№ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания (базовые понятия) | Планируемые результаты | Контролируемые элементы содержания/подготовка к ГИА | НРЭО (мин.) |
предметные | метапредметные | личностные |
Введение |
| | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места | Информатика. Теоретическая информатика. Средства информатизации. Информационные технологии. Социальная информатика | общие представления о структуре предметной области «Информатика», о целях изучения курса информатики | целостные представления о роли информатики и ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества | умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ | 2.1.1 | «Компьютерные профессии в г. Магнитогорск»(20 мин.) |
Математические основы информатики |
| | Общие сведения о системах счисления | Система счисления. Цифра. Алфавит. Позиционная система счисления. Основание. Развернутая форма записи числа. Свернутая форма записи числа | общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи | умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.1.3 | |
| | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | Система счисления. Цифра. Алфавит. Позиционная система счисления. Основание. Развернутая форма записи числа. Свернутая форма записи числа. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами | умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.1.3 | «Численность населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области» (10 мин.) |
| | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | Система счисления. Цифра. Алфавит. Позиционная система счисления. Основание. Развернутая форма записи числа. Свернутая форма записи числа. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления | навыки перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления | умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.1.3 | «Численность населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области» (10 мин.) |
| | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием | умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.1.3 | «Численность населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области» (10 мин.) |
| | Представление целых и вещественных чисел | Ячейка памяти. Разряд. Беззнаковое представление целых чисел Представление целых чисел со знаком. Представление вещественных чисел. Формат с плавающей запятой. Мантисса. Порядок | формирование представлений о структуре памяти компьютера: память — ячейка — бит (разряд) | понимание ограничений на диапазон значений величин при вычислениях | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.1.3, 2.1.3 | «Численность населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области» (10 мин.) |
| | Множества и операции с ними | Множество. Подмножество. Объединение множеств. Пересечение множеств. Дополнение | представление о разделе математики — теории множеств, об основных способах, которыми может быть описано множество, об операциях объединения, пересечения и дополнения множеств | общепредметные навыки обработки информации | понимание сущности и роли фундаментальных основ информатики и ИКТ | 1.3.3 | |
| | Высказывание. Логические операции | Алгебра логики. Высказывание. Логическая переменная. Логическое значение. Логическая операция. Конъюнкция. Дизъюнкция. Отрицание | представления о разделе математики — алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями | навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логически- ми операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.3.3 | «Высказывания о родном крае» (10 мин.) |
| | Построение таблиц истинности для логических выражений | Логическая переменная. Логическое значение. Логическая операция. Конъюнкция. Дизъюнкция. Отрицание. Таблица истинности | представление о таблице истинности для логического выражения | навыки формализации и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.3.3 | |
| | Множества и операции с ними | Логическая переменная. Логическое значение. Логическая операция. Конъюнкция. Дизъюнкция. Отрицание. Таблица истинности. Законы алгебры логики | представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами | навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел) | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.3.3 | |
| | Решение логических задач | Логическое высказывание. Логическое выражение. Логическое значение. Логическая операция. Таблица истинности. Законы алгебры логики | навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами | навыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.3.3 | «Климат Челябинской области» (10 мин.) |
| | Логические элементы | Логический элемент. Конъюнктор. Дизъюнктор. Инвертор. Электронная схема | представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем | умения представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема) | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.3.3 | |
| | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | Система счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логическая операция. Логическое выражение. Таблица истинности. Законы логики. Электронная схема | знание основных понятий темы «Математические основы информатики» | навыки анализа различных объектов; способность видеть инвариантную сущность различных объектов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества | 1.1.3, 2.1.3, 1.3.3 | |
Основы алгоритмизации |
| | Алгоритмы и исполнители | Алгоритм. Свойства алгоритма: дискретность; понятность; определенность; результативность; массовость. Исполнитель. Характеристики исполнителя: круг решаемых задач; среда; режим работы; система команд. Формальное исполнение алгоритма | понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд | понимание смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1 | |
| | Способы записи алгоритмов | Алгоритм. Словесное описание. Построчная запись. Блок-схема. Школьный алгоритмический язык | знание различных способов записи алгоритмов | умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1 | |
| | Объекты алгоритмов | Алгоритм. Величина. Константа. Переменная. Тип. Имя. Присваивание. Выражение. Таблица | представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; знание правил записи выражений на алгоритмическом языке; понимание сущности операции присваивания | понимание сущности понятия «величина»; понимание границ применимости величин того или иного типа | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1, 1.3.5 | |
| | Алгоритмическая конструкция следование | Алгоритм. Следование. Линейный алгоритм. Блок-схема. Таблица значений переменных | представление об алгоритмической конструкции «следование»; умение исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) линейные алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд | умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1, 1.3.2 | |
| | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | Алгоритм. Ветвление. Разветвляющийся алгоритм. Блок-схема. Операции сравнения. Простые условия. Составные условия | представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд | умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1, 1.3.2 | |
| | Сокращенная форма ветвления | 1.3.1, 1.3.2 | |
| | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | Алгоритм. Повторение. Циклический алгоритм (цикл). Тело цикла | представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд | умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1, 1.3.2 | |
| | Цикл с заданным условием окончания работы | Алгоритм. Повторение. Циклический алгоритм (цикл). Тело цикла | представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд | умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1, 1.3.2 | |
| | Цикл с заданным числом повторений | Алгоритм. Повторение. Циклический алгоритм (цикл). Тело цикла | представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд | умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1, 1.3.2 | |
| | Алгоритмы управления | Кибернетика. Управление. Управляемый объект. Управляющий объект. Алгоритм управления. Обратная связь. Программа. Язык программирования | представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи; умение записывать алгоритмы управления формальным исполнителем с помощью понятных ему команд | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1 | «Автоматизированное управление на предприятиях Челябинской области» (40 мин.) |
| | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | Алгоритм. Способы описание алгоритма. Объекты алгоритмов. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм | знание основных понятий темы «Основы алгоритмизации» | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | 1.3.1, 1.3.2, 1.3.5 | |
Начала программирования |
| | Общие сведения о языке программирования Паскаль | Язык программирования. Программа. Алфавит. Служебные слова. Типы данных. Структура программы. Оператор присваивания | знание общих сведений о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы) | умения анализа языка Паскаль как формального языка | представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | 1.1.1 | |
| | Организация ввода и вывода данных | Оператор вывода write. Формат вывода. Оператор ввода read | умение применять операторы ввода/вывода данных | умение записывать простые последовательности действий на формальном языке | представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | 1.3.1 – 1.3.5 | |
| | Программирование линейных алгоритмов | Вещественный тип данных. Целочисленный тип данных. Символьный тип данных. Строковый тип данных. Логический тип данных | первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | 1.3.1 – 1.3.5 | |
| | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | Условный оператор. Неполная форма условного оператора. Составной оператор. Вложенные ветвления | умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «ветвление» | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | 1.3.1 – 1.3.5 | |
| | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 1.3.1 – 1.3.5 | |
| | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | Оператор while. Оператор repeat. Оператор for | умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «цикл» | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | 1.3.1 – 1.3.5 | |
| | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | 1.3.1 – 1.3.5 | |
| | Программирование циклов с заданным числом повторений | 1.3.1 – 1.3.5 | |
| | Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1.3.1 – 1.3.5 | «Составление программы для решения производственной задачи ММК» (15 мин.) |
| | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа | Язык программирования. Программа. Этапы решения задачи на компьютере. Типы данных. Оператор присваивания. Оператор write. Оператор read. Условный оператор. Составной оператор. Операторы цикла | владение начальными умениями программирования на языке Паскаль | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | 1.3.1 – 1.3.5 | |