ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по социально – бытовой ориентировке (СБО) для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Базисного учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 - 9 кл.». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2001.
Рабочая программа по СБО представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов.
Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО, которые определены стандартом.
Программа для 6 класса построена по принципу систематичности и последовательности в обучении: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем.
Программа курса СБО для 6 класса рассчитана на 68 часов учебного времени.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в четверть | Количество часов в год |
I | II | III | IV |
6 | 2 | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
В программу включены следующие разделы:
Семья.
Транспорт.
Торговля.
Личная гигиена.
Жилище.
Средства связи.
Одежда.
Культура поведения.
Медицинская помощь.
Питание.
Учреждения и организации.
Каждый раздел имеет своё продолжение с 5 по 9 класс. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. Каждый раздел состоит из нескольких тем (2-13) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени его усвоения учащимися. Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.
Курс СБО направлен на достижение следующей цели, обеспечивающей реализацию личностно - ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению СБО.
Цель – совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни;
коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Основное оборудование:
Стиральная машина -1;
Микроволновая печь-1;
Пылесос-1;
Миксер-4;
Тостер-1;
Кухонный комбайн-1;
Компьютер-1;
Телевизор-1;
Магнитофон-1;
Фен-2;
Утюг-2;
Телефон -1;
Мягкая мебель (комплект)-1;
Холодильник-1;
Электрочайник-2;
Мясорубка-1;
Гладильная доска-2;
Электроплита-2;
Ваза для печенья-2;
Вилки столовые -12;
Форма для выпечки тортов -2;
Доска разделочная -6;
Дуршлаг -4;
Поднос -2;
Кастрюля эмалированная -4;
Ложка разливная -4;
Ложка столовая -20;
Ложка чайная -20;
Лопатка для котлет -12;
Машинка для закатки банок -2;
Миска эмалированная -4;
Мыльница -2;
Набор столовый (солонка, перечница, горчичница) -4;
Ножеточки-2;
Ножи-20;
Ножницы-12;
Полотенце кухонное-12;
Салатница-4;
Сервиз столовый -2;
Сервиз чайный-2;
Сито-4;
Скалка-4;
Скатерть-8;
Выемка для печенья -2;
Сковорода-4;
Соковыжималка-1;
Сушилка для посуды-2;
Тарелка глубокая-20;
Тарелка десертная-20;
Тарелка мелкая-20;
Хлебница-1;
Шумовка-4;
Щётка для мытья раковины-20;
Яйцерезка-4;
Кружка мерная-2;
Рыбочистка-4;
Ведро пластмассовое -4;
Щётка для мытья рук -12;
Ваза для цветов -4;
Расчёска-12;
Косметические салфетки-12;
Образцы косметических средств и средств гигиены;
Настольная лампа -1;
Щётка для одежды-12;
Фотоаппарат-1;
Детская ванночка-1;
Кукла пластмассовая-2;
Таз-4;
Набор детской посуды-2;
Ковёр -1;
Игла швейная-20;
Грибок для штопки -12;
Швабра -4;
Демонстрационный материал моющих средств;
Демонстрационные головные уборы;
Демонстрационная одежда;
Демонстрационная обувь.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М., «Владос», 2006
2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., НЦЭНАС, 2003
3. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. - М., «Владос», 2004
4. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. -М., «Медицина», 1981
5. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1967
6. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.- М., «Владос», 2005
7.Пороцкая Т.И.Работа воспитателя во вспомогательной школе. -М., «Просвещение»,1984
8. Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000
9. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. - Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006
10. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. -Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО В.В.ВОРОНКОВОЙ.
(Метод – наблюдение.)
1 группа – ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общетрудовыми умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2 группа – ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы и допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут.
3 группа - ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность обобщать. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно(особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих трудовых действий.
4 группа - ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В технологических картах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.
класс | 1группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
6 | Кушнирева Дарья | Кушнирев Влад | Перепеченая Марина | Реготун Светлана |
| Сачкова Антонина | Гришин Иван | | |
| Панченко Петр | | | |
| Солодухина Екатерина | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Контроль усвоения материала трёх видов:
Проверочная работа № 1 для 6-9 классов (подразумевает выявление имеющихся знаний учащихся на начало учебного года);
Проверочная работа № 2 для 5-9 классов (предполагает выявление знаний учащихся за первое полугодие учебного года);
Проверочная работа № 3 для 5- 9 классов (итоговый контроль знаний учащихся).
Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного и письменного опросов, тестирования, заполнение карт формирования навыков и умений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
СЕМЬЯ (2часа)
Место работы, должность членов семьи. Хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Для 3-4 группы
ТРАНСПОРТ(3 часа)
Основные транспортные средства, имеющиеся в городе. Виды междугородного транспорта. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта. Рациональный маршрут при передвижении в разные точки города. Автостанция. правила посадки на городской общественный транспорт.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
основные транспортные средства, имеющиеся в городе;
виды междугородного транспорта;
стоимость проезда на всех видах городского транспорта.
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Для 3-4 группы
ТОРГОВЛЯ (4 часа)
Основные виды продовольственных магазинов, их отделы. Виды специализированных продовольственных магазинов. Виды и стоимость различных товаров. Порядок приобретения товаров.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
основные виды продовольственных магазинов, их отделы;
виды специализированных продовольственных магазинов;
виды и стоимость различных товаров;
порядок приобретения товаров.
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Для 3-4 группы
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА(4 часа)
Способы закаливания организма: обтирание, контрастный душ, солнечные ванны и др.. Правила ухода за кожей рук, периодичность ухода за ногтями.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
правила закаливания организма, правила обтирания;
правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов;
правила ухода за ногами.
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук;
подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;
подбирать косметические средства для ухода за ногами.
Для 3-4 группы
ЖИЛИЩЕ(8 часов)
Гигиенические требования к жилому помещению. Правила организации рабочего места школьника. Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки жилого помещения. Уборка помещения пылесосом. Правила техники безопасности при работе с пылесосом. Уход за полом в зависимости от покрытия. Комнатное цветоводство: полив, подкормка, пересадка.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
гигиенические требования к жилому помещению;
правила организации рабочего места школьника;
правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;
назначение комнатных растений, уход и допустимое количество их в квартире.
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
производить сухую и влажную уборку помещения;
чистить ковры, книжные полки, батареи;
ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;
ухаживать за комнатными растениями.
Для 3-4 группы
производить сухую и влажную уборку помещения;
ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средств.
СРЕДСТВА СВЯЗИ (9часов)
Основные средства связи: поста, телеграф, телефон. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправки писем. Написание письма другу.
Учащиеся должны иметь представление:
о назначении основных средств связи;
о порядке отправки писем, посылок, бандеролей, денежных переводов, телеграмм.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
находить по справочнику индекс предприятий связи;
записывать адреса с индексом на конвертах;
составлять различные тексты телеграмм;
заполнять телеграфные бланки.
Для 3-4 группы
записывать адреса с индексом на конвертах;
составлять различные тексты телеграмм;
заполнять телеграфные бланки.
ОДЕЖДА (10 часов)
Мелкий ремонт одежды. Фурнитура, предметы и приспособления, необходимые для осуществления мелкого ремонта одежды. Способы пришивания пуговиц, крючков, кнопок. Правила пользования колющими и режущими предметами. Отличие шёлковых и х/бумажный тканей. Устройство утюга. Правила пользования электронагревательными предметами.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
пришивать пуговицы, крючки, кнопки;
зашивать одежду по распоровшемуся шву;
подшивать платья, брюки, рукава;
подбирать средства для стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
стирать изделия из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
гладить эти изделия.
Для 3-4 группы
пришивать пуговицы, крючки, кнопки;
зашивать одежду по распоровшемуся шву.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (4 часа)
Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях: музеи, библиотеке, кинотеатре. Назначение культурных учреждений.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
культурно вести себя в театре, залах музея, читальном зале;
правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
Для 3-4 группы
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (6 часов)
Медицинские учреждения, имеющиеся в городе. Их назначение. Виды медицинской помощи. Медицинские работники. Порядок вызова «скорой помощи».
Учащиеся должны иметь представление:
о назначении поликлиники, аптеки, диспансера, больницы; о порядке записи к врачу; о порядке приобретения лекарств; о порядке вызова «скорой помощи»; о порядке вызова врача на дом;
об отличии медицинского обслуживания на дому от амбулаторного приема и амбулаторного лечения от стационарного.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Для 3-4 группы
ПИТАНИЕ (13часов)
Санитарно – гигиенические требования к приготовлению и хранению продуктов. Определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения. Правила хранения продуктов в холодильнике. Крупы и способы приготовления блюд из крупы. Приготовление макаронных изделий. Сервировка стола к ужину.
Учащиеся должны иметь представление о режиме питания, удельном весе молочных продуктов в рационе питания.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;
правила пользования электроплитой;
определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения;
правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;
различные меню ужина.
Для 3-4 группы
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;
правила пользования электроплитой;
определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения.
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
отваривать макаронные изделия;
варить кашу на воде и молоке;
отваривать картофель и готовить пюре;
готовит запеканки из овощей и творога;
оформлять готовые блюда;
сервировать стол к ужину с учетом различных меню.
Для 3-4 группы
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ (2 часов)
Виды детских учреждений и их назначение. Адрес местного дома детского творчества, перечень кружков. Правила поведения в общественном месте.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
виды детских учреждений и их назначение;
адрес местного Дома детского творчества, какие кружки, секции в нём имеются.
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
правильно обращаться к работникам Дома детского творчества, игротеки и т.д.;
правильно вести себя во время просмотра фильма или журнала в читальном зале;
соблюдать правила поведения в школе.
Для 3-4 группы
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно - тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.
1 уровень (для учащихся 1-2 группы)- это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
2 уровень (для учащихся 3-4 группы)- скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного материала.
3