Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вохтомская основная школа»
РЕКОМЕНДОВАНО Школьным методическим объединением
от «_29_»_августа 2020г, протокол №__1_
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(наименование учебного предмета (курса)
Класс 4
Срок реализации программы 2020 - 2021 учебный год
Составитель программы Кишкина Ирина Николаевна
(ФИО учителя)
пос. Фоминский
(название населённого пункта)
2020
(год разработки)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
•использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
умение строить художественный образ, т.е. выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор (т.е. выбор существенно для своих целей).
Регулятивные универсальные учебные действия
умение учащихся определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции, умение уважать чужое мнение
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Истоки родного искусства (7ч.)
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празнества.
Древние города нашей земли (8 ч.)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.) Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ художник (9 ч.)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (9 ч.)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
3. Тематическое планирование
( кол-во часов в неделю 1, всего часов в год 34 )
№ урока | Тема урока | Примечание (контроль, проекты, практические работы и т.п.) |
| Вводный урок? (1ч.) Каждый народ строит, украшает, изображает. Художественные материалыСтр.6-9 | |
| Истоки родного искусства (7 ч.) Пейзаж родной земли. Изображение пейзажа родной природы.Стр.14-19 | |
| Деревня – деревянный мир. Изображение русской избы.Стр.20-31 | |
| Коллективное панно «Деревня» Стр. 32-33 | |
| Красота человека. Портрет русской красавицы. Стр.35-38 | |
| Изображение крестьянки в народном костюме в полный рост. Стр.39 | |
| Народные праздники. Изображение «Осенней ярмарки».Стр.40-42 | |
| Коллективное панно «народные праздники» Проверочная работа по разделу «Истоки родного искусства» | Проверочная работа |
| Древние города нашей земли (8 ч.) Родной угол. Изображение башни. Стр.46-52 | |
| Макет «Древний город» Стр.53 | |
| Древние соборы. Макет «Древний город» Стр.54-55 | |
| Города Русской земли. Изображение «Древнего города» Стр.56-59 | |
| Древнерусские воины-защитники. Изображение воина княжеской дружины.Стр.60-61 | |
| Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Изображение Древнерусского города Стр. 62-72 | |
| Узорочье теремов. Пир в теремных палатах. Коллективная работа Стр.73-79 | |
| Узорочье теремов. Пир в теремных палатах. Коллективная работа. Проверочная работа по разделу»Древние города нашей земли» Стр.73-79 | Проверочная работа |
| Каждый народ художник (9 ч.) Страна восходящего солнца. Изображение японского сада. Стр. 82-92 | |
| Страна восходящего солнца. Изображение образа японки. Стр.92-93 | |
| Народы гор и степей. Изображение степного пейзажа. Стр.94-103 | |
| Города в пустыне. Изображение древнего среднеазиатского города. Стр.105-111 | |
| Древняя Эллада. Панно «Олимпийские игры в Древней Греции. Стр.94-97 | |
| Древняя Эллада. Панно «Олимпийские игры в Древней Греции. Стр.94-97 | |
| Коллективное панно «Праздники в Древней Греции» Стр.127 | |
| Европейские города Средневековья. Панно «Площадь средневекового города» Стр.128-137 | |
| Многообразие художественных культур в мире. Выставка рисунков. Проверочная работа по разделу «Каждый народ художник» Стр.138-139 | Проверочная работа |
| Искусство объединяет народы (9 ч.) Материнство. Изображение мамы вместе с ребенком. Стр.143-147 | |
| Мудрость старости. Портрет дедушки или бабушки. Стр.148 151 | |
| Изображение героя литературного произведения Стр.151 | |
| Сопереживание. Изображение героя литературного произведения. Стр.152-155 | |
| Промежуточная аттестация | Промежуточная аттестация |
| Герои-защитники. Эскиз памятника народному герою. Стр.156-157 | |
| Юность и надежды. Изображение образа радости детства. Стр.158-159 | |
| Проверочная работа по разделу «Искусство объединяет народы» | Проверочная работа |
| Что узнали? Чему научились? | |