ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» разработана для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, программы «Русский язык» авторского коллектива под руководством В.П. Канакиной, В.Г. Горецким. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство «Просвещение», 2020). – М.: Просвещение. 2020, Основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ОВЗ МКОУ СОШ ХГП, Учебным планом МКОУ СОШ ХГП на 2022 – 2023 учебный год.
Цель программы:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Задачи программы:
развитие речи, мышления, воображения школьников с ТНР, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
при обучении русскому языку реализуются основные подходы дидактико – психологические и лингвометодические
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕБМЕТА
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно и целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет Русский язык входит в обязательную часть учебного плана, относится к образовательной области «Речь и речевая практика». На изучение русского языка в 4 классе отводится 1,5 часа в неделю. Программа рассчитана на 52 часа за год (35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Формирование и развитие:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные универсальные учебные действия
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные универсальные учебные действия
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Развитие речи.
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Система язык. Фонетика, орфоэпия, графика
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Лексика
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Морфология
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Орфография и пунктуация
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс
«РУССКИЙ ЯЗЫК» (52 ЧАСА)
Повторение (5 часов)
Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости. Текст. План текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Развитие речи. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание.
Предложение (5 часов)
Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщение знаний об однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (5 часов)
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Состав слова. Корень слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твердый и мягкий знаки. Наречие, как часть речи. Правописание наречий.
Имя существительное (10 часов)
Распознавание падежей имен существительных. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падежах. Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных (общее представление). Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Именительный и винительный падежи. Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Склонение имён существительных множественного числа. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное (10 часов)
Род и число имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Именительный, дательный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Склонение имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Местоимение (5 часов)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Изменение личных местоимений по падежам. Обобщение по теме «Местоимение».
Глагол (8 часов)
Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. I и II спряжение глаголов настоящего времени I и II спряжение глаголов будущего времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Составление рассказа по серии картинок. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
Повторение изученного (4 часов)
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс
Количество часов в неделю – 1,5 часа, количество учебных недель – 35.
Количество часов в год – 52.
№ урока | Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Повторение изученного | | Наша речь и наш язык. Составление текста по рисунку. | 1 |
2 | | Текст. План текста. | 1 |
3 | | Предложение как единица речи. | 1 |
4 | | Виды предложений. Обращение. | 1 |
5 | | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 |
6 | Предложение | | Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. | 1 |
7 | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
8 | | Обобщение знаний об однородных членах предложения. | 1 |
9 | | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | 1 |
10 | | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
11 | Слово в языке и речи | | Лексическое значение слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. | 1 |
12 | | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 |
13 | | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
14 | | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | 1 |
15 | | Части речи. Грамматические признаки частей речи. | 1 |
16 | Имя существительное | | Признаки падежных форм имён существительных. Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. | 1 |
17 | | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | 1 |
18 | | 2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | 1 |
19 | | 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | 1 |
20 | | Именительный и винительный падежи. Родительный падеж. | 1 |
21 | | Дательный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. | 1 |
22 | | Правописание и упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
23 | | Именительный падеж множественного числа. Родительный падеж множественного числа. | 1 |
24 | | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных. | 1 |
25 | | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа. | 1 |
26 | Имя прилагательное | | Род и число имён прилагательных. | 1 |
27 | | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 |
28 | | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 |
29 | | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 |
30 | | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 |
31 | | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 |
32 | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. | 1 |
33 | | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 |
34 | | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 |
35 | | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 |
36 | Местоимение | | Роль местоимений в речи. | 1 |
37 | | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. | 1 |
38 | | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 |
39 | | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимений. | 1 |
40 | | Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. | 1 |
41 | Глагол | | Время глагола. Неопределённая форма глагола. | 1 |
42 | | Изменение глаголов по временам. | 1 |
43 | | Упражнение в образовании форм глаголов. Общее понятие о спряжении глаголов. | 1 |
44 | | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. | 1 |
45 | | Личные окончания глаголов I и II спряжений. | 1 |
46 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 |
47 | | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание –тся-, -ться- в возвратных глаголах. Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 |
48 | | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. | 1 |
49 | Повторение изученного | | Повторение по теме «Наша речь и наш язык». Повторение по теме «Текст. Типы текста». | 1 |
50 | | Повторение по теме «Состав слова». Повторение по теме «Имя существительное». | 1 |
51 | | Повторение по теме «Имя прилагательное». Повторение по теме «Глагол». | 1 |
52 | | Повторение по теме «Местоимение. Наречие». | 1 |