюдать правила безопасной работы режущими и инструментами; - приготовить салаты по рецепту- нарезать овощи соломкой, кубиками, кружочками, кубиками. | Контроль действий учащихся. Снятие пробы с готового блюда. Оценка чистоты вымытой посуды. | | |
31 32 | Сервировка стола к завтраку | 2 | Обобщающий | Работа с наглядными пособиями «Сервировка стола к завтраку». Практическая работа (бригадами): по заданию с учётом разных меню . Словарная работа: сервиз, сервировка | Знать: - правило сервировки стола с учётом различных меню. Уметь: - сервировать стол с учётом различных меню. Использовать предметы для сервировки стола к завтраку. | Текущий | | |
III- четверть- 18 часов. |
Семья – 6ч. |
33 34 35 | Состав семьи учащегося | 3 | Введение новых знаний | ИФО членов семьи учащихся. Объяснения происхождения отчества. Заполнить таблицу с личными данными каждого учащегося. Работа с таблицей(устно),составления рассказа о своей семье. Словарная работа: Фамилия | Знать: -родственные отношения в семье; - состав семьи (отец, мать, сестра, брат ,бабушка , дедушка); -ФИО каждого члена семьи; - возраст и дни рождения членов семьи | Токушей контроль | | |
36 37 38 | Практическая работа «Генеалогическое дерево» | 3 | Повторение и закрепление изученного | Объяснение понятия «Генеалогическое древо» по рисунку, порядка его составления. Самостоятельная работа по таблицы. Словарная работа: Генеалогическое древо. | Знать: -состав семьи; -ФИО и возраст членов семьи; -понятие «Родословное древо» Уметь: -назвать состав семьи ФИО и возраст близких родственников; -рассказывать о взаимоотношениях в семье | Контроль за действием и качеством исполнения самостоятельной работы учащегося | | |
Культура поведения -6 часов |
39 40 | Осанка | 2 | Введение новых знаний. Практикум | Понятие «осанка». Роль осанки на здоровья человека .Выполнения физических упражнения для укрепления правильной осанки. Составления правил для выработки правильной осанки. Работа с таблицей «Осанка». Словарная работа : осанка | Знать: - требование к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя; -правильное положения тела для сохранения осанки. Уметь: .- следить за своей осанкой; - принимать правильную позу в положении сидя и стоя; - самостоятельно составлять правила для выработки правильной осанки. | Контроль за действиями и качеством выполнения действий учащихся | | |
41 | Формы обращения с просьбой | 1 | Комбинированный | Соблюдения правильной осанки, красивой походки. Формы достойного обращения с людьми. дидактическая игра «Волшебные слова». Проблемные ситуации: как вести себя при встрече или расставании с друзьями; при встрече с незнакомыми людьми на улице, у себя дома. Словарная работа: вежливость | Знать: -правила поведения при встрече или расставании с друзьями; -способы видения разговора со старшими и сверстниками при расставании; -формы обращения с просьбой, вопросом. Уметь: -следить за своей походкой, жестикуляцией; -соблюдать правила общения, ведение разговора со старшими и сверстниками при расставании | Проверка знаний, текущий | | |
42 43 | Правила поведения за столом | 2 | Введение новых данных | Посадка за столом. Правильная осанка во время приёма пиши. Показ правил пользования столовыми приборами. Допустимая беседа за столом. Словарная работа: столовые приборы. | Знать: - правила поведения за столом; -правила этикета. Уметь: -правильно сидеть за столом; -пользоваться столовыми приборами, салфеткой; -красиво и аккуратно принимать пищу | Текущий | | |
44 | Культура поведения (практическая работа). | 1 | Комбинированный. | Повторение изученных правил поведения. Организация ролевой игры. Словарная работа: сверстники | Уметь: -правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослым (знакомыми и не знакомыми) в различных ситуациях; -вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстниками и взрослыми | Ролевая игра . ответы на вопросы. | | |
Жилище – 6ч. |
45 46 | Виды жилых помещений | 2 | Введение новых знаний | Понятие «Жилые помещения». Виды жилых помещений в городе, селе. Дифференциация понятия : жилое – нежилое помещение; постоянное , временное. Рассказы о своём жилье . Соблюдение порядка в жилом помещении. Виды отопления (печка , котельная). Словарная работа: квартира , котельная | Знать: - виды жилых помещений в городе, селе; -виды отопления в городе , селе. Уметь: - соблюдать порядок в жилом помещении ; -называть виды жилых помещений -называть виды отопления в жилых и не жилых помещениях . | Текущий контроль за действиями учащихся. | | |
47 48 | Виды жилья и варианты квартир | 2 | Комплексное применение ЗУН | Варианты квартир (количество комнат и их расположения). Название комнат по назначению. Составление таблицы в тетради. Смежные и отдельные комнаты. Практическая работа (в парах): организация рабочего места школьника. Порядок в доме. Словарная работа : гостиная, смежный санузел. | Знать: -организация рабочего места школьника ; -правила уборки помещения, чистки мягкой мебели, мытья зеркал, утепление окон. Уметь: -соблюдать порядок на рабочем столе и в жилом помещении | Взаимопроверка. Текущий контроль за действиями учащихся. | | |
49 50 | Понятие «Почтовый адрес». Почтовый адрес школы, дома. Практическая работа | 2 | Повторение и закрепление изученного | Почтовый адрес жилого помещения . Составление и запись на доске школы. Название своего адреса устно (Индивидуально). Объяснение написания адреса на конверте. Запись своего и обратного адреса на конверте. Словарная работа: адрес | Знать: -почтовый адрес адресанта и адресата. Уметь: - писать адрес жилого помещения на почтовых открытках, почтовых конвертах, переводе, телеграмме, телеграфном переводе; - писать индекс по шаблону. | Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся. | | |
IV четверть -18 часов |
Транспорт-9 часов |
51 52 53 | Виды транспортных средств | 3 | Ведение новых знаний | Транспортные средства для передвижения людей и грузов. Называть виды транспортных средств, имеющихся в городе, селе. Дидактическая игра « Пассажирский или грузовой?» (по картинкам). Составления маршрута от дома до школы-интерната. Словарная работа: транспортное средство, пассажирский | Знать: -основные виды транспортных средств, имеющихся в городе, селе; -маршрут следования в образовательное учреждение и обратно. Уметь: -различать и называть виды транспортных средств в городе и селе; -составлять маршруты от дома до учебного учреждения. | Фронтальный опрос. | | |
54 55 56 | Поведение в транспорте | 3 | Комбинированный | Ролевая игра «Автобус». Поэтапное обсуждение правил поведения в транспорте по иллюстрациям к игре и запись их в тетрадь. Словарная работа: Пассажир, салон | Знать: -правила поведения в транспорте. Уметь: -соблюдать правила поведения в общественном транспорте | Текущий | | |
57 58 59 | Правила и знаки дорожного движения | 3 | Комплексное применение ЗУН | Знаки на дороге, регулирующие движения транспорта и пешеходов. Объяснения. Виды знаков: запрещающие, предупреждающий, информационные. Работа по фотографиям знаков, находящихся в районе школы. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся по дороге к дому, школе. Словарная работа: Пешеход, регулировать | Знать: - правила передвижения на велосипеде. Уметь: -соблюдать правила дорожного движения; -различать знаки дорожного движения, встречающихся по пути из дома до школы и обратно. | Фронтальный опрос. Ответы на вопрос. | | |
Торговля-9 часов |
60 | Виды и назначения торговых предприятий | 1 | Ведение новых знаний | Виды торговых предприятий : магазин, рынок, киоск. Продуктовый магазин его назначения. Самообслуживания. Правила поведения в магазине. Словарная работа: продовольственный , самообслуживание | Знать: - виды магазинов; -правило поведения в магазине. Уметь: -культурно вести себя с работниками торговли; -выбирать необходимые продукты питания; - ориентироваться в торговых предприятиях, которые реализуют товары населению | Текущий | | |
61 62 | Отделы продовольственных магазинов | 2 | Комбинированный | Продуктовые магазины и их отделы: хлебный, кондитерский ,бакалея, молочный, колбасный, сыры. Мясо , рыба, овощи, фрукты, кулинария. Дидактическая игра «Продуктовый отдел магазина». Выбор продуктов по назначению. Дополнительно: продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Кондитерская», «Овощи и фрукты». Словарная работа: Покупатель | Знать: - назначения продуктовых магазинов , их отделы и содержание продукции; - специализированные продуктовые магазины. Уметь: - выбирать необходимые продукты для питания; - выбирать продукты с помощью продавца; - соблюдать правила поведения в магазине | Оценка исполне-ния учащимися ролей в игре | | |
63 64 | Виды товара | 2 | Комплексное применение ЗУН | Виды товаров. Правило покупки. Ценник-указатель цены. Цена- денежное выражение стоимости. Стоимость зависит от количества и массы продукта. Практическая работа (в парах): подсчет и округление стоимости покупки. Словарная работа: Фасонный, цена, ценник | Знать: - правило покупки товаров; -стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 вида круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов. Уметь: - подсчитывать (с округлением) сумму за приобретённые продукты; - соблюдать правила поведения в торговом зале | Фронтальный опрос | | |
65 66 | Срок годности продуктов питания | 2 | Комбинированный | Срок годности продуктов питания. Демонстрация этикетки. Практическая работа: определение по этикетки срока годности товара; правило хранения товаров фасованных на развес и на розлив. Словарная работа: Этикетка, срок годности | Знать: -срок годности товара; -правило хранения продуктов питания. Уметь: -выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; - хранить продукты питания | Вклеивание в тетрадь образцов этикеток. | | |
67 68 | Торговля. Практическая работа | 2 | Экскурсия | Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами , видами продуктов, их стоимостью за определённое количество массы. Срок годности товара (на примере молочных продуктов); приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи. Словарная работа: экскурсия | Знать: -стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 видов круп , десятка яиц, некоторых овощей и фруктов; -отделы магазина и товар в этих отделах; Уметь: -оплатить покупку, проверить чек и сдачу; -культурно вести себя с работниками торговли; -определять срок годности покупаемых продуктов | Проверка выполнения действий учащихся по заданию | | |