СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая биология», 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных органов и систем на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая биология», 9 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 имени К.К. Рокоссовского»



Принято педагогическим советом


Протокол № _____

от «_____» мая 2022 г.


Председатель ПС

_____________ М.В.Анохина


Утверждено приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени К.К. Рокоссовского»

№____ от «_____» мая 2022 г.

Директор школы

__________ Н.В.Рукина










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Практическая биология»

учителя Мальцевой Елены Васильевны

для обучающихся 9 классов:

17 часов (0,5 часа в неделю).

















Курск

2022 – 2023 учебный год






Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»

составлена в соответствии с требованиями:

- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, (с изменениями от 29.12.2014г. №1644).

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

Программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»   предназначена  для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к предмету. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Количество часов – 17 часов (0,5 час в неделю).

Основу структурирования содержания курса внеурочной деятельности «Практическая биология» составляет идея изучения повторения и обобщения материала по предмету изученного за пять лет:

- ботаника;

- зоология;

- анатомия и физиология человека;

- экология

- антропогенез

Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных органов и систем на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции.

Отличительными особенностями данной программы являются:

  1. Интерактивные формы, методы и приёмы подачи учащимся новой информации;

  2. Учёт проблематики дополнительного образования: оказывается поддержка талантливым детям, создаются условия для раскрытия их способностей и возможностей;

  3. Интегрированность (включает знания по истории, биологии, географии, экологии, литературе).

Этот курс позволяет: самостоятельно получать необходимую информацию из разнообразных источников и анализировать её; проводить углубленный поиск; получать навыки исследовательской работы.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учётом региональных особенностей.


УМК

  1. Биология. Подготовка к ОГЭ -2020. 9-й класс. 20 тренировочных вариантов по демоверсии 2019 года: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко; под редакцией А.А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2018. - 496с.

  2. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология 7-9 классы. Тематические тесты за курс основной школы. Текущий контроль. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко, С.И. Колесников. – изд.5-е, перераб. Дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2014. - 352с.


Дополнительная литература:

  1. Я сдам ОГЭ! Биология. Типовые задания. Технология решения / Скворцов П. М., Котелевская Я. В. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

  2. Подготовка к ОГЭ 2018. Диагностические работы. Биология. ФГОС / Саленко В. С. – М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2018. 

  3. Биология в таблицах и схемах / Сост. Онищенко А.В. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.  – 128 с.

  4. Биология человека в таблицах и схемах / Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. – М.: Арт-диал, 2008.  – 208 с. 

  5. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное пособие / Шустанова Т. А. – М.: Феникс, 2018. – 447 с. 

Интернет-ресурсы

  1. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

  2. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  4. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

  5. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  6. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  7. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

  8. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

  9. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.

  10. Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая биология»

Личностными результатами освоения курса станут:

  • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • сформированность личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитость эстетического сознания.

Метапредметными результатами освоения курса станут:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной и справочной литературе), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии станут:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • способность выделять существенные признаки биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

  • способность приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • умение классифицировать, т.е. определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • умение объяснять роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • способность различать на таблицах, моделях, гербарных образцах, влажных препаратах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, опасных для человека растений и животных;

  • умение сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • способность выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • способность использовать методы биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • способность анализировать и оценивать последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.

  1. В сфере физической деятельности:

  • рациональная организация труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

  1. В эстетической сфере:

  • владение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемый уровень подготовки обучающихся

Обучающийся научится:

- характеризовать строение и жизнедеятельность клеток, осуществлять сравнительную характеристику тканей;

- формулировать главные анатомические понятия и термины;

- перечислять и характеризовать этапы эмбрионального и постэмбрионального развития человека;

- ориентироваться в анатомии органов, систем и аппаратов человеческого организма;

- характеризовать основные функции органов, систем и аппаратов человеческого организма;

- характеризовать процессы обмена веществ и превращения энергии;

- понимать роль ферментов и витаминов в организме;

- понимать сущность процессов дыхания, пищеварение, кровообращения, выделения и других физиологических процессов;

- формулировать понятие иммунитет, объяснять его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

- доказывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

- выявлять особенности строения тела человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

- характеризовать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;

- объяснять влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

- применять на практике меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), нарушения осанки и плоскостопия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- характеризовать процесс деления клеток;

- характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;

- характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост, периодизацию жизни;

- характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

- обосновывать взаимосвязь строения органов, систем органов и организма в целом;

- обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

- обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

- обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;

- обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

- обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), нарушения осанки и плоскостопия;

- распознавать клетки, ткани и их системы человека;

- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

- вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека для обоснования здорового образа жизни;

- соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;

- определять (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;

- пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих и дополнительных сообщений.


Виды самостоятельной работы учащихся:

  1. работа с текстом;

  2. работа с раздаточным материалом;

  3. рецензирование ответов и выступлений товарищей;

Формой отчётности по изучению данного курса может быть:

  • составление тестов различных уровней сложности

  • создание презентаций по темам факультативного курса;


Содержание программы

курса внеурочной деятельности

«Практическая биология»
9 класс. 17часов в год (0,5 час в неделю)


1. Повторение и обобщение теоретического материала (14 часов)


1.1. Вирусы, бактерии, грибы, лишайники. (2 часа)

Многообразие живых организмов. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники.


1.2. Растения. (3 часа)

Общая характеристика царства. Подцарство Низшие растения. Ткани и органы высших растений. Вегетативные органы растений. Генеративные органы. Подцарство Высшие растения.


1.3. Животные. (3 часа)

Общая характеристика царства. Подцарство Простейшие. Тип Саркомастигофоры. Тип Инфузории. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские Черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.


1.4. Человек и его здоровье. (3 часа)

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Нервная система. Железы внутренней секреции. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система. Кожа. Мочевыделительная система. Репродуктивные органы.

1.5. Общая биология. (3 часа)


Предмет и методы биологии. Химический состав Живых организмов. Строение клетки. Основные положения клеточной теории. Типы Клеточной организации. Типы Питания живых организмов. Размножение и индивидуальное развитие живых организмов. Генетика. Эволюция. Экология и учение о биосфере.


2. Решение тренировочных вариантов заданий (3 часа)




Календарно-тематическое планирование

17 часов (0,5 часов в неделю)

Название темы

Дата проведения

Фактическая дата

1

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники



2

Общая характеристика царства Растения. Подцарство Низшие растения. Ткани и органы высших растений.



3

Вегетативные органы растений. Генеративные органы. Подцарство Высшие растения.



4

Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство растения»



5

Подцарство Простейшие (Одноклеточные)



6

Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, Черви



7

Тип Моллюски. Тип Членистоногие: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые.



8

Тип Хордовые:



9

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная и кровеносная система человека. Кожа и её производные



10

Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Железы внутренней и внешней секреции



11

Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Человек и его здоровье»



12

Химический состав Живых организмов. Строение клетки.



13

Типы Питания живых организмов.



14

Размножение и индивидуальное развитие живых организмов. Генетика. Эволюция.



15

Решение тренировочных вариантов заданий



16

Решение тренировочных вариантов заданий



17

Решение тренировочных вариантов заданий



Тематический план

курса внеурочной деятельности «Практическая биология»
9 класс. 17 часа в год (0,5 час

п/п

Наименование темы

Тематическое планирование в соответствии с содержанием рабочей программы.


1.


Повторение и обобщение теоретического материала.

14

1.1.

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.

2

1.2.

Растения.

3

1.3.

Животные

3

1.4.

Человек и его здоровье.

3

1.5.

Общая биология.

3

2.

Решение тренировочных вариантов заданий

3


Итого

17