СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по СБО 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по СОЦИАЛЬНО -БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ для 6 класса составлена на основе федерального компанента государственного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по социально – бытовой ориентировке (СБО) для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Базисного учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 - 9 кл.». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2001.

Рабочая программа по СБО представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов.

Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО, которые определены стандартом.

Программа для 6 класса построена по принципу систематичности и последовательности в обучении: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем.

Программа курса СБО для 6 класса рассчитана на 68 часов учебного времени.


Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в четверть

Количество часов в год

I

II

III

IV

6

2

16

16

20

16

68



В программу включены следующие разделы:

  1. Семья.

  2. Транспорт.

  3. Торговля.

  4. Личная гигиена.

  5. Жилище.

  6. Средства связи.

  7. Одежда.

  8. Культура поведения.

  9. Медицинская помощь.

  10. Питание.

  11. Учреждения и организации.

Каждый раздел имеет своё продолжение с 5 по 9 класс. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. Каждый раздел состоит из нескольких тем (2-13) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени его усвоения учащимися. Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.

Курс СБО направлен на достижение следующей цели, обеспечивающей реализацию личностно - ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению СБО.

Цель – совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.

Задачи:

  • формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни;

  • коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.

Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.


Основное оборудование:

  • Стиральная машина -1;

  • Микроволновая печь-1;

  • Пылесос-1;

  • Миксер-4;

  • Тостер-1;

  • Кухонный комбайн-1;

  • Компьютер-1;

  • Телевизор-1;

  • Магнитофон-1;

  • Фен-2;

  • Утюг-2;

  • Телефон -1;

  • Мягкая мебель (комплект)-1;

  • Холодильник-1;

  • Электрочайник-2;

  • Мясорубка-1;

  • Гладильная доска-2;

  • Электроплита-2;

  • Ваза для печенья-2;

  • Вилки столовые -12;

  • Форма для выпечки тортов -2;

  • Доска разделочная -6;

  • Дуршлаг -4;

  • Поднос -2;

  • Кастрюля эмалированная -4;

  • Ложка разливная -4;

  • Ложка столовая -20;

  • Ложка чайная -20;

  • Лопатка для котлет -12;

  • Машинка для закатки банок -2;

  • Миска эмалированная -4;

  • Мыльница -2;

  • Набор столовый (солонка, перечница, горчичница) -4;

  • Ножеточки-2;

  • Ножи-20;

  • Ножницы-12;

  • Полотенце кухонное-12;

  • Салатница-4;

  • Сервиз столовый -2;

  • Сервиз чайный-2;

  • Сито-4;

  • Скалка-4;

  • Скатерть-8;

  • Выемка для печенья -2;

  • Сковорода-4;

  • Соковыжималка-1;

  • Сушилка для посуды-2;

  • Тарелка глубокая-20;

  • Тарелка десертная-20;

  • Тарелка мелкая-20;

  • Хлебница-1;

  • Шумовка-4;

  • Щётка для мытья раковины-20;

  • Яйцерезка-4;

  • Кружка мерная-2;

  • Рыбочистка-4;

  • Ведро пластмассовое -4;

  • Щётка для мытья рук -12;

  • Ваза для цветов -4;

  • Расчёска-12;

  • Косметические салфетки-12;

  • Образцы косметических средств и средств гигиены;

  • Настольная лампа -1;

  • Щётка для одежды-12;

  • Фотоаппарат-1;

  • Детская ванночка-1;

  • Кукла пластмассовая-2;

  • Таз-4;

  • Набор детской посуды-2;

  • Ковёр -1;

  • Игла швейная-20;

  • Грибок для штопки -12;

  • Швабра -4;

  • Демонстрационный материал моющих средств;

  • Демонстрационные головные уборы;

  • Демонстрационная одежда;

  • Демонстрационная обувь.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М., «Владос», 2006

2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., НЦЭНАС, 2003

3. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. - М., «Владос», 2004

4. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. -М., «Медицина», 1981

5. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1967

6. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.- М., «Владос», 2005

7.Пороцкая Т.И.Работа воспитателя во вспомогательной школе. -М., «Просвещение»,1984

8. Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000

9. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. - Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006

10. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. -Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО В.В.ВОРОНКОВОЙ.

(Метод – наблюдение.)

1 группа – ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общетрудовыми умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2 группа – ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы и допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут.

3 группа - ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность обобщать. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно(особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих трудовых действий.

4 группа - ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В технологических картах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.



класс

1группа

2 группа

3 группа

4 группа

6

Кушнирева Дарья

Кушнирев Влад

Перепеченая Марина

Реготун Светлана


Сачкова Антонина

Гришин Иван




Панченко Петр





Солодухина Екатерина































ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Контроль усвоения материала трёх видов:

  • Проверочная работа № 1 для 6-9 классов (подразумевает выявление имеющихся знаний учащихся на начало учебного года);

  • Проверочная работа № 2 для 5-9 классов (предполагает выявление знаний учащихся за первое полугодие учебного года);

  • Проверочная работа № 3 для 5- 9 классов (итоговый контроль знаний учащихся).

Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного и письменного опросов, тестирования, заполнение карт формирования навыков и умений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

СЕМЬЯ (2часа)

Место работы, должность членов семьи. Хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи учащихся.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о понятии «се­мья», о составе семьи, а также о распределении хозяйствен­но-бытовых обязанностей между членами семьи.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;

  • место работы и должность родителей;

  • правила поведения в семье.

Для 3-4 группы

  • состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников.


ТРАНСПОРТ(3 часа)

Основные транспортные средства, имеющиеся в го­роде. Виды междугородного транспорта. Стоимость проезда на всех видах городского транс­порта. Рациональный маршрут при передвижении в разные точки города. Автостанция. правила посадки на городской общественный транспорт.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • основные транспортные средства, имеющиеся в го­роде;

  • виды междугородного транспорта;

  • стоимость проезда на всех видах городского транс­порта.

Для 3-4 группы

  • основные транспортные средства, имеющиеся в го­роде.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • выбирать наиболее рациональные маршруты при пе­редвижении по городу.

Для 3-4 группы

  • выбирать наиболее рациональные маршруты при пе­редвижении по городу.


ТОРГОВЛЯ (4 часа)

Основные виды продовольственных магазинов, их отделы. Виды специализированных продовольственных ма­газинов. Виды и стоимость различных товаров. Порядок приобретения товаров.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • основные виды продовольственных магазинов, их отделы;

  • виды специализированных продовольственных ма­газинов;

  • виды и стоимость различных товаров;

  • порядок приобретения товаров.

Для 3-4 группы

  • основные виды продовольственных магазинов, их отделы.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • подбирать продукты к ужину; обращаться к продавцу, кассиру.

Для 3-4 группы

  • обращаться к продавцу, кассиру.


ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА(4 часа)

Способы закаливания организма: обтирание, контрастный душ, солнечные ванны и др.. Правила ухода за кожей рук, периодичность ухода за ногтями.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • правила закаливания организма, правила обтира­ния;

  • правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов;

  • правила ухода за ногами.

Для 3-4 группы

  • правила закаливания организма.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук;

  • подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;

  • подбирать косметические средства для ухода за ногами.

Для 3-4 группы

  • мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук.


ЖИЛИЩЕ(8 часов)

Гигиенические требования к жилому помещению. Правила организации рабочего места школьника. Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки жилого помещения. Уборка помещения пылесосом. Правила тех­ники безопасности при работе с пылесосом. Уход за полом в зависимости от покрытия. Комнатное цветоводство: полив, подкормка, пересадка.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • гигиенические требования к жилому помещению;

  • правила организации рабочего места школьника;

  • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

  • санитарно-гигиенические требования и правила тех­ники безопасности при работе с пылесосом;

  • назначение комнатных растений, уход и допусти­мое количество их в квартире.

Для 3-4 группы

  • гигиенические требования к жилому помещению.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • производить сухую и влажную уборку помещения;

  • чистить ковры, книжные полки, батареи;

  • ухаживать за полом в зависимости от покрытия, ис­пользуя бытовые химические средства;

  • ухаживать за комнатными растениями.

Для 3-4 группы

  • производить сухую и влажную уборку помещения;

  • ухаживать за полом в зависимости от покрытия, ис­пользуя бытовые химические средств.


СРЕДСТВА СВЯЗИ (9часов)

Основные средства связи: поста, телеграф, телефон. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправки писем. Написание письма другу.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о назначении основных средств связи;

  • о порядке отправки писем, посылок, бандеролей, де­нежных переводов, телеграмм.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • основные средства связи; виды почтовых отправле­ний;

  • стоимость почтовых услуг при отправке писем раз­личных видов;

  • виды телеграфных услуг.

Для 3-4 группы

  • основные средства связи; виды почтовых отправле­ний.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • находить по справочнику индекс предприятий свя­зи;

  • записывать адреса с индексом на конвертах;

  • составлять различные тексты телеграмм;

  • заполнять телеграфные бланки.

Для 3-4 группы

  • записывать адреса с индексом на конвертах;

  • составлять различные тексты телеграмм;

  • заполнять телеграфные бланки.


ОДЕЖДА (10 часов)

Мелкий ремонт одежды. Фурнитура, предметы и приспособления, необходимые для осуществления мелкого ремонта одежды. Способы пришивания пуговиц, крючков, кнопок. Правила пользования колющими и режущими предметами. Отличие шёлковых и х/бумажный тканей. Устройство утюга. Правила пользования электронагревательными предметами.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • санитарно-гигиенические требования и правила тех­ники безопасности при работе с колющими и режу­щими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.

Для 3-4 группы

  • правила тех­ники безопасности при работе с колющими и режу­щими инструментами.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • пришивать пуговицы, крючки, кнопки;

  • зашивать одежду по распоровшемуся шву;

  • подшивать платья, брюки, рукава;

  • подбирать средства для стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;

  • стирать изделия из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей;

  • гладить эти изделия.

Для 3-4 группы

  • пришивать пуговицы, крючки, кнопки;

  • зашивать одежду по распоровшемуся шву.


КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (4 часа)

Правила поведения в зрелищных и культурно-про­светительных учреждениях: музеи, библиотеке, кинотеатре. Назначение культурных учреждений.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • правила поведения в зрелищных и культурно-про­светительных учреждениях;

  • правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.

Для 3-4 группы

  • правила поведения в зрелищных и культурно-про­светительных учреждениях.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • культурно вести себя в театре, залах музея, читаль­ном зале;

  • правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.

Для 3-4 группы

  • культурно вести себя в театре, залах музея, читаль­ном зале.



МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (6 часов)

Медицинские учреждения, имеющиеся в городе. Их назначение. Виды медицинской помощи. Медицинские работники. Порядок вызова «скорой помощи».

Учащиеся должны иметь представление:

  • о назначении поликлиники, аптеки, диспансера, больницы; о порядке записи к врачу; о порядке при­обретения лекарств; о порядке вызова «скорой по­мощи»; о порядке вызова врача на дом;

  • об отличии медицинского обслуживания на дому от амбулаторного приема и амбулаторного лечения от стационарного.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • виды медицинской помощи;

  • функции основных врачей-специалистов.

Для 3-4 группы

  • виды медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • записываться на прием к врачу;

  • вызывать врача на дом;

  • приобретать лекарства в аптеке.

Для 3-4 группы

  • приобретать лекарства в аптеке.


ПИТАНИЕ (13часов)

Санитарно – гигиенические требования к приготовлению и хранению продуктов. Определение доброкачественности продуктов и сро­ков их хранения. Правила хранения продуктов в холодильнике. Крупы и способы приготовления блюд из крупы. Приготовление макаронных изделий. Сервировка стола к ужину.

Учащиеся должны иметь представление о режиме пита­ния, удельном весе молочных продуктов в рационе пита­ния.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей;

  • санитарно-гигиенические требования и правила тех­ники безопасности при работе с режущими инстру­ментами, кипятком;

  • правила пользования электроплитой;

  • определение доброкачественности продуктов и сро­ков их хранения;

  • правила хранения продуктов при наличии холо­дильника и без него;

  • различные меню ужина.

Для 3-4 группы

  • санитарно-гигиенические требования и правила тех­ники безопасности при работе с режущими инстру­ментами, кипятком;

  • правила пользования электроплитой;

  • определение доброкачественности продуктов и сро­ков их хранения.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • отваривать макаронные изделия;

  • варить кашу на воде и молоке;

  • отваривать картофель и готовить пюре;

  • готовит запеканки из овощей и творога;

  • оформлять готовые блюда;

  • сервировать стол к ужину с учетом различных меню.

Для 3-4 группы

  • отваривать макаронные изделия.


УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ (2 часов)

Виды детских учреждений и их назначение. Адрес местного дома детского творчества, перечень кружков. Правила поведения в общественном месте.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • виды детских учреждений и их назначение;

  • адрес местного Дома детского творчества, какие кружки, секции в нём имеются.

Для 3-4 группы

  • адрес местного Дома детского творчества, какие кружки, секции в нём имеются.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • правильно обращаться к работникам Дома детского творчества, игротеки и т.д.;

  • правильно вести себя во время просмотра фильма или журнала в читальном зале;

  • соблюдать правила поведения в школе.

Для 3-4 группы

  • правильно вести себя во время игры, просмотра фильма или журнала в читальном зале.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно - тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.

1 уровень (для учащихся 1-2 группы)- это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

2 уровень (для учащихся 3-4 группы)- скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного материала.







3