Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей математики, физики, информатики | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «СОШ № 9» ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика»
для обучающихся
9 «А», 9 «Б», 9 «В» классов
(ФГОС)
Учитель:
Квалификационная категория:
- 20021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ООО, основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ №9», на основе примерной программы учебного предмета «Информатика. 7-9 классы», составленной авторами: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.
Программа для 9 класса рассчитана на 35 часов.
Обучение по рабочей программе ориентировано на учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ:
«Информатика. 9 класс. ФГОС. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Учебник»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
В соответствии с учебным графиком школы в 2020-2021 учебном году программа будет реализована в полном объёме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Предметные результаты обучения информатике:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
При изучении в 9 классе тем: «Управление и алгоритмы», «Введение в программирование», «Информационные технологии и общество»
Учащиеся научатся:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Учащиеся получат возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
познакомиться с использованием в программах строковых величин;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Управление и алгоритмы — 12 ч.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Раздел 2. Введение в программирование — 17 ч.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Раздел 3. Информационные технологии и общество — 5 ч.
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел, тема | Кол-во час | Дата | Примеча-ние |
| Управление и алгоритмы | 12 | | |
| Управление и кибернетика. Управление с обратной связью | 1 | | |
| Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель | 1 | | |
| Работа с учебным исполнителем алгоритмов «Стрелочка»: построение линейных алгоритмов. Практическая работа № 1 | 1 | | |
| Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 1 | | |
| Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Практическая работа № 2. | 1 | | |
| Циклические алгоритмы | 1 | | |
| Работа с циклами. Практическая работа № 3. | 1 | | |
| Ветвление и последовательная детализация | 1 | | |
| Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | 1 | | |
| Практическая работа № 4. (продолжение) Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Практическая работа № 4. | 1 | | |
| Зачётное задание по алгоритмизации. | 1 | | |
| Тест по теме «Управление и алгоритмы» | 1 | | |
| Введение в программирование | 17 | | |
| Понятие программирования. Алгоритмы работы с величи́нами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | 1 | | |
| Линейные вычислительные алгоритмы. | 1 | | |
| Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания | 1 | | |
| Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Практическая работа № 5. | 1 | | |
| Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале | 1 | | |
| Программирование диалога с компьютером. Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания. Практическая работа № 6 | 1 | | |
| Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов простых ветвлений. | 1 | | |
| Логические операции на Паскале | 1 | | |
| Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Практическая работа № 7. | 1 | | |
| Программирование циклов. Алгоритм Евклида Разработка программ c использованием цикла с предусловием Практическая работа № 8. | 1 | | |
| Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Практическая работа № 9. Разработка программ обработки одномерных массивов | 1 | | |
| Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. | 1 | | |
| Поиск чисел в массиве Практическая работа № 10 | 1 | | |
| Поиск наибольшего элементов массива. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Практическая работа № 11 | 1 | | |
| Поиск наименьшего элементов массива | 1 | | |
| Сортировка массива | 1 | | |
| Тест по теме «Программное управление работой компьютера». | 1 | | |
| Информационные технологии и общество | 5 | | |
| Предыстория информатики. История ЭВМ. | 1 | | |
| История программного обеспечения и ИКТ. | 1 | | |
| Информационные ресурсы современного общества. | 1 | | |
| Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность. | 1 | | |
| Тест по теме «Информационные технологии и общество» | 1 | | |
| Всего | 1 | | |
Формы аттестации школьников.
Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Промежуточная аттестация:
самостоятельные работы (до 20 минут);
практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опросы (до 10 минут);
электронное диагностическое тестирование (от 20 до 40 минут);
контрольные письменные работы (от 20 до 40 минут);
Итоговая аттестация:
контрольные работы (40 минут);
электронное тестирование ( до 40 минут);
устные зачеты.
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для аттестации:
КИМ составляются на основе кодификатора;
КИМ составляются в соответствие с обобщённым планом; количество заданий в обобщённом плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;
тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА.