Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом включенной в ее структуру примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С. В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.
В состав УМК входит учебник «Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса» (И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С. В.Русаков, Л.В.Шестакова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013), который соответствует ФК ГОС, включён в Федеральный перечень учебников, входит в список учебников и учебных пособий, используемых при реализации основных общеобразовательных программ в учебном году.
По учебном плану на изучение информатики и ИКТ в 8 классе отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 8-х классов составляет 35 недель. На изучение информатики и ИКТ отведено 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ»
В результате изучения предмета «Информатика и ИКТ» обучающийся 8 класса должен овладеть ИКТ-компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, таблицы (в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» (8 класс)
Введение в предмет - 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8-9 классах.
Человек и информация - 4 час.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Первое знакомство с компьютером - 6 час.
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер - 9 час.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Графическая информация и компьютер - 5 час.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Технология мультимедиа - 6 час.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
Настоящей программой предполагается проведение как непродолжительных практических работ (20 – 25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приёмов, так и практикумов – интегрированныхпрактических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебника «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8класса» Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. Учебник разделён на две части. Первая часть обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Учитывая высокий уровень мотивации некоторых обучающихся 8-х классов предполагается рассматривать материал второй части учебника, - материалов, ориентированных на углубленноеизучение курса информатики. На уроках используется задачник «Информатика. Задачник-практикум,ч. 1 и 2» под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Большое число разнообразных заданий позволяет варьировать содержание работ по времени и уровню сложности.
Цель индивидуализации обучения: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося и его потенциальных способностей; предупреждение неуспеваемости обучающегося. Учитывая разные уровни мотивации обучающихся восьмых классов, предполагается:
с обучающимися, имеющими высокий уровень мотивации, рассматривать дополнительный материал, расширяющий содержание базового курса, используя субъектный опыт обучающегося;
с обучающимися, имеющими средний уровень мотивации, рассматривать дополнительный материал, используя вариативность заданий;
с обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации, отрабатывать способы деятельности, позволяющие добиваться знаний базового курса.
Для индивидуализации учебного процесса используются технологии проблемного и интерактивного обучения, тестовые технологии контроля знаний, ИКТ технологии.
Для реализации задач курса разработано:
раздаточные материалы для проведения практических и контрольных работ (с дополнительными заданиями для обучающихся с более высоким уровнем мотивации);
тестовые задания на основе КИМов демонстрационных вариантов государственной итоговой аттестации;
обучающие и консультативные карточки для проведения индивидуальных занятий для учащихся с ослабленным здоровьем.
Основой работы на уроке являются проблемные ситуации и связанные с ними задания, которые стимулируют активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Основные вопросы содержания |
по плану | по факту |
Название раздела/количество часов на изучение |
1. Введение в предмет / 1ч |
-
| Правила по технике безопасности и поведения в кабинете информатики. Вводный инструктаж. Введение в предмет | | | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация, информатика, правила по технике безопасности в кабинете. Соблюдать правила по технике безопасности в кабинете |
2. Человек и информация / 4ч |
-
| Первичный инструктаж по технике безопасности и поведения в кабинете информатики. Информация и знания | | | Классификация знаний. Восприятие и представление информации Примеры информации, органы чувств человека, формы представления информации |
-
| Информационные процессы | | | Основные информационные процессы. Примеры информационных процессов. Практическая работа: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования |
-
| Измерение информации | | | Алфавит. Мощность алфавита. Как определяется единица измерения информации - бит. Способ измерения информации, единицы измерения, информации. Количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах) |
-
| Контрольная работа №1 по теме: «Человек и информация» | | | Контрольная работа |
3. Первое знакомство с компьютером / 6ч |
-
| Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память | | | Сведения об устройстве компьютера. Процесс обмена информацией между устройствами ПК. Данные. Программа. Внутренняя и внешняя память. Структура внутренней памяти компьютера. Носители и устройства внешней памяти |
-
| Как устроен персональный компьютер (ПК) | | | Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК |
-
| Основные характеристики персонального компьютера | | | Микропроцессор (тактовая частота, разрядность). Внутренняя (оперативная) память. Характеристики устройств внешней памяти. Практическая работа: включать, выключать ЭВМ, пользоваться клавиатурой, характеристики ПК |
-
| Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Программное обеспечение компьютера | | | Определение программного обеспечения компьютера. Типы программного обеспечения. Состав прикладного программного обеспечения. Определение операционной системы. Интерактивный режим. Система программирования. Основные функции операционной системы. Практическая работа: работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ |
-
| О файлах и файловых структурах | | | Файл, каталог, меню. Полное имя файла. Дружественный пользовательский интерфейс. сменные диски с файлами. Практическая работа: работа с файловой системой ОС; поиск файлов на диске |
-
| Контрольная работа №2 по теме: «Первое знакомство с компьютером» | | | Контрольная работа. Как устроен персональный компьютер (ПК). Основные характеристики персонального компьютера. Программное обеспечение компьютера |
4. Текстовая информация и компьютер / 9 ч |
-
| Тексты в компьютерной памяти | | | Способы представления символьной информации в памяти ПК (таблицы кодировки, текстовые файлы). Определение гипертекста Кодирование информации |
-
| Текстовые редакторы | | | Определение текстового редактора, текстового процессора, компоненты среды текстового редактора. Структурные единицы текста. Рабочее поле текстового редактора. Практическая работа: набирать и редактировать текст |
-
| Работа с текстовым редактором | | | Основные режимы работы текстовых редакторов (редактирование, форматирование текста); работа с фрагментом текста. Практическая работа: выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором |
-
| Работа с текстовым редактором | | | Основные режимы работы текстовых редакторов (редактирование, форматирование текста); работа с фрагментом текста. Основные допустимые с текстовым редактором операции над текстом. Практическая работа: выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором (работа с окнами, поиск и замена фрагмента, автоматическая проверка правописания, файловые операции) |
-
| Дополнительные возможности текстовых процессоров | | | Практическая работа: таблицы в текстовом документе |
-
| Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Дополнительные возможности текстовых процессоров | | | Практическая работа: формулы в текстовом документе |
-
| Дополнительные возможности текстовых процессоров | | | Графические объекты в текстовом документе. Практическая работа: формулы и графические объекты в текстовом документе |
-
| Системы перевода и распознавания текстов | | | Контрольная работа. Программы – переводчики, распознавание текста |
-
| Контрольная работа №3 по теме: «Текстовая информация и компьютер» | | | Определение гипертекста; кодирование текста. Текстовый редактор. Компоненты среды текстового редактора. Редактирование, форматирование текста |
5. Графическая информация и компьютер / 5ч |
-
| Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики | | | Определение компьютерной графики. История компьютерной графики. Способы представления изображений в памяти ЭВМ. Понятие о пикселе, кодировке цвета, видеопамяти |
-
| Как кодируется изображение | | | Понятие о кодировке цвета. Несложные изображения вз графических редакторов. Практическая работа: создание изображения в среде ГР растрового типа с использования основных инструментов |
-
| Растровая и векторная графика | | | Несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. Практическая работа: знакомство с работой в среде редактора векторного типа |
-
| Работа с графическим редактором растрового типа | | | Построение несложных изображений с помощью одного из графических редакторов. Практическая работа: создание изображения в среде ГР растрового типа с использования основных инструментов и приемов манипулированием рисунка |
-
| Контрольная работа №4 по теме: «Графическая информация и компьютер» | | | Контрольная работа. Определение компьютерной графики. Понятие о пикселе, кодировке цвета, видеопамяти. Способы представления изображений в памяти ЭВМ |
6. Технология мультимедиа / 6ч |
-
| Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Аналоговый и цифровой звук | | | Определение мультимедиа. Области использования мультимедиа. Представление компьютера в памяти компьютера, понятие о дискретизации звука. История звукозаписывающей техники. ЦАП, АПЦ |
-
| Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации | | | Практическая работа: Устройства хранения мультимедийной информации. Определение презентации. Виды презентации. Этапы создания презентации |
-
| Компьютерные презентации | | | Презентация в среде типовой программы, совмещающей изображения, анимацию, звук, текст. Практическая работа: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст |
-
| Компьютерные презентации | | | Практическая работа: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст |
-
| Компьютерные презентации | | | Практическая работа: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст |
-
| Контрольная работа № 5 по теме: «Технология мультимедиа» | | | Контрольная работа. Определение мультимедиа. Области использования мультимедиа. Представление компьютера в памяти компьютера, понятие о дискретизации звука. История звукозаписывающей техники. ЦАП, АПЦ. Устройства хранения мультимедийной информации. Определение презентации. Виды презентации. Этапы создания презентации |
7. Повторение / 4ч |
-
| Измерение информации | | | Повторение. Алфавит. Мощность алфавита. Как определяется единица измерения информации - бит. Способы измерения информации, единицы измерения, информации. Как пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах) |
-
| Программное обеспечение компьютера. Технологии работы с текстовой | | | Повторение. Определение программного обеспечения компьютера. Типы программного обеспечения. Состав прикладного программного обеспечения. Определение операционной системы. Интерактивный режим. Система программирования. Основные функции операционной системы. Тест |
-
| Итоговая контрольная работа | | | Повторение. Основные понятия главы 3 Тест |
-
| Технологии работы с графической информацией. Технология мультимедиа | | | Повторение. Основные понятия главы 4,5 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Название программы, автор (при наличии) | Учебники | Дополнительная литература учителя и учащихся | Наличие рабочей тетради (да или нет) |
Автор (Ф.И.О.) | Название | Название издательства, год издания |
1) Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ 2) Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С. В.Русаков, Л.В.Шестакова | И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С. В.Русаков, Л.В.Шестакова | Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 | 1) И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, Я М. Плаксин и др. «Задачник практикум» том 1,2. 2) И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина «Преподавание базового курса информатики в средней школе» 3) А. Х. Шелепаева «Поурочные разработки по информатике» | нет |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Компьютер (ОС Windows 7) | 12 ед. | |
Проектор EPSON | 1 ед. | |
Доска интерактивная SMART Board | 1 ед. | |
3