СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по СБО, 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе:

- АООП МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;

- Устава МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО, 5 класс»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- АООП МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;

- Устава МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Цель данной программы: специальное обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.

Задачи:

- программа предполагает развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;

- формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

- формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;

- развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;

- формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы системности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирование новых.

Программа рассчитана на 1 год обучения: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Данный предмет не обеспечен учебниками для обучающихся.

Актированные дни (низкий температурный режим, карантин), больничный лист учителя, курсовая переподготовка, семинары, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (элективные учебные курсы, факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время.

В классе обучается одна ученица. Бурухина Анастасия старательно выполняет задания на уроках, отвечает на вопросы, но требует постоянного контроля со стороны учителя.

2. Содержание учебного предмета

I. Личная гигиена.

  • Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.

  • Уход за волосами (мытье, прическа).

  • Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.

II. Культура поведения.

  • Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.

  • Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой и вопросом.

  • Правила поведения за столом.

III. Транспорт.

  • Виды транспортных средств. Маршруты.

  • Поведение в транспорте и на остановке.

  • Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

IV. Одежда и обувь.

  • Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

  • Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка.

  • Подготовка сезонной обуви к хранению.

V. Семья.

  • Семья, родственные отношения в семье.

  • Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, их дни рождения.

  • Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

  • Обобщающий урок по теме «Семья».

VI. Питание.

  • Значение питания в жизни и деятельности людей.

  • Разнообразие продуктов составляющих рацион питания.

  • Влияние правильного режима питания на здоровье детей.

  • Место приготовления пищи, его оборудование.

  • Приготовление пищи не требующей тепловой обработки (бутерброды, салат).

  • Правила и приемы ухода за посудой.

  • Сервировка стола.

VII. Жилище.

  • Виды жилых помещений в городе и деревне. Виды жилья: собственное, государственное.

  • Варианты квартир и подсобных помещений: по конструкции, по назначению.Виды отопления в городе и селе.

  • Почтовый адрес дома, школы.

VIII. Торговля.

  • Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей.

  • Продуктовые магазины и их отделы.

  • Продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.

  • Виды товаров фасованные, в развес и разлив.

  • Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).

  • Срок годности, стоимость.

  • Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.

  • Экскурсия в продовольственный магазин.

  • Обобщающий урок по теме «Торговля». Тестирование.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной речи, для практического применения знаний, умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за учителем полную и развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи обучающихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых обучающиеся вовлекаются в беседу.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала.

Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Например, умение культурно вести себя из разделов «Культура поведения» и «Транспорт» повторяется и закрепляется при изучении тем «Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании», «Правила поведения за столом», «Поведение в транспорте и на остановке» и других.

Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по теме «Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине», экскурсиях при изучении раздела «Транспорт» целесообразно вспомнить правила культуры поведения. Повторение учебного материала должно быть элементом каждого занятия. Ситуации следует обыгрывать с детьми в классе с целью закрепления полученной информации, формирования у них разнообразных умений и навыков.

Программа предполагает, что при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.

В конце учебного курса обучающиеся

должны знать:

- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;

- правила поведения при встрече и расставании;

- формы обращения с просьбой, вопросом;

- правила поведения за столом;

- основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;

- наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

- виды одежды, обуви и их значение;

- родственные отношения в семье;

- значение питания;

- правила безопасной работы с режущими инструментами;

- правила организации рабочего места школьника;

- виды магазинов;

- правила поведения в магазине и покупки товара.

должны уметь:

- совершать вечерний туалет в определенной последовательности;

- стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;

- беречь зрение;

- корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли;

- следить за своей походкой, жестикуляцией;

- правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- соблюдать правила ДД;

- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения;

- выполнять правила поведения в семье;

- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

- писать адрес на почтовых открытках, на почтовом конверте, переводе, телеграмме.




































5. Календарно-тематический план


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

план

Дата факт

I четверть

  1. Личная гигиена. (3 ч.)

1

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.

1

1.09.


2

Уход за волосами (мытье, прическа).

1

8.09.


3

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.

1

15.09.-


  1. Культура поведения. (3 ч.)

4

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.

1

22.09.


5

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой и вопросом.

1

29.09.


6

Правила поведения за столом.

1

6.10.


  1. Транспорт. (3 ч.)

7

Виды транспортных средств. Маршруты.

1

13.10..


8

Поведение в транспорте и на остановке.

1

20.10.


9

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

1

27.10.


II четверть

  1. Одежда и обувь. (3 ч.)

10

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

1

10.11.


11

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка.

1

17.11.


12

Подготовка сезонной обуви к хранению.

1

24.11.


  1. Семья. (4 ч.)

13

Семья, родственные отношения в семье.

1

1.12..


14

Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, их дни рождения.

1

8.12.


15

Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

1

15.12.


16

Обобщающий урок по теме «Семья».

1

22.12.


III четверть

  1. Питание. (7 ч.)

17

Значение питания в жизни и деятельности людей.

1

29.12.


18

Разнообразие продуктов составляющих рацион питания.

1

19.01.


19

Влияние правильного режима питания на здоровье детей.

1

26.01.


20

Место приготовления пищи, его оборудование.

1

2.02.


21

Приготовление пищи не требующей тепловой обработки (бутерброды, салат).

1

9.02.


22

Правила и приемы ухода за посудой.

1

16.02.


23

Сервировка стола.

1

2.03.


  1. Жилище. (3 ч.)

24

Виды жилых помещений в городе и деревне. Виды жилья: собственное, государственное.

1

9.03.


25

Варианты квартир и подсобных помещений: по конструкции, по назначению.Виды отопления в городе и селе.

1

16.03.


26

Почтовый адрес дома, школы.

1

23.03.




IV четверть

  1. Торговля. (9 ч.)

27

Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей.

1

6.04.


28

Продуктовые магазины и их отделы.

1

13.04.


29

Продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.

1

20.04.


30

Виды товаров фасованные, в развес и разлив.

1

27.04.


31

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).

1

4.05.


32

Срок годности, стоимость.

1

11.05.


33

Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.

1

18.05.


34

Экскурсия в продовольственный магазин.

1

25.05.




6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!