Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 города ……»
Рассмотрена Утверждена приказом директора
на педагогическом совете №_____ от _____________
протокол №1 от 30.08.2021 ______(.)
Рабочая программа
по предмету
«Русский язык»
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
………..
Первая квалификационная категория
2021 – 2022 учебный год
Структура рабочей программы:
1. Титульный лист…………………………………………………………………………1
2. Пояснительная записка…………………………………………………………….…...3-7
3.Содержание рабочей программы………………………………………………….…...8-9
4. Тематическое планирование……………………………………………………..…..10-12
2. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык» в 3 классе составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального (или основного или среднего) общего образования,
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования (или основного или среднего общего образования), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год,
- Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС» (с изменениями и дополнениями),
- Авторской программой для общеобразовательных школ УМК «Школа России» В.П.Канакиной «Русский язык. 1 – 4 классы» (2014 г.), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального (или основного или среднего) образования,
- Основной образовательной программой МОУ «СОШ № 4»
- Учебным планом МОУ «СОШ № 4» на 2021/2022 учебный год.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 4» реализация программы по предмету «Русский язык» в 3 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 34 недели (136 часов за год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2., М.: Просвещение, 2020.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практическихзадач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Личностнымирезультатамиизучения предмета«Русский язык»являются:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интереса к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»является формирование универсальных учебных действий(УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средствомформированиярегулятивных УУДслужат технология продуктивногочтенияи технологияоцениванияобразовательных достижений(учебныхуспехов).
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»являетсясформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
-производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
-видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
- владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
-графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
-находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
-определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
-разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
-видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
-составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
-осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
-читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
-читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
-письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
-понимать, что предложение это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
- называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс; проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
- интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения;
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
- определять тип текста; писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Учебный процесс выстроен в традиционной классно-урочной форме. Для изучения курса применяются классические типы уроков (вводный, комбинированный, обобщающий, урок контроля).
Контроль учета достижений учащихся ведется по отметочной системе. Используется входная,текущая (тестирование, самостоятельные и проверочные работы, устный и письменный опросы, оценка проектных творческих работ и т.д.), контрольные работы, итоговая (годовые контрольные работы),промежуточная формы аттестации.
- резервное время распределено следующим образом: в 3 классе - 15 часов
Практическая часть программы представлена диктантами (7ч) и проверочными работами (4 ч), работами по развитию речи (18 ч), проектами (3 ч).
3. Содержание учебного предмета
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка: текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.
3 класс (136 ч) |
Язык и речь (2 ч) |
Наша речь и наш язык. Работа по развитию речи №1 в ходе изучения темы: Наша речь и наш язык. |
Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч) |
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания. Входной диктант №1 Проверочная работа №1 Работа по развитию речи №2 в ходе изучения темы: Предложение. Работа по развитию речи №3 в ходе изучения темы: Словосочетание. |
Слово в языке и речи (15 ч) |
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Проверочная работа №2 Диктант №2:Обобщение знаний о составе слова. Работа по развитию речи №4 в ходе изучения темы: Части речи. Работа по развитию речи №5 в ходе изучения темы: Слово и слог. Звуки и буквы. Проект №1, выполняемый в ходе изучения темы:Слово и слог. Звуки и буквы. |
Состав слова (12 ч) |
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Диктант №3 Работа по развитию речи №6 в ходе изучения темы: Суффикс. Работа по развитию речи №7 в ходе изучения темы: Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа №3 |
Правописание частей слова (22) |
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Диктант №4:Правописание слов с разделительным твердым знаком. Работа по развитию речи №8 в ходе изучения темы: Правописание слов с разделительным твердым знаком. Контрольное тестирование №1 по теме: «Правописание значимых частей слова» |
Имя существительное (23 ч) |
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных. Диктант №5 :Имя существительное. Работа по развитию речи №9 - №11 в ходе изучения темы: Имя существительное. Проект №2 выполняемый в ходе изучения темы: Имя существительное. |
Имя прилагательное (14 ч) |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. Диктант №6:Имя прилагательное. Работа по развитию речи №12 - №14 в ходе изучения темы: Имя прилагательное. Проект №3, выполняемый в ходе изучения темы: Имя прилагательное. |
Местоимение (4 ч) |
Лицо, число, род личных местоимений. Проверочная работа №4 в ходе изучения темы: Местоимение. Работа по развитию речи №15 в ходе изучения темы: Местоимение. |
Глагол (16 ч) |
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. Диктант №7: Глагол. Работа по развитию речи №16 - №18 в ходе изучения темы: Глагол. |
Повторение (15 ч) Промежуточная итоговая аттестация. Контрольное тестирование №2 по теме «Повторение». |
|
3. Тематическое планирование
№ | Раздел/ тема | К-во часов |
1 | Язык и речь Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | 2 ч. |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание Текст. Признаки теста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинаний в конце предложений. Предложения с обращением. Состав предложения. Главные и второстепенные члены . Распространённые и нераспространённые предложения. Простое и сложное предложения. Разбор предложения по членам. Запятая внутри сложного предложения. | 12 ч. |
3 | Слово в языке и речи Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.Омонимы Использование омонимов в речи..Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. Имя прилагательное. Глагол. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча—ща, чу—щучкчн, чт, щн, нч,. Звуко-буквенный разбор слова. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 15 ч. |
4 | Состав слова Корень слова. Чередование согласных в корне. Правописание сложных слов. Формы слова. Окончание. Приставка как значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок. Употребление в речи слов с приставками.Значение приставки в слове. Слова с двумя приставками. Суффикс как значимая часть слова. Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса. Основа слова. Разбор слова по составу. | 12ч. |
5 | Правописание частей слова Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости\звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание суффиксов в словах. Правописание приставок в словах. Употребление предлогов. Место и роль разделительного твёрдого знака в слове. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком. | 23 ч. |
6 | Части речи. Имя существительное Значение и употребление имён существительных в речи. Правописание имён собственных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).Род имён существительных.Имена существительные общего рода. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Род имён существительных иноязычного происхождения. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.Падеж имён существительных. Имя прилагательное Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Роль имён прилагательных в тексте. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на-ий, -ья. -ов, -ин, по падежам. Начальная форма имени прилагательного. Местоимение Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. Род местоимений 3-го лица. Употребление личных местоимений. Морфологический разбор личных местоимений. Глагол Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? Неопределённая форма глагола. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Написание окончаний -ешь, -ишь, в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в ед. ч.). Правописание частицыне с глаголами. Произношение возвратных глаголов. | 57 ч. 23 ч. 14 ч. 4 ч. 16 ч |
7 | Повторение Части речи: самостоятельные и служебные. Части речи. Падеж имён существительных. Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. Глагол. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагол. Изменение глаголов по родам и числам. Разбор предложения по членам предложения. Правописание окончаний имён прилагательных. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфологический разбор глагола. | 15 ч. |
| Итого: | 136 ч. |
12