СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом включенной в ее структуру примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С. В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса»

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса


Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом включенной в ее структуру примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С. В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.

В состав УМК входит учебник «Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса» (И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С. В.Русаков, Л.В.Шестакова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013), который соответствует ФК ГОС, включён в Федеральный перечень учебников, входит в список учебников и учебных пособий, используемых при реализации основных общеобразовательных программ в учебном году.

По учебном плану на изучение информатики и ИКТ в 8 классе отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 8-х классов составляет 35 недель. На изучение информатики и ИКТ отведено 35 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ»

В результате изучения предмета «Информатика и ИКТ» обучающийся 8 класса должен овладеть ИКТ-компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, таблицы (в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» (8 класс)


  1. Введение в предмет - 1 час.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8-9 классах.

  1. Человек и информация - 4 час.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

  1. Первое знакомство с компьютером - 6 час.

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компью­тера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подклю­чений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копи­рование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

  1. Текстовая информация и компьютер - 9 час.

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с табли­цами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

  1. Графическая информация и компьютер - 5 час.

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием ос­новных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

  1. Технология мультимедиа - 6 час.

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации зву­ка. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, со­держащей графические изображения, анимацию, звук, текст. Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.


Настоящей программой предполагается проведение как непродолжительных практических работ (20 – 25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приёмов, так и практикумов – интегрированныхпрактических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебника «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8класса» Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. Учебник разделён на две части. Первая часть обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Учитывая высокий уровень мотивации некоторых обучающихся 8-х классов предполагается рассматривать материал второй части учебника, - материалов, ориентированных на углубленноеизучение курса информатики. На уроках используется задачник «Информатика. Задачник-практикум,ч. 1 и 2» под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Большое число разнообразных заданий позволяет варьировать содержание работ по времени и уровню сложности.

Цель индивидуализации обучения: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося и его потенциальных способностей; предупреждение неуспеваемости обучающегося. Учитывая разные уровни мотивации обучающихся восьмых классов, предполагается:

  • с обучающимися, имеющими высокий уровень мотивации, рассматривать дополнительный материал, расширяющий содержание базового курса, используя субъектный опыт обучающегося;

  • с обучающимися, имеющими средний уровень мотивации, рассматривать дополнительный материал, используя вариативность заданий;

  • с обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации, отрабатывать способы деятельности, позволяющие добиваться знаний базового курса.

Для индивидуализации учебного процесса используются технологии проблемного и интерактивного обучения, тестовые технологии контроля знаний, ИКТ технологии.

Для реализации задач курса разработано:

  • раздаточные материалы для проведения практических и контрольных работ (с дополнительными заданиями для обучающихся с более высоким уровнем мотивации);

  • тестовые задания на основе КИМов демонстрационных вариантов государственной итоговой аттестации;

  • обучающие и консультативные карточки для проведения индивидуальных занятий для учащихся с ослабленным здоровьем.

Основой работы на уроке являются проблемные ситуации и связанные с ними задания, которые стимулируют активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.




















Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата

Основные вопросы содержания

по плану

по факту

Название раздела/количество часов на изучение

1. Введение в предмет / 1ч

Правила по технике безопасности и поведения в кабинете информатики. Вводный инструктаж. Введение в предмет



Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация, информатика, правила по технике безопасности в кабинете. Соблюдать правила по технике безопасности в кабинете

2. Человек и информация / 4ч

Первичный инструктаж по технике безопасности и поведения в кабинете информатики. Информация и знания



Классификация знаний. Восприятие и представление информации Примеры информации, органы чувств человека, формы представления информации

Информационные процессы



Основные информационные процессы. Примеры информационных процессов. Практическая работа: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования

Измерение информации



Алфавит. Мощность алфавита. Как определяется единица измерения информации - бит. Способ измерения информации, единицы измерения, информации. Количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах)

Контрольная работа №1 по теме: «Человек и информация»



Контрольная работа

3. Первое знакомство с компьютером / 6ч

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память



Сведения об устройстве компьютера. Процесс обмена информацией между устройствами ПК. Данные. Программа. Внутренняя и внешняя память. Структура внутренней памяти компьютера. Носители и устройства внешней памяти

Как устроен персональный компьютер (ПК)



Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК

Основные характеристики персонального компьютера



Микропроцессор (тактовая частота, разрядность). Внутренняя (оперативная) память. Характеристики устройств внешней памяти. Практическая работа: включать, выключать ЭВМ, пользоваться клавиатурой, характеристики ПК

Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Программное обеспечение компьютера



Определение программного обеспечения компьютера. Типы программного обеспечения. Состав прикладного программного обеспечения. Определение операционной системы. Интерактивный режим. Система программирования. Основные функции операционной системы. Практическая работа: работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ

О файлах и файловых структурах



Файл, каталог, меню. Полное имя файла. Дружественный пользовательский интерфейс. сменные диски с файлами. Практическая работа: работа с файловой системой ОС; поиск файлов на диске

Контрольная работа №2 по теме: «Первое знакомство с компьютером»



Контрольная работа. Как устроен персональный компьютер (ПК).

Основные характеристики персонального компьютера. Программное обеспечение компьютера

4. Текстовая информация и компьютер / 9 ч

Тексты в компьютерной памяти



Способы представления символьной информации в памяти ПК (таблицы кодировки, текстовые файлы). Определение гипертекста

Кодирование информации

Текстовые редакторы



Определение текстового редактора, текстового процессора, компоненты среды текстового редактора. Структурные единицы текста. Рабочее поле текстового редактора. Практическая работа: набирать и редактировать текст

Работа с текстовым редактором



Основные режимы работы текстовых редакторов (редактирование, форматирование текста); работа с фрагментом текста. Практическая работа: выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором

Работа с текстовым редактором



Основные режимы работы текстовых редакторов (редактирование, форматирование текста); работа с фрагментом текста. Основные допустимые с текстовым редактором операции над текстом. Практическая работа: выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором (работа с окнами, поиск и замена фрагмента, автоматическая проверка правописания, файловые операции)

Дополнительные возможности текстовых процессоров



Практическая работа: таблицы в текстовом документе

Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Дополнительные возможности текстовых процессоров



Практическая работа: формулы в текстовом документе

Дополнительные возможности текстовых процессоров



Графические объекты в текстовом документе. Практическая работа: формулы и графические объекты в текстовом документе

Системы перевода и распознавания текстов



Контрольная работа. Программы – переводчики, распознавание текста

Контрольная работа №3 по теме: «Текстовая информация и компьютер»



Определение гипертекста; кодирование текста. Текстовый редактор.

Компоненты среды текстового редактора. Редактирование, форматирование текста

5. Графическая информация и компьютер / 5ч

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики



Определение компьютерной графики. История компьютерной графики.

Способы представления изображений в памяти ЭВМ. Понятие о пикселе, кодировке цвета, видеопамяти

Как кодируется изображение



Понятие о кодировке цвета. Несложные изображения вз графических редакторов. Практическая работа: создание изображения в среде ГР растрового типа с использования основных инструментов

Растровая и векторная графика



Несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. Практическая работа: знакомство с работой в среде редактора векторного типа

Работа с графическим редактором растрового типа



Построение несложных изображений с помощью одного из графических редакторов. Практическая работа: создание изображения в среде ГР растрового типа с использования основных инструментов и приемов манипулированием рисунка

Контрольная работа №4 по теме: «Графическая информация и компьютер»



Контрольная работа. Определение компьютерной графики. Понятие о пикселе, кодировке цвета, видеопамяти. Способы представления изображений в памяти ЭВМ

6. Технология мультимедиа / 6ч

Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Аналоговый и цифровой звук



Определение мультимедиа. Области использования мультимедиа. Представление компьютера в памяти компьютера, понятие о дискретизации звука. История звукозаписывающей техники. ЦАП, АПЦ

Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации




Практическая работа: Устройства хранения мультимедийной информации. Определение презентации. Виды презентации. Этапы создания презентации

Компьютерные презентации



Презентация в среде типовой программы, совмещающей изображения, анимацию, звук, текст. Практическая работа: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст

Компьютерные презентации



Практическая работа: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст

Компьютерные презентации



Практическая работа: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст

Контрольная работа № 5 по теме: «Технология мультимедиа»



Контрольная работа. Определение мультимедиа. Области использования мультимедиа. Представление компьютера в памяти компьютера, понятие о дискретизации звука. История звукозаписывающей техники. ЦАП, АПЦ. Устройства хранения мультимедийной информации. Определение презентации. Виды презентации. Этапы создания презентации

7. Повторение / 4ч

Измерение информации



Повторение. Алфавит. Мощность алфавита. Как определяется единица измерения информации - бит. Способы измерения информации, единицы измерения, информации. Как пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах)

Программное обеспечение компьютера. Технологии работы с текстовой



Повторение. Определение программного обеспечения компьютера. Типы программного обеспечения. Состав прикладного программного обеспечения. Определение операционной системы. Интерактивный режим. Система программирования. Основные функции операционной системы. Тест

Итоговая контрольная работа



Повторение. Основные понятия главы 3 Тест

Технологии работы с графической информацией. Технология мультимедиа



Повторение. Основные понятия главы 4,5











Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Название программы, автор (при наличии)

Учебники

Дополнительная литература

учителя и учащихся

Наличие рабочей тетради (да или нет)

Автор (Ф.И.О.)


Название

Название издательства, год издания


1) Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ


2) Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), И.Г.Семакин,

Л.А.Залогова, С. В.Русаков, Л.В.Шестакова

И.Г.Семакин,

Л.А.Залогова,

С. В.Русаков, Л.В.Шестакова

Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса

М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний,

2013


1) И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,

Я М. Плаксин и др.

«Задачник практикум» том 1,2.


2) И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина «Преподавание базового курса информатики в средней школе»


3) А. Х. Шелепаева

«Поурочные разработки по информатике»


нет


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер (ОС Windows 7)

12 ед.


Проектор EPSON

1 ед.


Доска интерактивная SMART Board

1 ед.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!