СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа АООП НОО по русскому языку 4 класс (вариант 5.2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа АООП НОО по русскому языку 4 класс (вариант 5.2)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» разработана для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, программы «Русский язык» авторского коллектива под руководством В.П. Канакиной, В.Г. Горецким. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство «Просвещение», 2020). – М.: Просвещение. 2020, Основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ОВЗ МКОУ СОШ ХГП, Учебным планом МКОУ СОШ ХГП на 2022 – 2023 учебный год.

Цель программы:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

Задачи программы:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников с ТНР, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  • при обучении русскому языку реализуются основные подходы дидактико – психологические и лингвометодические

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕБМЕТА

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно и целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет Русский язык входит в обязательную часть учебного плана, относится к образовательной области «Речь и речевая практика».    На изучение русского языка в 4 классе отводится 1,5 часа в неделю. Программа рассчитана на 52 часа за год (35 учебных недель).


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

Формирование и развитие:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • положительного отношения к урокам русского языка;

  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

  • интереса к языковой и речевой деятельности;

  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

  • мотивов к творческой проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные универсальные учебные действия

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

  •  анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  •  осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

 Коммуникативные универсальные учебные действия

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге;

  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Развитие речи.

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

  • составлять текст из набора предложений;

  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Система язык. Фонетика, орфоэпия, графика

  • различать звуки речи;

  • понимать различие между звуками и буквами;

  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

  • различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

  • обозначать ударение в слове;

  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;

  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

  • различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

  • определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Лексика

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

  • классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

  • определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

  • определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Морфология

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

  • соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

  • выделять предложения из речи;

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Орфография и пунктуация

  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

  • безошибочно списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (52 ЧАСА)

Повторение (5 часов)

Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости. Текст. План текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Развитие речи. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание.


Предложение (5 часов)

Однородные члены предложения (общее понятие)Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  Обобщение знаний об однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами.  Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (5 часов)

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Состав слова. Корень слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твердый и мягкий знаки. Наречие, как часть речи. Правописание наречий. 

Имя существительное (10 часов)

Распознавание падежей имен существительных. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падежах. Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных (общее представление). Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Именительный и винительный падежи. Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Склонение имён существительных множественного числа. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное (10 часов)

Род и число имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Именительный, дательный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Склонение имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Местоимение (5 часов)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Изменение личных местоимений по падежам. Обобщение по теме «Местоимение».


Глагол (8 часов)

Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. I и II спряжение глаголов настоящего времени I и II спряжение глаголов будущего времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Составление рассказа по серии картинок. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Повторение изученного (4 часов)

Язык. Речь. Текст.  Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова.  Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.





































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 класс

Количество часов в неделю – 1,5 часа, количество учебных недель – 35.

Количество часов в год – 52.


урока

Раздел

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

Повторение изученного


Наша речь и наш язык. Составление текста по рисунку.

1

2


Текст. План текста.

1

3


Предложение как единица речи.

1

4


Виды предложений. Обращение.

1

5


Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

6

Предложение


Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления.

1

7


Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

8


Обобщение знаний об однородных членах предложения.

1

9


Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

1

10


Знаки препинания в сложном предложении.

1

11

Слово в языке и речи


Лексическое значение слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова.

1

12


Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

13


Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова.

1

14


Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

1

15


Части речи. Грамматические признаки частей речи.

1

16

Имя существительное


Признаки падежных форм имён существительных. Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.

1

17


Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

1

18


2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

19


3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

1

20


Именительный и винительный падежи. Родительный падеж.

1

21


Дательный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

1

22


Правописание и упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

23


Именительный падеж множественного числа. Родительный падеж множественного числа.

1

24


Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных.

1

25


Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа.

1

26

Имя прилагательное


Род и число имён прилагательных.

1

27


Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

28


Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

29


Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

30


Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

31


Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

32


Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

1

33


Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

34


Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

35


Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

36

Местоимение


Роль местоимений в речи.

1

37


Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

1

38


Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1

39


Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимений.

1

40


Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

1

41

Глагол


Время глагола. Неопределённая форма глагола.

1

42


Изменение глаголов по временам.

1

43


Упражнение в образовании форм глаголов. Общее понятие о спряжении глаголов.

1

44


Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени.

1

45


Личные окончания глаголов I и II спряжений.

1

46


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1

47


Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание –тся-, -ться- в возвратных глаголах. Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

48


Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.

1

49

Повторение изученного


Повторение по теме «Наша речь и наш язык». Повторение по теме «Текст. Типы текста».

1

50


Повторение по теме «Состав слова». Повторение по теме «Имя существительное».

1

51


Повторение по теме «Имя прилагательное». Повторение по теме «Глагол».

1

52


Повторение по теме «Местоимение. Наречие».

1