СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии 11 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экологии в 11 класса составлена на 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии 11 класс»




Пояснительная записка


Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по учебнику «Основы экологии» 10(11) класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год)

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

В 11 классе изучаются разделы: «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы». В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю (34 ч. в год). Уровень усвоения программы: базовый

Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. 
 Задачи:  
 - формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии; 
-  развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
 - формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
 - закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней;
 - научить выделять самое главное в каждой теме, делать правильные выводы, анализировать, вступать в дискуссию, выполнять проектные работы.




Распределение учебных часов по разделам курса


Разделы учебной программы

Количество часов (всего)

Лабораторная работа

Контроль знаний

1

Человек в экосистеме Земли

8


1

2

Экологическая демография

9


1

3

Экологические основы охраны природы

17

2 (л.р.)

1 (экс.)

1 (пр.р.)

1


Итого:

34

4

3



Тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

II. Социальная экология (18ч.)

Человек в экосистеме Земли (8 ч.)

1

Человек как биосоциальный вид

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности экологических связей человечества: овладение

дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

Приводить примеры социальных и

биологических потребностей. Доказывать, что человек – биосоциальный организм.

Строить логическое

рассуждение, включающее

установление причинно-

следственных связей.

Самостоятельно

обнаруживать и

формулировать

учебную проблему.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

2

Особенности пищевых и информационных связей человека

Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в

историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности,

формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни

людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и

развития системы государств.

Приводить примеры увеличения емкости среды

человеком. Называть причины изменения пищевых цепей

3

Использование орудий и энергии

Сравнивать информационные связи животных и

человека. Показывать развитие

информационных связей. Сравнивать использование приспособлений

животными с использованием орудий труда человеком. Приводить примеры постепенного

усложнения орудий труда.


4

История развития экологических связей человечества.

знать (иметь представление) Масштабы экологических связей человечества: ис­пользование природных ресурсов, загрязнение сре­ды, антропо­генные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильно­сти. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов.

уметь называть региональные экологические кризисы.

Уметь определять

возможные источники

необходимых сведений,

производить поиск

информации,

анализировать и

оценивать ее достоверность

Оценивать жизненные

ситуации с точки

зрения безопасного

образа жизни и сохранения

здоровья. Постепенно

выстраивать собственное

целостное мировоззрение

5

Современные отношения человечества и природы

Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные

экологические кризисы.

6

Социально – экологические взаимосвязи.

Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость включения

продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость разумного регулирования потребностей людей.

знать (иметь представление) Всеобщая связь природных и антропогенных про­цессов на Земле. Первостепенное значение природ­ных взаимосвя­зей. Необходимость включения про­дуктов и отходов производства в глобальные круго­вороты веществ. Опере­жающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость ра­зумного регулирования потребностей людей.

уметь предлагать пути включения про­дуктов и отходов производства в глобальные круго­вороты веществ.

7

Обобщение темы « Человек в экосистеме Земли»


Знать: материал по теме «Человек в экосистеме Земли»

Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Осознавать потребность и

готовность к самообразованию.

Анализировать,

сравнивать и

обобщать факты и явления

8

Диалектика отношений «природа—общество»

Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и

техносферы (прямоточные процессы). Истощение запасов сырья и загрязнения среды отходами производства как следствие этих противоречий. Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Важнейшие пути ее решения. Формирование циклических замкнутых

технологий как основа совместимости техносферы и биосферы. Глобальная роль человеческого разума.

знать (иметь представление) Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функ­ционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы). Истощение запа­сов сырья и загрязнения среды отходами производст­ва как следствие этих противоречий.

Уметь производить поиск

информации,

анализировать и

оценивать ее достоверность

Оценивать жизненные

ситуации с точки

зрения безопасного

образа жизни и сохранения

здоровья. Постепенно

выстраивать собственное

целостное мировоззрение

Экологическая демография (9 ч)

9

Социально-экологические особенности демографии человечества

Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники,

болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять

экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост численности

человечества

Приводить примеры факторов среды, которые

влияли на численность человечества в прошлые

века. Способы профилактики СПИДа, гепатита,

гриппа, туберкулеза и других опасных

заболеваний

уметь читать кривые роста человечества


Строить логическое

рассуждение, включающее

установление причинно-

следственных связей

Оценивать жизненные

ситуации с точки

зрения безопасного

образа жизни и

сохранения здоровья.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

10

Рост численности человечества

Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографических процессов, их различия и возможные

последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.

Давать характеристику темпам ускорения численности планеты, называть причины этого явления. Высказывать предположения о прогнозах численности в дальнейшем.

11

Социально-географические особенности демографии человека

Называть страны Южного и Северного региона,

причины резкого увеличения численности стран

развивающегося мира, уменьшения численности

коренного населения развитых стран. Место России в общемировых тенденциях

12

Демографические перспективы.

13

Демография России

Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Формы его

предотвращения и их эффективность.

обучающийся должен знать (иметь представление) Особенности демографических процессов в России. Формы его предотвраще­ния и их эффективность.

уметь объяснять причины и возможные последствия сокращения чис­ленности населения России.

иметь опыт работы с картой административного деления России и сопредельных стран, таблиц по экологии и охране природы.

14

Социально-экономические предпосылки стабилизации мирового населения

Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние,

образование, культура. Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно

стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

обучающийся должен знать (иметь представление) Неравномерность роста населения Земли и его воз­можные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образова­ние, культура. Возможности и перспективы управле­ния демографическими процессами.

уметь оценивать вероят­ность достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

15

Экологическая перспектива.

Устойчивое развитие человечества и природы Земли.

Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век.

Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных

задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах.

Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

знать (иметь представление) Концепция устойчивого социально-экологическо­го развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Все­мирная эколо­гическая программа на XXI век. Необ­ходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоз­зрение как предпосылка эф­фективного решения природоохранных задач на ме­стном, региональном и глобальном уровнях. Экологи­ческая этика. Экологическое образование и воспита­ние в разных странах. Международное со­трудничест­во в формировании экологического мировоззрения.

Уметь определять

возможные источники

необходимых сведений,

производить поиск

информации,

анализировать и

оценивать ее

достоверность.

Постепенно выстраивать

собственное целостное

мировоззрение

16

Формирование экологического мировоззрения населения.

17

Обобщение темы «Экологическая демография»


Знать: материал по теме «Экологическая демография»

Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Осознавать потребность и

готовность к самообразованию.

Анализировать,

сравнивать и

обобщать факты и явления

III. Экологические основы охраны природы (16ч)

18

Современные проблемы охраны природы

Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние

окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.

Знать: 1) современное состояние природной среды; 2) основные виды загрязнителей окружающей среды и их влияние на оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, литосферу; 3) источники радиоактивного загрязнения биосферы; 4) основы рационального природопользования; 5) цели и задачи рационального управления природными ресурсами; 6) оптимальные способы эксплуатации экосистем; 7) виды ресурсов: биологические, минеральные.

Уметь: 1) объяснять на окружающую среду деятельности человека; 2) приводить примеры ресурсов различных групп; 3) объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; 4) объяснять последствия уничтожения лесов; 5) характеризовать влияние человека на животный и растительный мир; 6) выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона; 7) формулировать принципы рационального природопользования; 8) обосновывать необходимость бережного отношения к природе и ее охране.

Строить логическое

рассуждение, включающее

установление причинно-

следственных связей

Оценивать жизненные

ситуации с точки

зрения безопасного

образа жизни и

сохранения здоровья.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

19

Современное состояние атмосферы.

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения

состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные

сооружения на предприятиях, безотходная технология.

Давать характеристику современным

экологическим проблемам по плану:

1. Физико-химические основы

возникновения проблемы.

2. Современное состояние проблемы.

3. Перспективы на будущее.

4. Действия мирового сообщества по

предотвращению ухудшения

ситуации.


Знать: Современные технологии добычи,

транспортировки и переработки полезных

ископаемых (в частности, угля, нефти, природного газа). Доказывать недопустимость

нерационального расходования исчерпаемых природных ископаемых.

Уметь определять

возможные источники

необходимых сведений,

производить поиск

информации,

анализировать и

оценивать ее достоверность

Оценивать жизненные

ситуации с точки

зрения безопасного

образа жизни и сохранения

здоровья. Постепенно

выстраивать собственное

целостное мировоззрение.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

20

Охрана атмосферы.

Лабораторная работа № 1 «Определение загрязнения воздуха в населённом пункте»

21

Рациональное использование водных ресурсов.

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности,

нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.

22

Охрана водных ресурсов. Лабораторная работа № 2 «Определение загрязнения воды»

23

Использование и охрана недр.

Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение

энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств,

синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.

24

Почвенные ресурсы, их использование.

Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в

поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины

возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.

25

Охрана почвенных ресурсов.

26

Экскурсия «Наблюдение за различными видами эрозии почв»

27

Современное состояние природных ресурсов УР

Современное состояние возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов УР и перспективы на будущее.

Знать: Основные меры по рациональному использованию и охране воды, воздуха, почв и недр.

Уметь: Использовать полученные знания на практике и бережно относиться к природным ресурсам

Осознавать потребность и

готовность к самообразованию.

Анализировать,

сравнивать и

обобщать факты и явления.

Постепенно

выстраивать собственное

целостное мировоззрение.

28

Современное состояние растительности.

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и

последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других

растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга России, их значение в охране редких видов растений.

Уметь: 1) объяснять на окружающую среду деятельности человека; 2) приводить примеры ресурсов различных групп; 3) объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; 4) объяснять последствия уничтожения лесов; 5) характеризовать влияние человека на животный и растительный мир; 6) выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона; 7) формулировать принципы рационального природопользования; 8) обосновывать необходимость бережного отношения к природе и ее охране

Уметь определять

возможные источники

необходимых сведений,

производить поиск

информации,

анализировать и

оценивать ее достоверность

Оценивать жизненные

ситуации с точки

зрения безопасного

образа жизни и сохранения

здоровья. Постепенно

выстраивать собственное

целостное мировоззрение.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

29

Охрана растительности.

30

Рациональное использование животных.

Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

31

Охрана животных.

32

Экология и здоровье.

Понятие «здоровье». Здоровье человека. Здоровье населения. Здоровье среды.

Знать: 1) источники химического и биологического загрязнения; 2) основные пути попадания химических загрязнителей в организм человека и последствия их воздействия; 3) последствия биологического загрязнения для организма человека; 4) меры профилактики инфекционных и природно-очаговых заболеваний; 5) влияние физических факторов на самочувствие человека; 6) взаимосвязь питания и здоровья человека; 7) проблемы адаптации человека к окружающей среде; 8) влияние производственной деятельности на здоровье.

Уметь: 1) оценивать условия жизни, прогнозировать изменения их в лучшую или худшую сторону; 2) использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности. 

Уметь определять

возможные источники

необходимых сведений,

производить поиск

информации,

анализировать и

оценивать ее

достоверность; планировать,

осознавать конечный результат, формулировать цель

33

Практическая работа «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни».



34

Обобщение по теме «Экологические основы охраны природы»


Знать: материал по теме «Экологические основы охраны природы»

Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Осознавать потребность и

готовность к самообразованию.

Анализировать,

сравнивать и

обобщать факты и явления


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирую­щие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экс­тремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; ко­личественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исклю­чения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популя­ций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее ре­гуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экоси­стем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторич­ная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пи­рамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водо­ема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости попу­ляций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные осо­бенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Зем­ли, возможности влияния и перспективы управления демографическими про­цессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила ох­раны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные соору­жения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расхо­дование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффектив­ность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сы­рья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лес­ных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Удмуртии и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воз­действие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги Удмуртии и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и ус­тойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хо­зяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природ­ных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и обще­ства;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

- бороться с ускоренной эрозией почв;

- охранять пресноводных рыб в период нереста;

- охранять полезных насекомых;

- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.

- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.





Список литературы для учителя и учащихся


1. Алексеев С.В. Экология 10-11 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997

2. Алексеев С.В. Экология 9 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997

3. Бабенко В.Г., Фадеева Е.О. Организмы и среда их обитания. Практикум. 10 – 11 классы. – М.: «НЦ ЭНАС», 2002

4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 классы.- М.: «ОНИКС 21 век», 2004

5. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии 9 класс. – М.: Просвещение, 1998

6.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: «Творческий центр», 2005

7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. М.: «Вентана-Граф», 2004

8.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс - М.: «Дрофа», 2012

9. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. М.: «Вентана-Граф», 2004

10. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Контрольно-измерительные материалы

Тема «Человек в экосистеме Земли»

1. Человека от животного отличает
1) использование природных объектов 3) приспособление к условиям среды
2) стремление понять окружающий мир 4) инстинкт самосохранения

2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) подходящем жилище 3) физической активности 2) самопознании 4) самосохранении

3. В отличие от животных, человек способен
1) сознательно воздействовать на среду обитания 2) проявлять заботу о потомстве
3) удовлетворять физиологические потребности 4) демонстрировать подражание

4. И человек, и животное

1) свободно определяют цель своего поведения 3) осознают свою уникальность

2) имеют индивидуальные интересы 4) зависят от природных условий

5. Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что относится к социальным качествам человека?

1) разрез и цвет глаз 3) память, быстрота реакции 2) расовые признаки 4) жизненные принципы

6. Человеку, и животному свойственна способность к

1) самореализации 3) самосохранению 2) сампознанию 4) самообразованию

7. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Природные свойства человека доминируют над его социальными качествами.

Б. Человек, как и животное, приспосабливается к природным условиям.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. И человеку, и животному свойственны потребности в

1) социальной активности 3) заботе о потомстве
2) целенаправленной деятельности 4) изменении среды обитания

10. Человек в отличие от животного способен

1) совершать привычное действия 2) предварительно обдумывать свое поведение
3) проявлять эмоции 4) заботиться о потомстве

11. Какая из перечисленных ниже способностей свойственная человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействия среды
2) способность воспринимать окружающую действительность
3) способность делать выбор и нести за него ответственность
4) способность удовлетворять свои потребности

12. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и

социальной. К биологической составляющей относится

  1. особенности строения тела человека 3) знания и умения

  2. ценностные ориентации 4) навыки поведения

13. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет

1) активный характер 3) индивидуальный характер

2) приспособительный характер 4) преобразовательный характер

14. В отличие от поведения животного, деятельность человека имеет

1) обусловлена видовой специализацией

2) побуждается инстинктами

3) связана с работой органов чувств

4) направляется сознательно выдвинутой целью

15. Развитие человека в отличие от эволюции животных, в частности характеризуется

1) совершенством руки как производящего орудия

2) приспособлением к окружающему миру

3) наличием условных рефлексов

4) использованием предметов, данных природой

16. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и

социальной. Социально обусловлены

  1. духовные идеалы и ценности 3) возрастные физические особенности

  2. расовые отличия 4) проявления наследственности и изменчивости

17. В отличие от животного человек умеет

1) передавать свой опыт подрастающим поколениям 2) жить в группе

3) добывать пищу 4) создавать духовную культуру

18. Общими признаками человека и животного являются

1) сознательно относиться к процессу воспитания потомства 2) выбирать средства достижения цели

3) предвидеть результат деятельности 4) воспроизводить определенные модели поведения

19. Человек и животные способны

1) определять цель своих действий 3) преобразовывать условия существования

2) изменять окружающую среду 4) взаимодействовать в группе

20. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической

деятельности, является характеристикой его
1) социальной сущности 3) физиологических особенностей
2) биологической природы 4) психологического качества


Тема «Экологическая демография»

Задание с одним правильным ответом:

1. Экологические факторы, одинаково воздействующие на развитие современных природных популяций человека и животных, это:

А) климат, размеры особей, численность особей, пища; Б) пища, болезни;

В) пища, продолжительность жизни, хищники; Г) болезни, климат, размеры ареала;

2. Экосоциальные болезни нашего века отличаются от болезней прошлых столетий тем, что сейчас на первый план вышли:

А) инфекционные болезни; Б) сердечно-сосудистые; онкологические и лёгочные заболевания;

В) травматизм, инфекционные болезни и болезни органов чувств (глаз, ушей …) Г) болезни нервной и опорно-двигательной системы;

3. Предельная численность любого вида в естественных условиях ограничивается:

А) экологическими условиями среды; Б) размерами его среды обитания;

В) количеством особей и климатом; Г) экологической ёмкостью среды его обитания;


4. По темпам роста численности населения в настоящее время лидируют:

А) деревни и сёла; Б) посёлки городского типа; В) небольшие города; Г) мегаполисы;

5. Количество родившихся за год на 1000 жителей, называют:

А) процентом новорожденности; Б) рождаемостью; В) соотношением; Г) процентом продуктивности;

6. Темпы прироста населения и темпы роста экономики в государствах южного региона Земли:

А) примерно одинаковы; Б) темпы прироста населения обгоняют темпы роста экономики;

В) темпы прироста населения стали отставать от роста экономики;

Г) темпы прироста населения резко снизились по сравнению с ростом экономики;

7. Суть демографической революции заключается в:

А) снижении рождаемости и снижении смертности; Б) снижении смертности;

В) сохранении баланса смертности – рождаемости; Г) увеличении смертности;

8. По темпам роста народонаселения среди всех стран мира лидирует такая страна как:

А) Китай; Б) Индонезия; В) Япония; Г) Индия;

9.Основными природными экологическими факторами, продолжающими влиять на демографическую ситуацию в мире, остаются:

А) пищевые ресурсы и болезни; Б) особенности климата и рельефа местности;

В) географическое положение страны и высота над уровнем моря; Г) состояние погоды и хищные животные;

10. Основными экологическими причинами эпидемий, влияющих на демографическую ситуацию в мире, являются:

А) нехватка чистой питьевой воды, антисанитария, недоедание; Б) большое количество хищников и паразитов;

В) природно – климатические особенности многих регионов Земли; Г) разрушение озонового экрана и другие причины космического порядка;

11. Основными болезнями, влияющими на демографическую ситуацию в мире в период средневековья, являлись:

А) грипп и пищевые отравления; Б) чума, холера, оспа; В) лёгочные болезни; Г) кожные болезни и болезни суставов;

12. Основной формой управления современными демографическим процессами является:

А) улучшение жилищного и коммунального строительства; Б) совершенствование здравоохранения;

В) планирование семьи; Г) улучшение материального благосостояния в целом мире;


















Тема «Экологические основы охраны природы»

Выберите один правильный ответ:

1. К числу главных экологических проблем современности относятся:

1. возникновение новых видов домашних животных и растений 2. выветривание горных пород и рост сейсмичности

3. изменение темпов круговорота отдельных элементов 4. истончение озонового слоя и изменение климата

5. включение в рацион человека ГМП

2. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:

1. парниковый эффект 2. кислотные осадки 3. расширение озоновых дыр

4. увеличение концентрации в атмосфере токсичных веществ 5. циклические процессы на Солнце

3. Главным парниковым газом является:

1. водяной пар 2. углекислый газ 3. Метан 4. окислы азота 5. бенз(а)пирен

4. Укажите, кому из диких хищников в наибольшей мере угрожает глобальное потепление, снижая шансы на выживание?

1. амурский тигр 2. флоридская пантера 3. белый медведь 4. африканский леопард 5. бурый медведь

5. Каковы могут быть негативные экологические последствия глобальных климатических изменений в европейской части России?

1. снижение урожайности пшеницы и возрастание сейсмичности

2. лесные пожары, увеличение риска заражения малярией

3. снижение продолжительности отопительного сезона

4. эвтрофикация водоемов и заболачивание степной зоны

5. увеличение снежного покрова зимой и усиление частоты смерчей летом

6. Какие соединения приносят наибольший вред озоновому экрану Земли, разрушая молекулы озона?

1. метан 2. Дихлордифенилтрихлорэтан 3. диоксид углерода 4. угарный газ 5. хлорфторуглерод

7. Повышенные объемы эмиссии в атмосферу оксидов азота и серы в Северной Европе называют:

1. парниковый эффект 2. кислотные дожди 3. озоновая дыра 4. фотохимический смог 5. северное сияние

8. Конвенция о биологическом разнообразии была принята:

1. в Рио-да-Жанейро, 1992 г. 2. в Рио-де-Жанейро, 1972 г. 3. в Киото, 1997 г. 4. в Монреале, 1987 г. 5. в Риме, 1996 г.

9. К глобальным изменениям в биосфере, сопровождающимся снижением плодородия почвы, относят:

1. осушение болот 2. создание искусственных водохранилищ 3. известкование почвы

4. эрозия и засоление 5. увеличение пестицидного пресса

10. Укажите главные причины катастрофического процесса опустынивания в Африке?

1. интенсивный выпас, распашка, длительные засухи 2. снижение биоразнообразия из-за браконьерства

3. рукотворное изменение ландшафтов (мелиорация) 4. перенаселение (демографический взрыв)

5. последствия испытаний ядерного оружия

11. В последнее столетие увеличение спроса на пресную воду было вызвано:

1. увеличением количества гидросооружений 2. сокращением площадей тропических лесов 3. расширением речного судоходства

4. расширением и интенсификацией поливного земледелия 5. снижением водности рек и истощением родников

12. Сплошные и бесконтрольные рубки леса в таежной зоне могут привести:

1. к развитию эрозии и заболачиванию части вырубки 2. к увеличению пожароопасности лесных массивов

3. к созданию условий для размножения вредителей леса 4. к химическому загрязнению лесных массивов

5. к снижению биоразнообразия лесных фитоценозов

13. Последствиями выпадения кислотных осадков являются:

1. закисление озер и гибель гидробионтов 2. повышение устойчивости лесов к лесным пожарам и болезням 3. эвтрофикация водоемов 4. усиленное развитие планктона в морях 5. эрозия почвы и активизация оползневых процессов 6. мутации насекомых

14. Если собрать весь озон атмосферы в единый слой при давлении 760 мм рт. ст. и температуре 20 градусов Цельсия, его толщина составила бы:

1. 2,5 — 3 мм 2. 2,5 — 3 см 3. 25 — 30 см 4. 2,5 — 3 м 5. 25 — 30 м 6. 2,5 — 3 км

15. Эрозию почвы можно замедлить при помощи:

1. посадки защитных лесополос и распашки поперек склона 2. посадки защитных лесополос и распашки вдоль склона

3. безотвальной вспашки склонов и аэрацией водоемов 4. захоронением отходов на дне морей

5. расширения площадей агрокультурных ландшафтов 6. внесения в почву удобрений и ядохимикатов

16. Какая из перечисленных ниже глобальных экологических проблем изначально была связана с Антарктидой?

1. антропогенное усиление парникового эффекта 2. активизация кислотных выпадений

3. антропогенное опустынивание ландшафтной сферы 4. деградация озоносферы 5. военное разрушение ландшафтной сферы

17. Примерами взрывов численности видов-переселенцев являются:

1. американский клен в Европе 2. домовые мыши в Америке 3. кавказские зубры в Евразии

4. колорадские жуки в Европе 5. кролики в Африке 6. енотовидная собака в Австралии

18. Последствиями снижения концентрации озона в атмосфере могут стать:

1. рост заболеваемости людей раком кожи и глазных болезней

2. усиление частоты наводнений и торнадо

3. развитие врожденных аномалий у детей

4. стимуляция работы иммунной системы человека и животных

5. интенсификация фотосинтеза у растений

6. таяние полярных льдов и активизация вулканов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!