Министерство образования и науки РФ
Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»
Рассмотрено» «Согласовано»
на заседании МО учителей зам. директора по УВР
предметников протокол № 1 _________________________Зубрилова Е.В.
от «______» августа 2022 года «_____» августа 2022 года
«Утверждено» «Введено в действие»
на заседании МС приказом № ____
ОКОУ «Курская школа «Ступени» от «____» августа 2022 года
протокол № 1 Директор ОКОУ «Курская школа
«_______» августа 2022года «Ступени» ____________ Фатеева О.А.
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа
учебного курса «Социально-бытовая ориентация»
для обучающихся с ОВЗ 8 классов
на 2021- 2022 учебный год
Составитель:
учитель
Журкина А.Н
Курск, 2021
Программа по социально- бытовой ориентировки
8 А. 8 В класс.
Пояснительная записка к программе курса СБО
Цель: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями ,подготовка их к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-технического прогресса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе.
Задачи:
- формирование у учащихся коррекционной школы знания и умения, способствующих социальной адаптации;
- Формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьников и условие их социально-психологической адаптации;
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью;
- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- воспитание позитивных качеств личности.
Программа по СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
На уроках учитывается дифференциация обучающихся.
I группа. Обучающиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.
III группа. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.
Срок реализации программы 2022-2023 учебный год.
Общая характеристика предмета « Социально-бытовой ориентировки».
Специальные коррекционные занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
На практических занятиях обучающиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми.
Курс изучается с 5 по 11 классы.
Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования.
, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, родителей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.
Освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ.
Аудиторные формы организации занятий:
Лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;
лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития ребенка с ОВЗ типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).
Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.
Предмет не оценивается с помощью оценок.
Межпредметные связи:
-
СБО- русский язык ( закрепление навыков письма при выполнении письменных работ;
-
СБО - математика а ( математический расчет по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылке денежных переводов);
-
СБО- география ( знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий;
-
СБО- биология ( знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления)
-
СБО- трудовое обучение ( выполнение практических заданий по уходу за одеждой).
Место учебного предмета:
-
класс ( 2 часа в неделю). 35 недель. 70 уроков.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса:
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагает формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности , в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т к они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности ( эффективности)изучения содержания любой предметной области;
Реализация преемственнности обучения на всех ступенях образования;
Формирование готовности обучающегося с интеллектуальными нарушениями к дальнейшей трудовой деятельности;
Обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями :
-
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию роли ученика, понимании им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации
-
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступить в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процесс обучения
-
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
-
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Личностные учебные действия- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями как члена семьи, одноклассника, друга. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию6 ценностный, социально- ориентированный взгляд на мир и единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия вступать в контакт ( учитель- ученик)
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
Обращаться за помощью и принимать помощь;
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях;
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану;
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свои действия с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
Устанавливать видо-родовые отношения предметов;
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
Пользоваться знаками, символами, предметами- заменителями;
Читать, писать, выполнять арифметические действия;
Наблюдать, под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Содержание учебного предмета:
1. Введение – 2 ч.
2. Личная гигиена – 4 ч.
3. Одежда и обувь – 4 ч.
4. Семья – 4 ч.
5. Транспорт – 6 ч.
6. Торговля – 4 ч.
7. Питание – 14 ч.
8. Культура поведение – 8 ч
9. Жилище – 4 ч.
10. Медицинская помощь-6 ч..
11. Средства связи- 4 часа.
12. Учреждения и организации-6 ч.
13. Экономика домашнего хозяйства- 4 часа.
-
«Введение» : Краткое повторение . Что такое предмет СБО. Правила поведения. Повторение правила дорожного движения. Санитарно-гигиенические требования на занятиях, правила техники безопасности.- 2 часа.
-
« Личная гигиена»: Значение косметики для юноши девушки. Особенности ухода за кожей лица . Крема. .Губительное влияние алкоголя , курения и наркотиков на организм .Практические работы..- 4 часов.
-
« Одежда и обувь» : Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей. Правила и приемы глажения блузок, рубашек. Химчистка- знакомство с предприятиями. Практические занятия- уход за одеждой и обувью. Чистка одежды. Глаженье.- 4 часа.
-
« Питание»: Виды теста. Приготовление изделий из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов. Составление меню завтрака, обеда, ужина. Практические работы: засолка малосольных огурцов.. Приготовление: оладьи.. Приготовление : блины.. Хворост....- 14 часов.
-
« Культура поведения» : Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.. Свидание молодых людей.. Поведение .. – 8 часов.
-
« Жилище»: Регулярная и сезонная уборка помещения. Уборка кухни, ванны, санузла. Санитарная обработка Моющие средства, используемые при уборки.- 4 ч.
-
« Транспорт»: междугородний автомобильный транспорт. Автовокзалы, их назначение и основные службы. . Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения билетов. Значение автомобильного транспорта. Порядок сдачи билета и получения его. Правила безопасности на дорогах..- 6 часов.
-
« Семья».: Грудной ребенок в семье. Правила содержания в чистоте детских игрушек, постели, посуды.
Помощь старших детей в воспитании младших..- 4 часа..
-
« Торговля» :Рынки. Виды рынков. Их назначение. Различие рынка магазина. . Возврат или обмен товара .-4 ч.
-
« Медицинская помощь»: Первая помощь при несчастных случаях Первая помощь утопающему.. Меры по предупреждению несчастных случаев..- 6 часов..
-
« Средства связи»- Виды телефонной связи. Правила пользования квартирным телефоном. Оплата. Культура разговора по телефону. Получение справок по телефону. Виды специализированных служб помощи населению ( 01,02, 03, 04) .. – 4 часа
-
« Учреждения и организации » : Департамент. Муниципалитет. Префектура. Полиция. Их назначение.- 6 ч.
-
« Экономика домашнего хозяйства»: Бюджет семьи. Виды источника доходов. Основные статьи расходов. Сбережения. Значения и способы экономии расходов. Виды хранения сбережений. Вклады.»- 4 часа.
Практические работы.
Выполнение ухода за своим телом.. Плетение косичек для девочек. Уход за кожей лица с помощью лосьона.. Приготовление малосольных огурцов. Приготовление блинов. Хвороста. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину., чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе; чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Глажение блузок, рубашек.. Ручная стирка. Наложение заплат.. Ролевые игры- знакомство юноши девушки. Свидание. Изготовление подарка своими руками ( рисунок, поделка). Наложение повязки.Экскурсии на почту. В магазины. На автовокзал вокзал.. В аптеку. На КОНТИ. На хлебозавод.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№п/п | Тема урока | Коли чество часов | Тип урока | Коммуникативная деятельность (словарь, р.р.) | | Для сниж. уровня | Методы, формы и приемы работы | Оборудова ние | Д/з |
Элементы содержания урока | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Вводное занятие. Повторение правил ДД. Приёмы ухода за кожей. Пр.р.№1 «Определение типа кожи» | 1 | Комбинированный | Косметика лосьон | Правила ухода за кожей, приёмы нанесения косметичес- ких средств | Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног | | Ответы на вопросы | Средства по уходу за кожей лица | |
2 | Средства и способы укрепления здоровья | 1 | | Средства способы | Средства и способы сбережения здоровья | Беречь своё здоровье | | Фронтальный опрос | Спортивные снаряды (интеграция с уроком ф-ры) | |
3 | Пр.р. №2 «Культура общения юноши и девушки» | 1 | Практическая работа | Обществен-ное место | Правила поведения при знакомстве в обществен-ных местах | Культурно и вежливо вести себя в обществен-ных местах | | Контроль действий учащихся | Дидакт. игра «Встреча молодых людей», карточки с проблемными ситуациями | |
4 | Внешний вид. Пр.р. №3 «Внешний вид в турпоходе, в школе, на танцах» | 1 | Практическая работа | Внешность | Требования к внешнему виду молодых людей | Выбирать одежду, украшения, причёску, учитывая свой возраст | | Контроль качества знаний | Журналы мод | |
5 | Выбор одежды. Пр.р. №4 «Работа с образцами» | 1 | Практическая работа | Повседнев-ный, моделирова- ние | | Выбирать одежду по | | | | |
6 | С/и «Встреча молодых людей» | 2 | Комби нированный | Повседнев-ный, моделирова- ние | Требования к внешнему виду молодых людей | Выбирать одежду, украшения, причёску, учитывая свой возраст | | Ответы на вопросы. Тестирование | Тесты, пособия для игры | |
7 | Грудной ребёнок в семье | 1 | комбинированный | Пеленальный столик | Правила ухода за грудным ребёнком | Ухаживать за грудным ребёнком- пеленать, кормить, купать | | Текущий контроль | Памятка Фотографии по теме | |
8 | Периодичность кормления ребёнка | 1 | комбинированный | Периодично-сть | Правила и периодичность кормления ребёнка из соски и с ложечки | Кормить куклу из соски и с ложечки | | Фронтальный контроль | Посуда для кормления | |
9 | Правила купания ребёнка. Пр.р. №4 «Купание куклы» | 1 | комбинированный | Водный термометр | Правила купания малышей | Купать куклу | | Текущий контроль | Предметы для купания | |
10 | Пр.р. №5 «Одевание и пеленание куклы» | 1 | Практическая работа | Пеленать | Правила и последова-тельность одевания и пеленания грудного ребёнка | Пеленать куклу | | Опрос. Контроль действий обучающихся | Кукла, пеленки, памперсы | |
11 | Пр.р. №6 «Уход за ребёнком» | 1 | Урок систематизации знаний | Купание, одевание, пеленание | Правила купания, последова-тельность одевания, пеленания грудного ребёнка | Ухаживать за ребёнком | | Итоговый контроль знаний и действий обучающихся | Кукла, предметы для ухода за ребёнком | |
12 | Правила содержания детской посуды, игрушек | 1 | комбинированный | Ежедневный безупречный | Санитарно-гигенические требования к содержанию детской посуды, игрушек | Содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки | | Фронтальный опрос. Перфокарты | Детская посуда, игрушки. Перфокарты | |
13 | Шерстяные и синтетические ткани. | 2 | Введение новых знаний | Шерсть Синтетика | Правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетичес-ких тканей | Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетичес-ких тканей | | Ответы на вопросы. | Образцы тканей. Загадки о тканях | |
14 | Стиральные порошки | 1 | комбинированный | Стиральный порошок | Правила безопасности в использова нии стирального порошка | | | Текущий контроль | Образцы современных видов средств для стирки | |
15 | Стирка в домашних условиях. Пр.р. №7 «Особенности ухода за одеждой» | 1 | Практическая работа | Бережная стирка | Правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетичес-ких тканей | Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетичес-ких тканей | | Контроль действий обучающихся | Предметы для стирки | |
16 | Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей | 2 | Практическая работа | Блузка | Правила и последова-тельность стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетичес-ких тканей | Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетичес-ких тканей | | Контроль знаний и действий обучающихся | Тесты, перфокарты | |
| За четверть: | | | | | | | | | |
17 | Утюжка рубашек, блузок | 2 | Введение новых знаний | Ярлык, утюжка | Правила и последова-тельность глажения изделий | Гладить блузки, рубашки, платья | | Ответы на вопросы | Памятка Утюг Доска | |
18 | Экскурсия №1 в химчистку «Знакомство с предприятием» | 2 | экскурсия | Химчистка прейскурант | Назначение химчистки, виды оказываемых услуг химчисткой, правила сдачи вещей в химчистку | | | Контроль поведения обучающихся на экскурсии | Инструктаж по ТБ во время экскурсии | |
19 | Моющие средства для уборки | 1 | комбинированный | санузел | Моющие средства, используе-мые при уборке кухни, санузла | | | Ответы на вопросы | Современные моющие средства: порошки, пасты, гели, жидкости | |
20 | Уборка кухни, санузла | 1 | Практическая работа | Периодич-ность | Правила и периодично сть уборки кухни, санузла, ванны | Мыть кафельные стены, чистить раковины | | Ответы на вопросы | Упаковка моющих средств | |
21 | Печатные инструкции к моющим средствам | 1 | Введение новых знаний | Инструкция | | Пользоваться печатными инструкция-ми к моющим средствам, используемыми при уборке кухни, санузла, ванны | | Ответы на вопросы | Упаковка моющих средств | |
22 | Пр.р. №8 «Мытьё кафельных стен» | 1 | Практическая работа | Кафель | Моющие средства, используе-мые при уборке кухни, правила ТБ при уборке кухни и санузла | Мыть кафельные стены, чистить раковины | | Итоговый опрос. Контроль действий обучающихся | Моющие средства и предметы для чистки и уборки | |
23 | Первая помощь при ожогах | 2 | комбинированный | Ожог несчастный | Правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях | Оказать первую помощь при ожоге | | Фронтальный опрос | Таблица «Ожоги» Средства для обработки ожогов | |
24 | Первая помощь при обмораживании. Пр.р. №9 «Оказание помощи при обморожении» | 2 | комбинированный | обморожение | Правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях: при обмороже-нии разной степени | Оказать первую помощь при обмороже-нии | | Фронтальный опрос Контроль действий обучающихся | | |
25 | Первая помощь при отравлении. Пр.р. №10 «Действия при отравлении» | 2 | комбинированный | Отравление | Правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях: промывание желудка при отравлении | Оказать первую помощь при отравлении | | Фронтальный опрос. Контроль действий обучающихся | Продукты с разными сроками годности | |
26 | 1 помощь при тепловом и солнечном ударах. Пр.р. №11 «Приёмы оказания 1-ой помощи» | 1 | комбинированный | Профилакти-ка | Правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях (выведение из состояния теплового и солнечного удара) | Оказать первую помощь | | Ответы на вопросы. Контроль действий обучающихся | Таблица Видеофильм | |
27 | Первая помощь утопающему. Пр.р. №12 «Отработка приёмов оказания помощи» | 1 | комбинированнный | Утопающий | Приёмы оказания помощи спасённому из водоёма | Оказать первую помощь утопающему | | Ответы на вопросы | Видеофильм | |
28 | Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Пр. р. №13 «Оказание первой помощи» | 1 | комбинированный | Инородное тело | Меры по предупреждению несчастных случаев | Оказать первую помощь | | Фронтальный опрос | Таблица видеофильм | |
29 | Пр. р. №14 «Оказание помощи при несчастном случае» | 1 | комбинированный | Профилакти- ка | Правила оказания первой помощи при несчастном случае | Оказать первую помощь | | Контроль действий обучающихся | Индивидуальные задания, оборудование для игры – станции с заданиями | |
30 | Экскурсия №2 на автовокзал «Назначение автовокзала» | 1 | экскурсия | Междугород-ный, автовокзал | Основные автобусные маршруты | Пользоваться расписанием автобусов, определять стоимость проезда | | Контроль действий обучающихся на экскурсии | Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Игра «Города» | |
31 | Маршруты. Билеты. | 1 | комбинированный | Маршрут | Основные автобусные маршруты | Выполнять правила безопасности при поездке на автобусных видах транспорта | | Ответы на вопросы Контроль действий в игре | Оборудование для игры «Билетная касса», Деньги (образцы) | |
32 | Водный транспорт. | 2 | Введение новых знаний | Порт Пристань | Основные автобусные маршруты водного транспорта | Выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском видах транспорта | | Текущий контроль | Видеофильм. Набор иллюстраций | |
| За четверть: | | | | | | | | | |
33 | Виды теста | 1 | Введение новых знаний | Дрожжевое пресное | Виды теста | Приготавли-вать тесто для выпечки пирогов, для пельменей | | Контроль качества знаний обучающихся | Таблица «Виды питания» | |
34 | Тесто пресное | 1 | комбинированный | Выпечка | Способы приготовле-ния изделий из теста | Приготовить пресное тесто и изделия из него (печенье) | | Индивидуаль-ный опрос | Таблица и иллюстрации по теме | |
35 | Пр. р. №15 «Приготовление пресного теста» | 1 | Практическая работа | Печенье | Способы приготовления изделий из теста | Приготовить пресное тесто и изделия из него | | Контроль действий обучающихся Снятие пробы | Продукты по рецепту | |
36 | Тесто дрожжевое | 1 | Введение новых знаний | Опара | Способы приготовления изделий из теста | Приготовить дрожжевое тесто | | Контроль качества знаний | Набор открыток | |
37 | Приготовление лапши | 1 | комбинированный | Лапша | Способы приготовления изделий из теста | Приготовить пресное тесто и изделия из него (лапшу) | | Проверка записи рецепта в тетради | Иллюстрации изделий из теста | |
38 | Пр.р. №16 «Изготовление лапши» | 2 | | | Способы приготовления изделий из теста | Готовить изделия из теста | | Контроль действий обучающихся Снятие пробы | Продукты по рецепту | |
39 | Выпечка печенья | 1 | Введение новых знаний | Разрыхли-тель | Способы приготовления изделий из теста | Готовить изделия из теста | | Проверка записи. Ответы на вопросы | Кулинарная книга | |
40 | Пр.р. №17 «Выпечка печенья» | 1 | Практическая работа | Духовой шкаф | Способы приготовления изделий из теста | Готовить изделия из теста | | Контроль действий обучающихся Снятие пробы | Кулинарная книга | |
41 | Тесто для блинов | 1 | Введение новых знаний | Полуфабри-кат | Способы приготовления изделий из теста | Готовить изделия из теста | | Проверка записи | Продуткы для выпечки | |
42 | Пр.р. №18 «Выпечка блинов» | 1 | Практическая работа | Рецепт | Способы приготовления изделий из теста | Готовить изделия из теста | | Контроль действий обучающихся Снятие пробы | Продукты по рецепту | |
43 | Заготовка продуктов впрок | 1 | Введение новых знаний | Впрок консервиро-вание | Способы заготовки продуктов впрок | Записать рецепт соленья, варенья, консервирования | | Ответы на вопросы | Банки с заготовками | |
44 | Запись рецептов | 1 | комбинированный | Варенье | Способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов | Записать рецепт соленья, варенья, консервиро-вания | | Проверка записи | Кулинарная книга. Таблица «Способы нарезки овощей» | |
45 | Пр.р. №19 «Приготовление салата» | 2 | Практическая работа | Шинковка | Способы приготовления овощного салата | Шинковать капусту, морковь, сельдерей, укроп | | Контроль действий обучающихся Снятие пробы | Продукты по рецепту | |
46 | Сушка продуктов | 1 | комбинированный | Сушка | Способы заготовки ягод, фруктов, овощей, зелени | Заготовить ягоды, зелень без тепловой обработки | | Текущий контроль знаний обучающихся | Рецепты сушки овощей, фруктов | |
47 | Пр.р. №20 «Нарезка фруктов, зелени для сушки» | 1 | Практическая работа | Сельдерей | Способы заготовки ягод, фруктов, овощей, зелени | Шинковать морковь, сельдерей, укроп, петрушку | | Фронтальный опрос Контроль действий | Зелень для нарезки | |
48 | Телефон | 1 | комбинированный | Телефон таксофон | Виды телефонной связи, периодичность оплаты телефона | Пользоваться средствами общения, соблюдать правила разговора по телефону | | Текущий контроль | Телефонный аппарат | |
49 | Пр.р. №21 «Работа с телефонным справочником» | 1 | Практическая работа | Справочник | Правила пользования телефонным справочни-ком | Получить по телефону справку | | Фронтальный опрос | Телефонный справочник | |
50 | Пр.р. №22 «Культура разговора по телефону» | 2 | Практическая работа | Номер зкстренной службы | Номера срочных вызовов, правила культурного разговора по телефону | Кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова | | Фронтальный опрос Взаимопроверка | Телефонный аппарат | |
| | | | | | | | | | |
51 | Экскурсия на переговорный пункт №3 «Знакомство с кодом и тарифом» | 2 | экскурсия | Разговорный пункт | Тарифы на телефонные разговоры с учётом времени суток, праздничных дней, дальности расстояния | Узнать время по телефону | | Контроль поведения обучающихся во время экскурсии | Инструктаж по ТБ во время экскурсии | |
| За четверть: | | | | | | | | | |
53 | Бюджет семьи | 1 | комбинированный | Бюджет доход расход | Составные части бюджета семьи и их размер | | | Текущий контроль | Карточки с составными частями | |
54 | Пр.р. №23 «Подсчёт расходов на день, неделю, месяц» | 1 | Практическая работа | Статьи расходов Коммуналь-ные услуги | Основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодич-ность оплаты электроэнер-гии , газа, воды | Подсчитать расходы, планируя расходы на месяц | | Фронтальный опрос Проверка самоостоятель-ной работы | Таблица «Основные статьи расходов» | |
55 | Пр.р. №24 «Экономика домашнего хозяйства» | 1 | Комби нированный | Планировать | Основные статьи доходов и расходов в семье | Планиро-вать и подсчиты-вать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки | | Ответы на вопросы Проверка практической работы | Индивидуальные задания для подсчёта дохода и упражнения | |
56 | Правила экономии | 1 | комбинированный | Экономия | Правила экономии (учёт реальных возможнос-тей, контроль расходов) | Соблюдать правила экономии в семье | | Контроль качества знаний | Образцы реставрированных вещей | |
57 | Пр. р. №25 «Содержание жилища: заполнение квитанций» | 1 | Практическая работа | Тариф | Размер квартплаты, тарифы, порядок и периодич-ность оплаты за газ, телефон и т.д. | Снимать показатели счётчика и подсчиты-вать стоимость израсходованной электроэнергии, газа и т.д. | | Проверка практической работы | Расчётная книжка, квитанции, электросчёт- чик | |
58 | Экскурсия в сбербанк №4 «Порядок помещения сбережений» | 1 | экскурсия | Сбережение сбербанк | Виды и цели сбережений, порядок помещения сбережений в сбербанк | Соблюдать правила экономии в семье | | Контроль поведения обучающихся на экскурсии | Инструктаж по ТБ во время экскурсии | |
59 | Виды вкладов | 1 | экскурсия | Вклад | Порядок помещения сбережений в сбербанк | Выбирать виды хранения сбережений и вклады в сбербанк | | Взаимопроверка | Таблица «Виды вкладов» | |
60 | Экскурсия в ЖЭК №5 «Знакомство с работой учреждения» | 2 | Практическая работа | Коммуналь-ный Маляр-штукатур | Виды деятельности ЖЭКа, ТСЖ | Обращаться к работникам ЖЭКа, ТСО для решения вопросов | | Контроль поведения обучающихся на экскурсии | Инструктаж по ТБ во время экскурсии | |
61 | Департамент, муниципалитет, префектура | 1 | Введение новых знаний | Управление Департамент Муниципалитет Префектура | Куда и к кому обращаться в случае необходимости, адреса местной префектуры, отделы по распределению жилой площади | Обращаться с вопросом к работникам департамента и других муниципаль-ных учреждений | | Ответы на вопросы. Тренинг по теме | Тренинг по произнесению своей просьбы работнику учреждения | |
62 | Полиция. Пр.р. №26 «Тренинг по теме» | 1 | Практическая работа | преступность правопоря-док | Адрес комиссии по делам несовершеннолетних | Обращаться с вопросом к работникам муниципаль-ных учреждений | | Ответы на вопросы Тренинг | Тренинг по произнесению своей просьбы работнику учреждения | |
63 | Экскурсия в префектуру №6 «Знакомство с отделами» | 1 | экскурсия | Префектура | | Обращаться с вопросом к работникам муниципаль-ных учреждений | | Контроль поведения обучающихся на экскурсии | Инструктаж по ТБ во время экскурсии | |
64 | Виды рынков | 1 | комбинированный | Опт | Понятие «рынок», его виды, назначение для населения | Называть виды рынков, их назначение, определять местонахож-дение рынка | | Опрос фронтальный | Иллюстрации | |
65 | Различия рынка и магазина | 1 | комбинированный | Торговаться | Основные отличия рынка от магазина, права покупателя на рынке | Называть отличительные признаки рынка от магазина | | Текущий контроль | Иллюстрации по теме | |
66 | Экскурсия на рынок №7 «Выявление системы продаваемой расположения продаваемой продукции» | 1 | экскурсия | Овощи-фрукты (дифферен-циация) | Правила поведения на рынке, цены на основные овощи | Выбрать расположе-ние нужных товаров | | Контроль поведения обучающихся на экскурсии | Инструктаж по ТБ во время экскурсии | |
| | | | | | | | | | |
67 | Пр. р.№27 «Сравнение цен рыночных и магазинных» | 2 | Систематизация знаний | Овощи-фрукты (дифферен-циация) | | Выбирать продукцию в соответствии с её качеством, количеством, ценой | | Фронтальный опрос. Контроль действий обучающихся во время игры | Муляжи продуктов. Деньги (образцы) | |
68 | Итоговый урок за учебный год | 2 | | | | | | Тестирование | Тесты | |
| За четверть: | | | | | | | | | |
| Итого: | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Описание материально-технического обеспечения.
Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования.
, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Планируемые результаты:
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
в сфере организации питания:
– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
– различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
в сфере ухода за телом:
– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
– мыть тело;
– мыть и расчёсывать волосы;
– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
– пользоваться дезодорантом;
– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
в сфере ухода за одеждой и обувью:
– пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
– складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
– чистить одежду щёткой;
– стирать одежду вручную и в стиральной машине;
– гладить одежду;
– выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
– зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
– чистить обувь;
– сушить мокрую обувь;
в сфере ухода за жилищем:
– наводить порядок в помещении;
– застилать постель;
– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
– подметать и мыть, пол;
– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
– пользоваться пылесосом;
– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
– ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;
Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
– различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
– ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
– осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
– обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
– правильно вести себя в учреждениях культуры;
– пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
– ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
– пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:
– представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 5 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни.
Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
– называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
– называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
– определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
– планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
– приглашать и принимать гостей;
– поздравлять с праздником;
– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Содержание данного раздела «Трудоустройство» (9 класс.) направленно на ориентировку учащихся:
– называть основные документы гражданина РФ.
– называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при устройстве на работу;
– оформлять документы (заявление, анкета);
– ориентироваться в ситуациях: заключения трудового договора, перехода с одной работы на другую, начисления трудового стажа, оформления больничного листа.
Основные требования к знаниям и умениям 8 класс:
Учащиеся должны знать:
-
Правила личной гигиены подростка .
-
Особенности стирки цветного и белого белья. Требования к безопасной работе колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и правила пользования, последовательность и особенности утюжки одежды из различных видов ткани, а так же постельного белья, назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых услуг.
-
Способы обработки овощных и мясных продуктов, последовательность приготовление блюд, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, приготовление завтрака, обеда, ужина, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
-
Правила поведения в культурно- досуговом учреждении, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила ведения разговора
-
Обязанности в семье. Помощь родителям , уборка за собой. Помощь в воспитании младших детей в семье.
-
Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности выполнения влажной уборки, использование при уборке пылесоса, сезонная уборка помещения.
-
Виды железнодорожного транспорта. Назначение вокзалов. Виды пассажирских вагонов. Оплата проезда. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж д билетов. Порядок сдачи билетов и получения его.
-
Виды справочных служб, камер хранения. Сроки и стоимость хранения багажа.
-
Правила оказания помощи при сильных ушибах. Вызов скорой помощи.
-
Местонахождение ближайших промышленных предприятий, виды выпускаемой продукции, название рабочих должностей.
Учащиеся должны уметь:
-
Иметь представление о значении правильного режима, ухода за своим телом, отказывать от соблазна курения, приема наркотических веществ.
-
Ремонтировать свою одежду, штопать. сушить мокрую одежду и чистить одежду, утюжить свои вещи, постельное белье. Подбирать моющие средства для чистки и стирки одежды из хлопчатобумажных тканей; стирать белье в стиральной машине.
-
Готовить обед, третьи блюда, оформить готовые блюда, сервировать стол. Пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
-
Культурно вести себя в гостях, выработать подарки, изготовить простые сувениры, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
-
Заполнять бланки на отправку бандеролей и посылки, составить опись вложенных вещей.
-
Соблюдать правила поведения на автовокзале. В автобусе. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне.. Соблюдать правила дорожного движения.
-
Использование аптечки и лекарственных растений при оказании раны и накладывать повязки, обработать раны.
-
Выбирать нужный товар, выяснить срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазине.
-
Обращаться с вопросом по теме экскурсии к работникам предприятий.