ОКОУ« Железногорская школа для детей с ОВЗ»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО Руководитель МО
_________/ Т.И.Кудрявская/
Протокол
от "___" ________ 20___г.
№ _____________________
УТВЕРЖДЕНА
Директор
_________/ Л.Г. Марченко/
Приказ
от «____»________20___ г.
№ _____________________
СОГЛАСОВАНА
Заместитель
директора по УВР
___________/ О. В. Королёва/
"____" __________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
(индивидуальное обучение)
Составитель:
учитель
Шумакова Л.Н.
2022 г.
Аннотация на учебный курс по предмету
"Мир природы и человек (индивидуальное обучение)
Рабочая программа составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014г.№1599 "Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) по ФГОС (1вариант), приказ по ОУ № 1- 308 от 30.08.2021г.
Учебный план образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов (I вариант по ФГОС) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 30.08.2022 г.
Цель учебного предмета:
Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи учебного предмета:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
формировать знания обучающихся о природе своего края;
формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе
Основные направления коррекционной работы:
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
развивать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Инвариантный модуль «Школьный урок» реализуется через воспитательный потенциал урока с учётом возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся.
Базовый учебник: Н. Б. Матвеева «Мир природы и человека» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2019 (в 2-х частях).
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» (индивидуальное обучение) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20г. «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ".
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант, приказ по ОУ № 1- 308 от 30.08.2021г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа Областного казённого общеобразовательного учреждения ОКОУ «Железногорская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2022-2023 учебный год, приказ по ОУ
№ 1- от 30.08 2022г.
Учебный план образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов (I вариант по ФГОС) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год, приказ по ОУ
№ 1- от 30.08.2022 г.
Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год, приказ № 1- от 30.08.2022 г.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ", приказ по ОУ №1-308 от 30.08.2021г.
Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ №1- 261 от 26.05.2021г.
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ №1-254 от 31.08.2017г.
Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ №1-254 от 31.08.2017г.
Приказ «Об организации обучения на дому», приказ № от
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальное обучение) детализирует и раскрывает содержание ФГОС для детей с ОВЗ в образовательной области «Естествознание», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Мир природы и человека». Программа рассчитана на 1 год обучения (1 раз в неделю)
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, овладение профессионально-трудовыми знаниями и навыками, способствует его умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
. Цель учебного предмета: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи учебного предмета:
уточнить имеющиеся у ребенка представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края;
формировать знания обучающегося о природе своего края;
формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающегося бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
развивать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Инвариантный модуль «Школьный урок»
В рамках Модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:
Воспитательное воздействие через содержание урока. Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя | С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков: ролевые игры, урок-спектакль, сюжетно-ролевая игра,урок-конкурс, смотр знаний, урок-игра, урок-путешествие, урок-диалог, межпредметный интегрированный урок, урок-викторина и технологий обучения: информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых, групповых, технологий уровневой дифференциации, технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения | Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций: авансирования доверием (А.С.Макаренко), свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.), непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова), эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин), соревновательная (А.Н.Лутошкин), соотнесения (Х.Й.Лийметс), успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин), творчества (В.А.Караковсвий) и другие. | Воздействие личным примером самого учителя |
Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;
1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;
2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;
3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально -психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
5.1 ценностное отношение к природе;
5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально -нравственного отношения к природе;
5.3 элементарные знания о традициях нравственно -этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
5.4 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического пособия:
Н. Б. Матвеева «Мир природы и человека» Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ААОП Москва «Просвещение»2018г. (в двух частях)
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» в специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ОВЗ является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых ребенку объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы.
У обучающегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, он получает некоторые представления о мире, который находится вне поля его чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащегося, коррекции его мышления.
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральны объекты, муляжи, макеты, гербарии. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.
Курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких предметов, как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.
При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду и работе на результат.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Законом "об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ" который является частью адаптированной основной общеобразовательной (АООП), для освоения учащимися курса «Мир природы и человека», входящего в образовательную область «Естествознание». Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
4.Личностные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения задания, поручения;
формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;
формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
Предметные результаты
Минимальный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления природы;
сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления природы;
сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространённых в данной местности, различать ягоды, грибы, орехи;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
5. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1. | Неживая природа | 4 ч. |
2. | Сезонные изменения в природе | 12ч |
| Осень | 4 ч. |
| Зима | 3 ч. |
| Весна | 3ч. |
| Лето | 2 ч. |
3 | Живая природа | 18 ч. |
| Растения | 7 ч. |
| Животные | 6 ч. |
| Человек | 5ч. |
6. Тематическое планирование
Разделы | Темы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Основные виды воспитательной деятельности |
Сезонные изменения в природе | Признаки осени. Осенние месяцы | 1 | Экскурсии. Наблюдение за природой. Беседа. Рассказы детей. Просмотр мультимедийных презентаций | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: п.3.4.,3.7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 |
Растения осенью | 1 |
Животные осенью | 1 |
Занятия людей осенью | 1 |
Неживая природа | Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца | 1 | Работа с учебником. Беседа. Наблюдения за явлениями природы. Рассматривание натуральных объектов (термометр, календарь) | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3) |
Календарь | 1 |
Воздух. Значение воздуха. Термометр. | 1 |
Ветер. Направление ветра | 1 |
Растения | Части растений | 1 | Работа с учебником. Беседа. Наблюдения за объектами живой природы. Рассматривание натуральных объектов (растения, части растений) Просмотр мультимедийных презентаций | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: п.3.4.,3.7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 |
| Растения сада | 1 |
| Лес | 1 |
| Плоды и семена | 1 |
| Лесные ягоды | 1 |
| Грибы | 1 |
| Травы | 1 |
Сезонные изменения в природе | Признаки зимы. Зимние месяцы | 1 | Экскурсии. Наблюдение за природой. Беседа. Рассказы детей. | Воспитание ценностного отношения к окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3) |
Растения и животные зимой | 1 |
Занятия людей зимой | 1 |
Животные | Дикие животные | 1 | Работа с учебником. Беседа. Наблюдения за объектами живой природы. Описание животного, птицы. Просмотр мультимедийных презентаций | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 |
Домашние животные | 1 |
Птицы | 1 |
Зимующие птицы | 1 |
Перелётные птицы | 1 |
Певчие птицы | 1 |
Растения весной | 1 |
Животные весной | 1 |
Занятия людей весной | 1 |
Человек | Дыхание человека Профилактика простудных заболеваний | 2 | Работа с таблицами. Беседа. Рассказы детей. Дидактические игры. Практическая работа | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3) |
Кровь. Сердце. Пульс. | 1 |
Окружающая среда и здоровье человека | 1 |
Питание человека | 1 |
Сезонные изменения в природе | Признаки лета. Летние месяцы | 1 | Экскурсии. Наблюдение за природой. Беседа. Рассказы детей | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3) |
Растения и животные летом | 1 |
Занятия людей летом | 1 |
7. Описание материально – техническое обеспечения образовательной деятельности:
Учебник: Матвеева Н. Б.; Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. «Мир природы и человека» учебник для 3 класса, в 2-х частях, М., Просвещение, 2019г.
Оценочные материалы: Приложение 1
При оценивании устных ответов по предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
-правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
-полнота ответа;
-умение практически применить свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельный ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если ученик частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применить знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляется в устной форме, как метод воспитательного воздействия
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина «135 уроков здоровья» Москва: Вако,2004. 56 с.
Е. М. Матвеева. Развитие речи. Конспекты уроков. Волгоград.2010г.
Л. П. Симонова. Ключи от природы. Москва. 1998г.
Беседы по картинкам «Времена года» Санкт-Петербург: « Детство-Пресс,1998».
дидактический и методический материал:
-презентационные материалы;
-карточки для индивидуальной работы;
-комплекты обучающих карточек.
технические средства обучения;
электронные образовательные ресурсы
Приложение к рабочей программе №1
Итоговый тест по предмету «Мир природы и человека».
Ответь на вопросы и укажи правильный ответ.
1.Сколько ты знаешь времен года?
А) 3
Б) 1
В)2
Г) 4
2.На какой из картинок изображена весна?
1.
2.
3.На какой из картинок изображен календарь?
1.
2.
3.
4.Что из этого не является растением?
1
2
3.
4.
5.В какой колонке указаны домашние животные?
1. | 2. | 3. | 4. |
собака | кошка | кошка | собака |
тигр | собака | собака | тигр |
змея | жираф | корова | волк |
слон | черепаха | овца | лиса |
6.Выбери картинку дыхательной системы человека?
1
2
3
4
7.Выбери картинку экологически чистой планеты?
1.
2.
8.Что полезно для питания человека? Выберите полный ответ.
А) Рыба, мясо, молоко.
Б) Рыба, мясо, молоко, фрукты, овощи, яйца, крупы.
В) Овощи, яйца, крупы.
Г) молоко, фрукты, овощи.