СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии 10-11 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экологии 10-11 класс. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Чернова Н.М., Галушин, В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник  для 10-11 классов  общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа», 2008. –  304 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии 10-11 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология - практическая экология или охрана природы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Чернова Н.М., Галушин, В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа», 2008. –  304 с.

Учебно-методический комплект по экологии издательства «Дрофа» (автор Н.М.Чернова) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии средней школы.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы на втором этапе обучения.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнооб­разие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечи­вающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей ле­жит в основе рационального при­родопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся кон­центрируется на современных проблемах во взаимо­отношениях человеческого общества и природы, пу­тях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружаю­щей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономиче­ских систем на популя­ционном и биоценотическом уровнях.

В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представ­ления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции, и подчиняется как соци­альным, так и фундаментальным законам экологии. Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.



Рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе. Данные часы выделены из компонента образовательного учреждения с целью углубления экологических знаний учеников, необходимых в первую очередь для сдачи ЕГЭ по биологии. В рабочую программу введен раздел «Окружающая среда и здоровье человека» с целью пропаганды здорового образа жизни,

сохранения и укрепления здоровья .

Рабочая программа предполагает коррекцию с целью выполнения программного материала в полном объеме.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Количество часов

10 КЛАСС

Введение

2

I. Общая экология

32

1. Организм и среда.

9

2. Сообщество и популяция.

10

3. Экосистемы.

14

ИТОГО

35

11 КЛАСС

II. Социальная экология

23

1. Экологические связи человека.

8

2. Окружающая среда и здоровье человека.

9

3. Экологическая демография.

6

III. Экологические основы охраны природы

11

1. Экологические проблемы и их решения.

11

ИТОГО

34








СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2ч)

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Эколо­гия как теоретическая основа деятельности человека в природе. История развития экологии как науки. Роль экологии в жизни современного об­щества. Экологические законы Б.Коммонера

I. Общая экология (32 ч)

Организм и среда (9ч)

Потенциальные возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 ч)

Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограниче­ние их ре­сурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

Демонстрация схем роста численности видов, таб­лиц по экологии и охране природы, электронный учебник, ЦОРы.

Решение экологических задач.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 ч)

Закон экологического оптимума. Понятие экстре­мальных условий. Экологическое разнообразие ви­дов. Закон ог­раничивающего фактора. Мера воздей­ствия на организмы в практической деятельности че­ловека.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, графиков, слайдов, электронный учебник, ЦОРы.

Основные пути приспособления организмов к среде (1 ч)

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с ус­тойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагопри­ятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, графиков, слайдов, электронный учебник, ЦОРы.

Основные среды жизни (1 ч)

Характеристика основных сред жизни живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, графиков, слайдов, электронный учебник, ЦОРы.

Пути воздействия организмов на среду обитания (1 ч)

Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активно­сти. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

Демонстрация осветления воды фильтрующими животными (дафниями, циклопами и др.), слайдов, кинофрагмен­тов.

Приспособительные формы организмов (1 ч)

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное зна­чение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инже­нерия.

Классификация жизненных форм растений (1 ч)

Демонстрация коллекций, препаратов, таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагмен­тов, электронный учебник, ЦОРы.

Лабораторная работа

Жизненные формы животных (1 ч)

Приспособителъные ритмы жизни (1 ч)

Ритмика внешней среды. Суточные и годовые рит­мы в жизни организмов. Сигнальное значение факто­ров. Фото­периодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов, слайдов, электронный учебник, ЦОРы.


Сообщества и популяции (10ч)

Типы взаимодействия организмов (1 ч)

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность био­тических от­ношений. Экологические цепные реак­ции в природе. Прямое и косвенное воздействие чело­века на живую природу через изменение биотических связей.

Демонстрация слайдов.

Решение экологических задач.

Законы и следствия пищевых отношений (1ч)

Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Коли­чественные связи хищника и жертвы. Роль хищни­ков в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв.

Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтоже­нии хищников и паразитов.

Демонстрация слайдов, графиков.

Решение экологических задач.

Законы конкурентных отношений в природе (1ч)

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании ви­дового со­става сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохо­зяйственная практика. Роль конкурентных отноше­ний при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов.

Популяции (1ч)

Понятие популяции. Типы популяций. Внутриви­довые отношения. Формы совместной жизни. Отно­шения в попу­ляциях и практическая деятельность человека.

Демонстрация графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Демографическая структура популяций (1ч)

Понятие демографии. Особенности экологии орга­низмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популя­ций. Прогноз численности и устойчивости популя­ций по возрастной структуре. Использование демо­графических показателей в сельском и лесном хозяй­стве, в промысле. Поддержа­ние оптимальной струк­туры природных популяций.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, слайдов, графиков.

Решение экологических задач.

Рост численности и плотности популяций (1ч)

Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Про­цессы, происходящие при возрастании плот­ности. Их роль в ограничении численности. Популя­ции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плот­ностью популяций.

Демонстрация графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Численность популяций и ее регуляция в природе (1ч)

Односторонние изменения и обратная связь (регу­ляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динами­ке численности популяций. Немедленная и запазды­вающая регуляция. Типы динамики численности раз­ных видов. Задачи поддержания регуляторных воз­можностей в природе.

Демонстрация слайдов, графиков, электронный учебник, ЦОРы.

Решение экологических задач.

Решение задач по определению численности и плотности отдельных популяций (1 ч)

Биоценоз и его устойчивость (1 ч)

Видовой состав биоценозов. Многочисленные и ма­лочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообра­зователи. Экологические ниши видов в био­ценозах. Особенности распределения видов в про­странстве и их актив­ность во времени. Условия устой­чивости природных сообществ. Последствия наруше­ния структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.

Демонстрация графиков, слайдов, электронный учебник, ЦОРы.

Экскурсия

Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

Обобщающее повторение, контроль и коррекция знаний (1ч)


Экосистемы (14 ч)

Законы организации экосистем (1ч)

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа при­родной экосистемы. Масштабы вещественно-энерге­тических связей между живой и косной частями эко­системы. Круговорот веществ и поток энергии в эко­системах.

Состав экосистем (1 ч)

Основные ком­поненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, ре­дуценты. Последствия нарушения круговорота ве­ществ и потока энергии. Экологические правила соз­дания и поддержания искусственных экосистем.

Демонстрация аквариума как искусственной эко­системы, электронный учебник, ЦОРы.

Законы биологической продуктивности (1ч)

Цепи питания в экосистемах. Законы потока энер­гии по цепям питания. Первичная и вторичная био­логическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологиче­скую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов, кинофильма « Экологиче­ские системы и их охрана», электронный учебник, ЦОРы.

Решение экологических задач (2 ч)

Агроценозы и агроэкосистемы (1 ч)

Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологиче­ские особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управ­ления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчи­вости и биологического разнообразия.

Демонстрация слайдов.

Саморазвитие экосистем – сукцессии (1 ч)

Стабильные и нестабильные экосистемы. Круговорот веществ и причины, вызывающие его нарушение. Понятие сукцессии.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем. (1 ч)

Обеднение разнообразия и его причины. Роль биологического разнообразия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов.

Биосфера как глобальная экосистема (1ч)

В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмо­сферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связыва­ние и запасание косми­ческой энергии. Глобальные круговороты веществ.

Устойчивость жизни на Земле в геологической ис­тории. Условия стабильности и продуктивности био­сферы. Рас­пределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в исполь­зовании ресурсов и преобразовании биосферы.

Демонстрация карты первичной продукции в био­сфере, таблиц по экологии и охране природы, фраг­мента кино­фильма «Человек и биосфера», диапози­тивов, схем круговоротов веществ в биосфере.

Экология как научная основа природопользования. (1 ч)

Демонстрация таблиц по экологии и охране при­роды, графиков, слайдов.

Обобщение, контроль и коррекция знаний (4 ч)


II. Социальная экология (23ч)

Экологические связи человека (8 ч)

Человек как биосоциальный вид (1 ч)

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности эко­логических связей человечества: овладение допол­нительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

Демонстрация схемы строения биосферы, карты населения Земли.

Особенности пищевых и информационных связей человека (1 ч)

Пищевые связи, их особенности. Информационные связи их роль в популяциях. Особенности информациооных связей человечества.

Использование орудий и энергии (1 ч)

Орудийная деятельность. Энергетика жизнеобеспечения. Принципиальное экологическое отличие человечества - социальность.

История развития экологических связей человечества (4ч)

Экологические связи человечества в доисториче­ское время. Овладение огнем. Преимущества орудий­ной охоты. Экологические связи человечества в исто­рическое время. Культурные растения и домашние животные. Совершен­ствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирова­ние техносферы. Экологиче­ские аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологиче­ские особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические послед­ствия возникновения и развития системы государств. Масштабы экологических связей человечества: ис­пользование природных ресурсов, загрязнение сре­ды, антропо­генные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильно­сти. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы. Всеобщая связь природных и антропогенных про­цессов на Земле. Первостепенное значение природ­ных взаимосвя­зей. Необходимость включения про­дуктов и отходов производства в глобальные круго­вороты веществ. Опере­жающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость ра­зумного регулирования потребностей людей.

Демонстрация таблиц по экологии и охране приро­ды, кинофильма «Охрана окружающей среды города».

Обобщение, контроль и коррекция знаний (1 ч)

Окружающая среда и здоровье человека ( 9 )

Химические загрязнения среды и здоровье человека (1 ч.)

Химические загрязнители. ПДК и ПДС. Характеристика токсичных (ядовитых веществ). Признаки хронического отравления. Вред курения и алкоголя.

Биологические загрязнения и здоровье человека (1 ч).

Биологические загрязнения. Инфекционные болезни. Возбудитель болезни. Переносчики болезни. Природно-очаговые болезни. СПИД.

Влияние звуков на человека (1ч)

Шумы и звуки. Слуховая чувствительность. Уровень шума. Шумовое загрязнение. Шумовая болезнь. Измерение уровня шума в децибелах.

Погода и самочувствие человека (1 ч)

Биоритм. Самочувствие. Погодные условия. Суточные ритмы.

Питание и здоровье человека (1 ч)

Рациональное питание. Нитраты. Нитриты. Экологически чистые продукты..Бактерицидное действие продуктов.

Радиационное загрязнение (1 ч)

Ландшафт как фактор здоровья (1 ч)

Ландшафт. Городской ландшафт. Экосистема города.

Проблема адаптации человека к окружающей среде (1 ч)

Адаптация человека. Напряжение Утомление. Адаптивные особенности людей.

Обобщающий урок по теме «Окружающая среда и эдоровье человека» (1ч)

Демонстрация электронный учебник, ЦОРы.


Экологическая демография (6 ч)

Социально-экологические особенности демографии человечества (1 ч)

Приложение фундаментальных экологических за­конов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение че­ловеческой деятельно­стью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость сре­ды своего обитания. Значение этого уникального ка­чества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.

Демонстрация карты населения Земли, кривых роста человечества, таблиц по экологии и охране природы.

Рост численности человечества (1 ч)

Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографиче­ских про­цессов, их различия и возможные последст­вия. Активная демографическая политика. Планиро­вание семьи, ее осо­бенности в разных странах.

Демонстрация карты населения Земли, демогра­фических кривых разных регионов, таблиц по эколо­гии и охране природы.

Социально-географические особенности демографии человечества (1 ч))

Особенности демографических процессов в мире и в России. Неравномерность роста населения Земли и его воз­можные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образова­ние, культура. Причины и возможные последствия сокращения чис­ленности населения России. Формы его предотвраще­ния и их эффективность.

Демонстрация карты административного деления России и сопредельных стран, таблиц по экологии и охране природы.

Демографические перспективы (1 ч)

Возможности и перспективы управле­ния демографическими процессами. Оценка вероят­ности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

Демонстрация кривых роста населения Земли, таблиц по экологии и охране природы.

Обобщение, контроль и коррекция знаний (2 ч)


III. Экологические основы охраны природы (11 ч)

Экологические проблемы и их решения (11 ч)

Современные проблемы охраны природы (1 ч)

Природа Земли — источник материальных ресур­сов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые при­родные ре­сурсы. Современное состояние окружаю­щей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономиче­ский, социально-политический, здравоохранитель­ный, эстетический, воспитательный, научно-позна­вательный. Правила и принципы охраны при­роды. Охрана природы в процессе ее использования. Прави­ло региональности. Охрана одного природного ресур­са через другой. Правовые основы охраны природы.

Демонстрация схемы классификации природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента ки­нофильма «Охрана природы», электронный учебник, ЦОРы.

Современное состояние и охрана атмосферы (1ч)

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязне­ния атмо­сферы. Тепличный эффект. Проблемы озоно­вого экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и про­мышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на со­стояние и жизнь живых организмов и человека. Ме­ры по охране атмосферного воздуха: утилизация от­ходов, очистные сооружения на предприятиях, безот­ходная технология.

Лабораторная работа.

Определение загрязнения воздуха в поселке.

Демонстрация схемы строения атмосферы и безот­ходного производственного цикла воздуха, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Воздух в природе», электронный учебник, ЦОРы.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов (1 ч)

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной во­ды и его причины: возрастание расхода воды на оро­шение и ну­жды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водо­емов. Основные меры по рациональному использова­нию и охране вод: бережное расходование, предупре­ждение загрязнений. Очистные сооружения. Исполь­зование оборотных вод в промышленности.

Демонстрация схемы распространения воды на Земле, таблиц по экологии и охране природы, фраг­ментов кино­фильмов «Гидросфера», «Охрана вод и воздуха», электронный учебник, ЦОРы.

Лабораторная работа

Определение загрязнения воды.

Использование и охрана недр (1 ч



Минеральные и энергетические природные ресур­сы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости по­лезных ископаемых. Истощение энерге­тических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использо­вание новых источников энер­гии, металлосберегающих производств, синтетиче­ских материалов. Охрана окру­жающей среды при разработке полезных ископаемых.

Демонстрация карты полезных ископаемых, таб­лиц по экологии и охране природы, серии диапозити­вов «Био­сфера и человек», фрагмента кинофильма «Охрана природы».

Почвенные ресурсы, их использование и охрана (1 ч)

Значение почвы и ее плодородия для человека. Со­временное состояние почвенных ресурсов. Роль жи­вых организ­мов и культуры земледелия в поддержа­нии плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрози­ей почв. Рациональное использование и охрана зе­мель.

Демонстрация почвенных профилей и почвенной карты мира и России, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Животный мир почвы», кинофрагмента «Охрана почв».

Лабораторная работа «Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы».

Современное состояние и охрана растительности (1 ч)

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современ­ное состоя­ние лесных ресурсов. Причины и последст­вия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроиз­водство лугов. Охрана и рациональ­ное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хо­зяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного сою­за охраны природы и Красная книга РСФСР, их зна­чение в охране редких видов растений.

Демонстрация карты растительности, таблиц по экологии и охране природы, фрагментов кинофиль­мов «Природ­ные сообщества», «Биосфера и человек», «Охрана природы».

Рациональное использование и охрана животных (1 ч)

Прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных, их последствия. Причины вымирания жи­вотных в на­стоящее время: перепромысел, отравле­ние ядохимикатами, изменение местообитаний, бес­покойство. Рациональ­ное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитаю­щих. Редкие и вымирающие виды животных, за­несенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

Демонстрация карты животного мира, Красной книги России, таблиц по экологии и охране природы, серии таб­лиц «Охрана животных», диафильма «Крас­ная книга Международного союза охраны природы», фрагмента кино­фильма «Охрана природы».

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию (1 ч)

Экологический кризис и его причины. Глобальный, и локальный кризисы, региональные нарушения. Локальные экологические катастрофы. Причины нарастания современного экологического кризиса. Мониторинг окружающей среды, его цели задачи.

Экология и здоровье (1 ч)

Понятие «здоровье». Здоровье человека. Здоровье населения. Здоровье среды.

Практическая работа «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни».

Обобщение, контроль и коррекция знаний (2 ч)






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


Литература для учащихся:


  1. Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов Основы экологии – учебник 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2008 год.

  2. Экология. Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2009 год.

  3. В.Н.Кузнецов Экология – тесты. Учебно – методическое пособие 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2009 год.

4. Электронный учебник по экологии для 10-11 класса.

5. ЦОРы.


Литература для учителя:


  1. 1.Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов Основы экологии – учебник 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2010 год.

  2. Основы экологии. Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова. Волгоград, издательство «Учитель»,2010 год.

  3. Экология. Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2009год.

  4. В.Н.Кузнецов Экология – тесты. Учебно – методическое пособие 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2009 год.

  5. Г.А.Нечаева Экология в экспериментах. Методическое пособие. 10 – 11 классы. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2009 год.

  6. И.Г.Норенко Экологическое воспитание в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.

  7. В.М.Суворова Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград, издательство «Учитель», 2009 год.

  8. Г.А.Фадеева Международные экологические акции в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.

  9. Г.А.Фадеева Неделя экологии в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.

  10. М.В.Высоцкая Экология – элективные курсы. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.


Для учащихся:

  1. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константи­нов. Основы экологии 10(11)., М., «Дрофа», 2008г.

Для учителя:

  1. О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии». М., «Дрофа», 2007г.

  2. О. П. Дудкина. Основы экологии: 10 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова. М., «Учитель», 2007г.

  3. И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс. Сборник заданий, упражнений и практических работ. М., «Дрофа», 2007г.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Учащиеся должны знать:

— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологи­ческий опти­мум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

— о типах взаимодействий организмов; разнообра­зии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяи­на;

— законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интро­дукции и акклиматизации видов;

— об отношениях организмов в популяциях (поня­тие популяции, типы популяций, их демографиче­ская структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

— о строении и функционировании экосистем (по­нятия «экосистема», «биоценоз» как основа природ­ной экоси­стемы, круговороты веществ и потоки энер­гии в экосистемах, экологические основы формирова­ния и поддержива­ния экосистем);

— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая про­дукция; фак­торы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агро­экосистемах);

— о саморазвитии экосистем (этапы формирова­ния экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экоси­стем;

— о биосфере как глобальной экосистеме (кругово­рот веществ и потоки энергии в биосфере);

— о месте человека в экосистеме Земли (общеэко­логические и социальные особенности популяций че­ловека, эко­логические связи человечества, их разви­тие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

— о динамике отношений системы «природа—об­щество» (различия темпов и характера формирова­ния биосферы и техносферы, совместимость человече­ской цивилизации с законами биосферы);

— социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и пер­спективы управления демографическими про­цессами, планирование семьи;

— современные проблемы охраны природы (аспек­ты, принципы и правила охраны природы, правовые основы ох­раны природы);

— о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источни­к загрязне­ния, борьба с загрязнением, очистные со­оружения, безотходная технология);

— о рациональном использовании и охране вод­ных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязне­ниями, очистные сооружения и их эффек­тивность, использование оборотных вод);

— об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бе­режное использование полезных ископае­мых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

— о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ус­коренная эрозия, ее виды, зональные и межзональ­ные меры борьбы с эрозией);






— о современном состоянии, использовании и ох­ране растительности (причины и последствия сокра­щения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга Рос­сии и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

— о рациональном использовании и охране живот­ных (прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране живот­ных, значение Красной книги МСОП и Красной кни­ги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

— решать простейшие экологические задачи;

— использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических проблем;

— объяснять принципы обратных связей в приро­де, механизмы регуляции и устойчивости в популя­циях и биоце­нозах;

— строить графики простейших экологических за­висимостей;

— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельно­сти;

— использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демогра­фических проблем и взаимоотношений природы и об­щества;

— определять уровень загрязнения воздуха и во­ды;

— устанавливать и описывать основные виды ус­коренной почвенной эрозии;

— бороться с ускоренной эрозией почв;

— охранять пресноводных рыб в период нереста;

— охранять полезных насекомых;

— подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

— охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.


Формируемые ключевые компетентности:

- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.








Календарно-тематическое планирование

10 класс


п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Примечание

план

факт

Введение. Организация жизни на Земле ( 2 ч)


1



Введение. Организация жизни на Земле


1

Понятия общей и социальной экологии. Уровни организации жизни


2




Экологические законы Б.Коммонера

1

Экологические законы Б.Коммонера


Тема 1. Организм и среда ( 9ч )


1



Потенциальные возможности размножения организмов и их ограничения средой.

1

Способность к самовоспроизведению. Геометрическая прогрессия размножения


2



Общие законы зависимости организмов от факторов среды

1

Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Закон оптимума. Пессимум. Критические точки. Экстремальные условия. Ограничивающий фактор


3



Основные пути приспособления организмов к среде


1

Анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды, избегание неблагоприятных факторов.



4



Основные среды жизни


1

Основные среды жизни. Планктон. Заморы. Паразитизм. Закон большого числа яиц.


5



Пути воздействия организмов на среду обитания


1

Влияние растений на климат и водный режим. Почвообразующая деятельность живых организмов. Влияние водных организмов на качество природных вод.


6



Приспособителъные формы организмов.


1

Конвергенция. Жизненная форма.


7



Лабораторная работа «Жизненные формы животных»

1


8



Классификация жизненных форм растений


1

Жизненные формы растений










9



Приспособителъные ритмы жизни


1

Суточные ритмы. Годовые ритмы. Фотопериод. Фотопериодизм.


Тема 2. Сообщества и популяции ( 10 ч )


1




Типы взаимодействия в природе



1

Биотические связи. Прямые и косвенные связи. Пищевые (трофические) отношения. Конкуренция. Взаимовыгодные отношения – мутуализм. Симбиоз. Нейтральные отношения


2



Законы и следствия пищевых отношений


1

Хищники. Паразиты. Собиратели. Пасущиеся животные. Отношения хищник – жертва. Циклические колебания численности. Экологический бумеранг.


3



Законы конкурентных отношений в природе


1

Закон Гаузе. Правило конкурентного исключения. Правило Тинеманна. Экологическая инженерия.


4



Популяции


1

Взаимосвязь отдельных популяций. Взаимоотношения особей внутри популяции. Численность, плотность и структура популяции. Основные процессы, происходящие в популяции.


5



Демографическая структура популяций


1

Демография. Возрастная структура популяции. Пирамида возрастов.


6



Рост численности и плотности популяций


1

Ёмкость среды. Саморегуляция численности популяций. Плотность популяции. Самоизреживание у растений. Территориальное поведение животных. Отрицательная обратная связь.


7



Численность популяций и ее регуляция в природе


1

Динамика численности популяции, ход численности: стабильный, изменчивый , взрывной, одностороннее действие фактора, двусторонние взаимодействия, взрывы численности. Запаздывающая реакция. Немедленная реакция на плотность популяции. Регуляция численности.



8



Решение задач по определению численности и плотности отдельных популяций

1


9



Биоценоз и его устойчивость


1

Биоценоз – самая сложная природная система. Видовая структура биоценоза. Распределение видов в пространстве. Экологическая ниша вида. Устойчивость биоценозов. Виды – средообразователи. Решение задач.


10



Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции». Тестирование.

1



Тема 3. Экосистемы ( 14 ч )


1



Анализ результатов тестирования.

Законы организации экосистем


1

Экосистема. Потоки вещества и энергии. Биологический круговорот веществ. Биогенные элементы. Продуценты. Консументы. Редуценты.


2




Состав экосистем

1


3



Законы биологической продуктивности


1

Цепи питания. Трофические уровни. Трофические уровни, правило 10%, биологическая продукция, биомасса, пирамида биологической продукции, белковое голодание.


4



Трофические сети и цепи питания.

1



5




Решение задач на составление цепей питания

1


6




Решение зада на правило экологической пирамиды

1


7




Агроценозы и агроэкосистемы

1

Агроценозы и агроэкосистемы. Биологический метод борьбы.


8



Саморазвитие экосистем – сукцессии

1

Сукцессии, незрелые сообщества, зрелые сообщества, восстановительные смены, замедление темпов развития экосистем.



9



Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем

1

Взаимная дополнительность частей. Взаимозаменяемость видов. Регуляторные свойства. Надёжность обеспечения функций.


10




Биосфера как глобальная экосистема

1

Учение о биосфере. Круговороты: углерода, азота, Круговорот фосфора и серы, цикл кислорода.


11



Экология как научная основа природопользования.


1

Законы функционирования живой природы. Влияние макро-, и микроэлементов на рост и продуктивность растений .Ограничители роста.


12



Обобщающий урок по теме «Экосистемы».

1



13



Тестирование по теме «Экосистемы»


1



14



Анализ результатов тестирования.

Обобщающий урок по курсу


1








Календарно-тематическое планирование

11класс


п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Примечание

11кл

Тема 4. Экологические связи человека ( 8 ч )


1


Человек как биосоциальный вид


1

Человечество подчиняется и законам биологическим, и законом социальным. Поэтому человек – единственный на Земле биосоциальный вид.


2


Особенности пищевых и информационных связей человека

1

Качественные изменения трофических и информационных связей, преобразование всего комплекса экологических связей в социально-экологические обеспечили быстрое развитие согласованных действий людей по существенному расширению экологической емкости среды обитания человечества.


3



Использование орудий и энергии

1

Использование орудий животными и человеком. Обеспечение организма энергией. Адаптации. Преобразование среды обитания животными и человеком.


4


История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды..

1

Австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, кроманьонцы. Независимость от среды. Орудия труда и охоты. Элементы социальной организации. Социальные связи.


5


Человек разумный.


1

Членораздельная речь. Абстрактное мышление. Фиксирование информации. Альтруизм. Оседлость. Производство продовольствия. Социально-экологическая революция. Экосоциальные связи.Социальная ответственность. Культура.


6


Современность.


1

Промышленная эволюция, урбанизация.


7


Будущее.


1

Информационная эволюция. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.


8


Обобщающий урок по теме «Экологические связи человечества». Тестирование по данной теме.

1



Тема 5 Окружающая среда и здоровье человека ( 9 ч )


1


Анализ результатов тестирования.

Химические загрязнения среды


1

Химические загрязнители. ПДК и ПДС. Характеристика токсичных (ядовитых веществ). Признаки хронического отравления. Вред курения и алкоголя.



2


Биологические загрязнения среды


1

Биологические загрязнения. Инфекционные болезни. Возбудитель болезни. Переносчики болезни. Природно-очаговые болезни. СПИД.



3


Влияние звуков на здоровье человека


1


Шумы и звуки. Слуховая чувствительность. Уровень шума. Шумовое загрязнение. Шумовая болезнь. Измерение уровня шума в децибелах.



4



Погода и самочувствие

1

Биоритм. Самочувствие. Погодные условия. Суточные ритмы.



5



Питание и здоровье человека

1

Рациональное питание. Нитраты. Нитриты. Экологически чистые продукты..Бактерицидное действие продуктов.



6



Радиационное загрязнение

1

Влияние избыточных доз радиации на здоровье человека. «Радиационно- загрязненные» продукты.


7



Ландшафт как фактор здоровья

1

Ландшафт. Городской ландшафт. Экосистема города.



8



Проблемы адаптации человека к окружающей среде

1

Адаптация человека. Напряжение Утомление. Адаптивные особенности людей.



9



Обобщающий урок по теме «Окружающая среда и здоровье человека».

1



Тема 6. Экологическая демография (6 ч )


1


Социально-экологические особенности демографии человечества

1

Демография. Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды.


2



Рост численности человечества

1

Экспонента и S- образная кривая численности. Фаза замедленного роста. Фаза ускоренного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).


3


Социально-географические особенности демографии человечества

1

Южный регион. Северный регион. Прирост населения. Организация объединенных наций (ООН). Организация объединенных наций по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). ЮНЕСКО.


4



Демографические перспективы

1

Миграция. Планирование семьи. Депопуляция. Демографический переход. Устойчивое развитие человечества и природы.


5


Обобщающий урок по главе «Экологическая демография»

1



6



Тестирование по главе «Экологическая демография»

1



Тема 7. Экологические проблемы и их решения (11 ч )


1



Анализ результатов тестирования.

Современные проблемы охраны природы

1

Охрана природы. Природные ресурсы: исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые. Рациональное природопользование. Правило региональности. Природоохранное законодательство.


2



Современное состояние и охрана атмосферы

1

Парниковый эффект. Баланс азота, углекислого газа. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Смог. Предупреждение ядовитых выбросов. Безотходные технологии.


3


Рациональное использование и охрана водных ресурсов

1

Дефицит пресной воды. Разбавление отходов. ПАВ. СМС. Водоносность рек. Химическая очистка воды. Биологическая очистка воды. Поля фильтрации. Биофильтры. Аэротенки.


4



Использование и охрана недр

1

Недра. Полезные ископаемые. Минеральные и энергетические ресурсы. Шахтный и открытый способы добычи полезных ископаемых. Вторичное сырье. Рекультивация земель.


5



Почвенные ресурсы, их использование и охрана

1

Почва. Эрозии: естественная, искусственная; ускоренная, ветровая: поземка, пыльные бури, водная: плоскостная, струйчатая, овражистая, сели, оползни. Меры борьбы с эрозией. Лесомелиорация.


6



Современное состояние и охрана растительности

2

Вырубка лесов. Лесовозабновление. Правильное ведение лесного хозяйства. Биологические методы борьбы с вредителями лесов. Красная книга.


7



Рациональное использование и охрана животных

2

Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Антропогенные ландшафты. Редкие и исчезающие виды. Акклиматизация и реакклиматизация. Заповедники и заказники. Экологическая экспертиза и прогноз.


8


От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию

1

Экологический кризис. Локальные и региональные экологические катастрофы. Зоны чрезвычайной экологической ситуации. Экологическое бедствие. Деградация естественных экосистем. Мониторинг природных сред и природных ресурсов. Биологическое разнообразие.


9



Экология и здоровье. Обобщение по курсу экологии

2

Здоровье человека. Здоровье населения. Здоровье среды. Устойчивое развитие общества и природы.


10



Тестирование по курсу экологии

1



11



Анализ результатов тестирования. Подведение итогов.

1






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!