СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по предмету " Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по предмету " Русский язык" презназначена для 3 класса. Учебно- методический комплекс  - "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по предмету " Русский язык"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 города ……»



Рассмотрена Утверждена приказом директора

на педагогическом совете №_____ от _____________

протокол №1 от 30.08.2021 ______(.)








Рабочая программа

по предмету

«Русский язык»

3 класс










Составитель:

учитель начальных классов

………..

Первая квалификационная категория


















2021 – 2022 учебный год



Структура рабочей программы:



1. Титульный лист…………………………………………………………………………1

2. Пояснительная записка…………………………………………………………….…...3-7

3.Содержание рабочей программы………………………………………………….…...8-9

4. Тематическое планирование……………………………………………………..…..10-12















































2. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык» в 3 классе составлена в соответствии с

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального (или основного или среднего) общего образования,

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Примерной основной образовательной программой начального общего образования (или основного или среднего общего образования), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год,

- Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС» (с изменениями и дополнениями),

- Авторской программой для общеобразовательных школ УМК «Школа России»  В.П.Канакиной «Русский язык. 1 – 4 классы» (2014 г.), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального (или основного или среднего) образования,

- Основной образовательной программой МОУ «СОШ № 4»

- Учебным планом МОУ «СОШ № 4» на 2021/2022 учебный год.

В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 4» реализация программы по предмету «Русский язык» в 3 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 34 недели (136 часов за год).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2., М.: Просвещение, 2020.


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Программа определяет ряд практическихзадач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Личностнымирезультатамиизучения предмета«Русский язык»являются:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интереса к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»является формирование универсальных учебных действий(УУД).


Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Средствомформированиярегулятивных УУДслужат технология продуктивногочтенияи технологияоцениванияобразовательных достижений(учебныхуспехов).


Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.


Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.


Предметными результатами изучения курса «Русский язык»являетсясформированность следующих умений:


-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

-производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

-видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;

- владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

-графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

-правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

-находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

-распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

-определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

-разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

-видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

-составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

-осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

-читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

-читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

-письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.


В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

-понимать, что предложение это основная единица речи;

- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предло­жения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, раз­личных по цели высказывания;

- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

- называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

- различать словосочетание и предложение;

- называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог);

- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- понимать влияние ударения на смысл слова;

-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.


Третьеклассники получат возможность научиться:

- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс; проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

- интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

- вычленять в предложении основу и словосочетания;

- производить элементарный синтаксический разбор предложения;

- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

- определять тип текста; писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.


Учебный процесс выстроен в традиционной классно-урочной форме. Для изучения курса применяются классические типы уроков (вводный, комбинированный, обобщающий, урок контроля).

Контроль учета достижений учащихся ведется по отметочной системе. Используется входная,текущая (тестирование, самостоятельные и проверочные работы, устный и письменный опросы, оценка проектных творческих работ и т.д.), контрольные работы, итоговая (годовые контрольные работы),промежуточная формы аттестации.


- резервное время распределено следующим образом: в 3 классе - 15 часов

Практическая часть программы представлена диктантами (7ч) и проверочными работами (4 ч), работами по развитию речи (18 ч), проектами (3 ч).



























3. Содержание учебного предмета

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка: текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.



3 класс (136 ч)

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Работа по развитию речи №1 в ходе изучения темы: Наша речь и наш язык.


Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Входной диктант №1

Проверочная работа №1

Работа по развитию речи №2 в ходе изучения темы: Предложение.

Работа по развитию речи №3 в ходе изучения темы: Словосочетание.


Слово в языке и речи (15 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Проверочная работа №2

Диктант №2:Обобщение знаний о составе слова.

Работа по развитию речи №4 в ходе изучения темы: Части речи.

Работа по развитию речи №5 в ходе изучения темы: Слово и слог. Звуки и буквы.

Проект №1, выполняемый в ходе изучения темы:Слово и слог. Звуки и буквы.


Состав слова (12 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Диктант №3

Работа по развитию речи №6 в ходе изучения темы: Суффикс.

Работа по развитию речи №7 в ходе изучения темы: Обобщение знаний о составе слова.

Проверочная работа №3


Правописание частей слова (22)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Диктант №4:Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Работа по развитию речи №8 в ходе изучения темы: Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Контрольное тестирование №1 по теме: «Правописание значимых частей слова»


Имя существительное (23 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Диктант №5 :Имя существительное.

Работа по развитию речи №9 - №11 в ходе изучения темы: Имя существительное.

Проект №2 выполняемый в ходе изучения темы: Имя существительное.


Имя прилагательное (14 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Диктант №6:Имя прилагательное.

Работа по развитию речи №12 - №14 в ходе изучения темы: Имя прилагательное.

Проект №3, выполняемый в ходе изучения темы: Имя прилагательное.


Местоимение (4 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Проверочная работа №4 в ходе изучения темы: Местоимение.

Работа по развитию речи №15 в ходе изучения темы: Местоимение.


Глагол (16 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Диктант №7: Глагол.

Работа по развитию речи №16 - №18 в ходе изучения темы: Глагол.


Повторение (15 ч)

Промежуточная итоговая аттестация.

Контрольное тестирование №2 по теме «Повторение».





















3. Тематическое планирование

Раздел/ тема

К-во часов

1

Язык и речь

Наша речь и наш язык. Виды речи.

Речь, её назначение. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

2 ч.

2

Текст. Предложение. Словосочетание

Текст. Признаки теста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по интонации. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинаний в конце предложений. Предложения с обращением. Состав предложения. Главные и второстепенные члены . Распространённые и нераспространённые предложения. Простое и сложное предложения. Разбор предложения по членам. Запятая внутри сложного предложения.

12 ч.

3

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.Омонимы

Использование омонимов в речи..Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. Имя прилагательное. Глагол. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча—ща, чу—щучкчн, чт, щн, нч,. Звуко-буквенный разбор слова. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

15 ч.

4

Состав слова

Корень слова. Чередование согласных в корне. Правописание сложных слов. Формы слова. Окончание. Приставка как значимая часть слова.

Образование слов с помощью приставок. Употребление в речи слов с приставками.Значение приставки в слове. Слова с двумя приставками. Суффикс как значимая часть слова. Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса. Основа слова. Разбор слова по составу.

12ч.

5

Правописание частей слова

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости\звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми со­гласными в корне. Правописание суффиксов в словах. Правописание приставок в словах. Употребление предлогов. Место и роль разделительного твёрдого знака в слове. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком.

23 ч.

6

Части речи.

Имя существительное

Значение и употребление имён существительных в речи. Правописание имён собственных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одно­го числа (салазки, мёд).Род имён существительных.Имена существительные общего рода. Формирование навыка культуры речи: норм со­гласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Род имён существительных иноязычного происхождения. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.Падеж имён существительных.


Имя прилагательное

Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем суще­ствительным. Сложные имена прилагательные. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Роль имён прилагательных в тексте. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени суще­ствительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на-ий, -ья. -ов, -ин, по паде­жам. Начальная форма имени прилагательного.

Местоимение

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. Род местоимений 3-го лица. Употребление личных местоимений. Морфологический разбор личных местоимений.

Глагол

Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов

Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? Неопределённая форма глагола.

Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Написание окончаний -ешь, -ишь, в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в ед. ч.). Правописание частицыне с глаголами. Произношение возвратных глаголов.

57 ч. 23 ч.



















14 ч.













4 ч.





16 ч

7

Повторение

Части речи: самостоятельные и служебные. Части речи. Падеж имён существительных. Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. Глагол. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагол. Изменение глаголов по родам и числам.

Разбор предложения по членам предложения. Правописание окончаний имён прилагательных. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфологический разбор глагола.

15 ч.


Итого:

136 ч.





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!