Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
П/№ | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока Вид деятельности | Элементы содержания урока | Виды контроля | Вид контроля | Дата проведения |
Планов. | Фак. |
I четверть- 18 часов. |
Личная гигиена-2 ч. |
1 | Личная гигиена подростка | 1 | Введе-ние новых знаний | Переходный период от детства к взрослой жизни-период, когда организм достигает биологической зрелости , Особое внимание- коже лица. Тип кожи лица. Тест на определение своего типа кожи Средство для ухода за кожей лица подростка. Правила ухода за кожей лица. Словарная работа: лосьон. | Знать: -правила личной гигиены девушки и юноши; -виды косметических салфеток; -правила ухода за кожей лица. Уметь: -определить тип кожи лица и волос. | Ответы на вопросы | | |
2 | Пользование шампунем | 1 | Комбинированный | Тип волос. Правила ухода за волосами. Практическая работа: Подбор шампуня соответственно типу волос. Словарная работа: перхоть, шампунь. | Знать : -правила ухода за волосами. . Уметь: - подбирать мыло и шампунь, средство от перхоти и выпадения волос. | Фронта-льный опрос. Контроль действий учащихся | | |
Культура поведения- 4 ч. |
3 | Правила приема приглашения в гости | 1 | Введения новых знаний. | Запись основных правил поведения в тетрадь. Обсуждение проблемных ситуаций. Словарная работа: гостеприимство. | Знать: -правила поведения при встречи и расставании. Уметь: - культурно вести себя в гостях ( оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д. ) | Контроль действия учащихся. Взаимопроверка. | | |
4 | Подготовка к поездке в гости | 1 | Комбинированный. | Принятие приглашения в гости. Подготовка к поездке. Объяснение. Практическая работа: Собрать вещи для поездки в гости ( в зависимости от ситуации) Словарная работа: поездка | Знать: -правила поведения в гостях Уметь: -соблюдать правила поведения в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.) | Контроль качества знаний учащихся. | | |
5 | Подарки | 1 | Введение новых знаний | Подарки. От чего зависит выбор подарка. Рекомендации к выбору подарка. Правила поведения при вручении и приеме подарка . Словарная работа: новоселье | Знать: - правила поведения при вручении и приеме подарка Уметь: -выбирать подарки; -вручать и принимать подарки | Ответы на вопросы. Контроль действий учащихся | | |
6 | Культура поведения. Практическая работа. | 1 | Урок- игра | Изготовление сувенира к ближайшему празднику. Показ простых сувениров. Практическая работа: изготовление открытки. Словарная работа: сувенир | Уметь:. - изготовление простых сувениров; | Проверка рассказа по схеме | | |
Семья- 4 ч. | |
7 | Помощь родителям по уходу за младшими детьми | 1 | Введение новых знаний | Правила ухода за младшими детьми в течение дня. Повторение правил умывания, порядка одевания и обувания, причесывания. Игра « Собери малыша на прогулку» с разрезным материалом. Словарная работа: одежда, обувь. | Знать: - гигиенические правила; -правила ухода за младшими детьми. Уметь: - ухаживать за младшими детьми; - помогать малышам при уборке игрушек | Текущий контроль | | |
8 | Разучивание «тихих» игр | 1 | Комбинированный | Малоподвижные игры. Их значение в развитии малыша. Время и правила поведения. Виды «тихих» игр: настольные ,словесные. Использование индивидуальных заданий в играх. Назначении игры. Объяснений правил игры. Словарная работа: настольный | Знать: - правила малоподвижных игр Уметь: -объяснить малышам правила игры и играть с ними в «тихие»игры | Контроль действий учащих- ся в игре | | |
9 | Сказки, песенки | 1 | Урок практикум | Значение сказок, песенок в воспитании малышей. Помощь старшим родителям. Интонация в изображении героев. Пение колыбельных песенок с целью укладывания на ночь. Словарная работа: интонация | Знать : -различные сказки, песенки. Уметь: - рассказывать младшим детям сказки; -петь с ними детские песенки | Текущий | | |
10 | Подвижные игры | 1 | Урок практикум | Значение и проведение подвижных игр. Подвижные игры со словами. Спортивные подвижные игры. Словарная работа: подвижный | Знать : -различные подвижные игры Уметь: -объяснить правила игры | Текущий | | |
Одежда и обувь- 8 ч. |
11 | Мелкий ремонт одежды | 1 | Введение новых знаний | Значения продления срока службы одежды. Способы, варианты ремонта одежды. Повторение правил ТБ при работе с ножницами. Правило хранения предметов для ремонта одежды. Словарная работа: рукоделие | Знать: - значение продления срока службы одежды Уметь: - ремонтировать разорванные места на одежде | Опрос. Текущий контроль. Проверка знаний правил ТБ при работе с ножницами | | |
12 | Штопка одежды | 1 | Комбинированный | Штопка .Показ заштопанных мест на одежде. Виды штопки. Последовательность выполнения штопки. | Знать: - виды штопки Уметь: - ремонтировать разорванные места на одежде разными видами штопок | Фронтальный опрос. Контроль действий учащихся | | |
13 | Заплата нашивная | 1 | Комплексное применение ЗУН | Заплата нашивная Разбор порядка действий по технологическим картам. Краткая запись в тетрадь. Словарная работа: технология | Знать: - технику наложения заплат Уметь: - ремонтировать разорванные места на одежде(накладывание заплат) | Фронтальный опрос. Контроль действий учащихся | | |
14 | Заплата декоративная | 1 | Комбинированный | Заплата вставная декоративная. Показ, объяснение, запись Заплата клеевая. Словарная работа: декоративный | Знать: - технику наложения заплат Уметь: - ремонтировать разорванные места на одежде (разными видами заплат) | Контроль качества знаний учащихся | | |
15 | Практическая работа | 1 | Практическая работа | Практическая работа: (бригадами) :по заданию; подбор материала, инструментов. Словарная работа: штопка | Знать: - виды штопки Уметь: - ремонтировать разорванные места на одежде (разными видами заплат) | Проверка знаний. | | |
16 | Бытовая техника для стирки | 1 | Комбинированный | Стиральная машина. Назначение. Устройство. Правила пользования. Виды стиральных машин. Различные режимы стирки. Словарная работа: бытовая техника | Знать: - устройство стиральной машины, правила пользования ею; -санитарно- гигиенические требования и правила ТБ при стирке с помощью стиральных машины. Уметь: - стирать белое белье с помощью стиральной машины | Текущий | | |
17 | Стирка изделий из ХБ ткани | 1 | Комбинированный | Ручная стирка. Средство для ручной стирки. Правила ТБ при стирки. Основные правила ручной стирки. Порядок стирки белого белья. Предметы для стирки. Словарная работа: хлопчатобумажный | Знать: -санитарно- гигиенические требования и правила ТБ при стирке вручную. Уметь: - стирать белое белье вручную | Текущий | | |
18 | Стирка изделий из шелка | 1 | Комплексное применение ЗУН | Стирка изделий из шелка. Основные правила стирки из шелка. Бережная стирка. Легкий отжим. Сушка в расправленном виде. Словарная работа: бережная стирка | Знать: -санитарно- гигиенические требования и правила ТБ при стирке вручную. Уметь: - стирать изделия из шелка вручную | Фронтальный опрос. Контроль качества знаний учащихся | | |
II четверть- 14 часов. |
Одежда и обувь- 4 ч. |
19 | Приемы глажения белья | 1 | Комбинированный | Функции и устройство современного утюга. Обозначения на терморегуляторное утюга. Основные правила глажения белья. Словарная работа: терморегулятор | Знать: -санитарно- гигиенические требования (последовательность и особенности) к глажению одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей. Уметь: - гладить одежду и белье | Текущий | | |
20 | Приемы глажения брюк | 1 | Комплексное применение ЗУН | Особенности глажения брюк. Запись проследования глажения брюк. Практическая работа: Подготовка приспособлений для глажения , рабочие места. Словарная работа : пароувлажнитель | Знать: -Санитарно- гигиенические требования (последовательность и особенности) к глажению брюк Уметь: - гладить брюки | Текущий | | |
21 | Прачечная. Виды услуг. | 1 | Комбинированный | .Прачечная- предприятие для стирки и глажения белья населению. Правило сдачи вещей в прачечную. | Знать: -назначение прачечной -виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную; -правила пользования прачечной самообслуживания. Уметь: - сдавать белье в прачечную | Текущий | | |
22 | Одежда и обувь. Практическая работа | 1 | Практическая работа | Итоговое занятие. Повторение алгоритма стирки и глажения изделий из разных тканей Словарная работа: скатерть, полотенце | Знать: - Санитарно- гигиенические требования (последовательность и особенности) к глажению одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей. Уметь: - стирать и гладить одежду и обувь | Итоговый контроль. | | |
Жилище – 8 ч |
23 | Регулярная уборка | 1 | Введение новых знаний | Чтение рассказа о чистоте в помещении. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Регулярная уборка. Предметы для уборки. Словарная работа: регулярная уборка. | Знать: - последовательность проведения регулярной уборки жилого помещения. Уметь: - уборка жилых помещений | Фронтальный опрос . | | |
24 | Сезонная уборка | 1 | Комбинированный | Времена года. Сезоны. Сезонная уборка. Цель уборки в зависимости от сезона. Подготовка квартиры к зиме, лету. Словарная работа: сезонная уборка | Знать: - виды моющих средств, используемых при уборке дома. Уметь: - убирать жилые помещения | Фронтальный опрос | | |
25 | Способы ухода за окнами | 1 | Комбинированный | Уход за окнами. Частота чистка окон. Последовательность чистки окон. Показ способов утепления окон. Словарная работа: чистка | Знать: - способы и периодичность ухода за окнами; - виды моющих средств, используемых при мытье окон; - способы утепления окон. Уметь: - мыть зеркала и слекла; - утеплять окна. | Контроль действий. | 2.12 | |
26 | Виды моющих средств | 1 | Комбинированный | Бытовые химические средства. Виды моющих средств. Распылители, аэрозоли (показ). Чтение инструкции по применению. Инструктаж по ТБ при работе с бытовыми средствами. Словарная работа: аэрозоли | Знать: - виды моющих средств, используемых при уборке и мытья окон. Уметь: - использовать бытовые химические средства. | Взаимопроверка. Контроль знаний правил ТБ при работе с химическими средствами | | |
27 | Санитарная обработка помещений | 1 | Комбинированный | Виды уборки- санитарная обработка помещений. Инфекция. Дезинфекция. Порядок проведения санитарной обработки помещения. Словарная работа: Инфекция, дезинфекция, санитарная обработка | Знать: -виды моющих средств, используемых при уборке Уметь: - убирать жилые помещения | Текущий | | |
28 | Способы и средства ухода за полом | 1 | Комплексное применение ЗУН | Виды покрытия, средства и виды ухода. Словарная работа: Линолеум, паркет | Знать: -виды моющих средств, используемых при уборке Уметь: - убирать жилые помещения | Фронтальный опрос | | |
29 | Уход за мебелью | 1 | Комбинированный | Мебель. Покрытие мебели. Пылесос. Словарная работа: мебель | Знать: -правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия. Уметь: - убирать жилые помещения | Текущий | | |
30 | Жилище. Практическая работа | 1 | Практическая работа | Уборка помещения класса. Практическая работа: По заданию учителя; подготовка рабочего инструмента; выполнения работы. | Знать: -виды моющих средств, используемых при уборке Уметь: - убирать жилые помещения | Контроль действий и результативность работы учащихся. | | |
Медицинская помощь – 2 ч. |
31 | Домашняя аптечка | 1 | Введение новых знаний | Домашняя аптечка. Способы оборудования мест для хранения лекарств. Основное правило домашней аптечки ее наполняемость. Срок годности аптечки. Словарная работа: Термометр | Знать: - основной состав домашней аптечки Уметь: - использовать лекарственные средства при оказании первой помощи. | Текущий | | |
32 | Лекарственные растения | 1 | Комбинированный | Возможность применения лекарственных растений в лечебных целях. Показ лекарственных растений. Основные правила сбора и сушки лекарственных растений. Отвары .Настой. Словарная работа: отвары, настои | Знать: - лечебные свойства лекарственных растений. | Текущий контроль, ответы на вопросы. | | |
III четверть 18 часов. |
Медицинская помощь – 4 ч. |
33 | Виды доврачебной помощи | 1 | Комбинированный | Ушиб. Носовое кровотечение. Запись основных правил оказания первой помощи. Словарная работа: микротравма , компресс | Знать: - виды доврачебной помощи; -правила обработки раны; - меры предупреждения осложнений после микротравмы. Уметь: - обрабатывать раны, накладывать повязки; - оказать первую медицинскую помощь | Контроль действия учащихся | | |
34 | Первая помощь при травмах | 1 | Урок практикум | Травма.: вывих, растяжение. Правила оказания помощи при растяжениях, вывихах. Наложение повязок. Шина. Наложение временной шины. Словарная работа: шина | Знать: - правила оказания первой помощи при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины); -наложение повязки. Уметь: - обрабатывать раны, накладывать повязки; - оказывать первую медицинскую помощь | Текущий | | |
35 | Практическая работа | 1 | Комплексное применение ЗУН | Перелом. Виды переломов. Меры по предупреждению переломов. Словарная работа: Жгут | Знать: - меры по предупреждению переломов Уметь: - оказать первую помощь при переломах; - рассказать о мерах по предупреждению переломов | Текущий | | |
36 | Медицинская помощь. Практическая работа. | 1 | Практическая работа | Наложения жгута | Знать: - меры по предупреждению переломов Уметь: - оказать первую помощь при переломах; - рассказать о мерах по предупреждению переломов | Фронтальный опрос | | |
Транспорт- 6 ч. |
37 38 | Междугородний железнодорожный транспорт | 2 | Комбинированный | Вокзал, его назначения. Междугородний железнодорожный транспорт. Вид поезда. Словарная работа: междугородний | Знать: -функции железнодорожного транспорта. Уметь: - ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом | Фронтальный опрос. | | |
39 | Службы вокзала | 1 | Комбинированный | Службы вокзала. Справочная. Билетная касса. Предварительная продажа билетов. Касса возврата билетов. Словарная работа: предварительный | Знать: - виды справочных служб, сроки и место возврата приобретенного билета. Уметь: - обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону | Контроль действий учащихся. | | |
40 | Виды вагонов | 1 | Комбинированный | Тип ж/д вагонов, их краткое описания удобств. Словарная работа: купе, плацкарт | Знать: -тип пассажирских вагонов Уметь: - различать тип пассажирских вагонов | Фронтальный | | |
41 | Билеты .Расписания | 1 | Комплексное применение ЗУН | Установление зависимости цены билетов от типа вагона и дальности расстояния. Словарная работа: расстояние | Знать: -примерное стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния. Уметь: - ориентироваться в ж/д расписании; приобретать билеты в ж/д кассе | Фронтальный | | |
42 | Камера хранения | 1 | Комбинированный | . Виды камеры хранения. Сроки хранения. Стоимость. Словарная работа: Багаж | Знать: - камеры хранения ; сроки и стоимость хранения багажа. Уметь: - уметь пользоваться камерами хранения багажа. | Ответы на вопросы | | |
Торговля- 4 ч. |
43 | Универмаги, универсамы, их значение | 1 | Введение новых знаний | Универмаги, универсамы, их значение и различие. Словарная работа: самообслуживания | - значение универмага и универсама; -различие между ними. Уметь: - объяснять различия универмага и универсама; - рассказать о назначении универмага и универсама. | Текущий | | |
44 | Отделы магазинов | 1 | Комбинированный | Отделы магазинов. Отдел, распродажи товаров п сниженным ценам, прием товаров у населения. Словарная работа: распродажа | Знать: -стоимость различных товаров - Уметь: - приобретать товары с учетом потребности в них и финансовых возможностей. | Текущий | | |
45 46 | Порядок приобретения товара | 2 | Комбинированный | Порядок приобретения товара. Практическая работа: Значение и необходимость хранения чека. | Знать: -стоимость различных товаров - Уметь: - приобретать товары с учетом потребности в них и финансовых возможностей. | Текущий | | |
Средство связи – 4 ч. |
47 | Виды бандеролей | 1 | Введение новых знаний | Понятие «бандероль» (почтовое отправление весом от 100г до 2 кг). Содержание бандероли (малоценные печатные изделия, рукописи, фотографии). Понятие «посылка». «Правила оказания почтовых услуг». Виды бандеролей (простая, ценная, заказная), доставка с уведомлением. Виды писем. Словарная работа: Бандероль | Знать: - перечень предметов, посылаемых бандеролью; - максимальный вес почтовых отправлений. Уметь: - заполнять бланк на отправку бандероли; -составлять опись посылаемых предметов | Фронтальный опрос | | |
48 | Упаковка. Порядок почтового отправления | 1 | Комбинированный | Показ упаковки. Индивидуальные задания. Практическая работа: приемы укладывания отправления; заполнение квитанции. Словарная работа: опись, квитанция | Знать: -виды и способы упаковки. Уметь: - составить опись посылаемых предметов; - упаковать бандероль | Ответы на вопросы. Проверка практической работы учащихся. | | |
49 50 | Посылка. Виды упаковок. | 2 | Комбинированный | Посылка. Отправление товарных вложений весом от 500г до10 кг. Виды и способы упаковок. Словарная работа: посылка | Знать: - перечень предметов, посылаемых в посылке; - максимальный вес, виды и способы упаковки. Уметь: - заполнять бланк на отправку посылки; - составлять опись посылаемых предметов; - упаковывать посылку в твердую упаковку. | Контроль качества знаний учащихся. | | |
IV четверть- 18 часов. |
Средство связи -4 ч. |
51 52 | Стоимость пересылки | 2 | Комплексное применение ЗУН | Виды посылок: простая ценная. Определение стоимости в зависимости от вида посылки. Словарная работа: ценная | Знать: - правила отправления, определение стоимости простых и ценных посылок. Уметь: -определить стоимость почтовых отправлений. | Фронтальный | | |
53 54 | Средство связи Практическая работа. | 2 | Обобщающий | Объяснение предстоящей работы, вспомнить точный домашний адрес каждого ученика. Практическая работа (в парах) :отравление маме посылки к * марта. Взаимопомощь в работе. Отчет о проделанной работе. | Знать: - знать вида почтовых отправлений Уметь: - составить опись посылки; - заполнить бланк на отправку бандероли, посылки; - упаковать бандероль, посылку в твердую упаковку; - определить стоимость почтовых отправлений. | Взаимопроверка | | |
Питание– 10 ч. |
55 | Виды питания | 1 | Введение новых знаний | Питание человека: дробное, пяти- шести разовое, разнообразное. Какие продукты должны входить в рацион питания , их польза. Словарная работа: рацион | Знать: - виды питания , их особенности. Уметь: - включать в рацион питания человека разнообразные продукты; - объяснить необходимость дробного питания | Контроль качества знаний | | |
56 | Значения первых блюд | 1 | Комбинированный | Словарная работа: отдел, товар | Знать: -правило поведения в магазине и общения с работниками магазина Уметь: -выбрать нужный товар; -выяснить срок гарантии на его использование; -оплатить покупку, проверить чек и сдачу | Контроль действий учащихся | | |
57 58 | Значение блюд из овощей, рыбы, мяса | 2 | Комбинированный | Составление таблицы ( мясо, рыба, овощи- виды-блюда- значение). Словарная работа: гарнир | Знать: - значение вторых блюд Уметь: - приготавливать вторые блюда из овощей, рыбных, мясных продуктов | Текущий | | |
59 60 | Салат | 2 | Комплексное применение ЗУН | Значение блюд их овощей. Салаты. Заправка салатов. Способы нарезки овощей. Запись рецептов салата. Словарная работа: кухонный комбайн | Знать: - значение вторых блюд Уметь: - приготавливать блюда из овощей | Текущий | | |
61 62 | Второе блюдо | 2 | Комбинированный | Разнообразие вторых блюд. Чтение рецептов по кулинарной книге. Составление и запись рецепта второго блюда | Знать: - значение вторых блюд Уметь: - приготавливать вторые блюда из овощей, рыбных, мясных продуктов | Проверка записей | | |
63 64 | Составления меню завтрака, обеда, ужина | 2 | Урок практикум | Меню. Определение. Свойства меню: разнообразие, чередование и сочетание продуктов. Составление меню завтрака, обеда и ужина. Сочетаемость блюд. Словарная работа: Меню | Знать: - правила составления меню завтрака, обеда, ужина на день Уметь: - составить меню завтрака, обеда, ужина на день | Текущий | | |
Учреждения, организации- 4 ч. |
65 66 | Назначения цехов отделов | 2 | Введение новых знаний | Рассказ учителя из истории развития профессий. Словарная работа: цех, отдел, профессия | Знать: - назначения цехов, отделов - место нахождения ближайшего промышленного предприятия | Текущий | | |
67 68 | Назначения рабочих специальностей | 2 | Комбинированный | Значение предприятий для жителей города. Словарная работа: специальность | Знать: - назначение рабочих профессий Уметь: - объяснить значения предприятий для жителей города, села. | Итоговый контроль знаний учащихся | | |