Рабочий лист
«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».
Дата _________________________
Группа 1, 3
Практическое задание 1.
Упражнение «Верно / Неверно».
№ | Проверяемые умения | Верно/Неверно |
1 | Задания ЕГЭ проверяют сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте. | |
2 | Задания ЕГЭ не проверяют владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации. | |
3 | Задания ЕГЭ проверяют умение переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности. | |
4 | Задания ЕГЭ не проверяют способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях. | |
5 | Задания ЕГЭ отражают проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. | |
Практическое задание 2.
1)Проблема текста
Восстановите алгоритм определения проблемы.
Действие | № |
А) Ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок | 2 |
Б) Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? «Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…»). | 4 |
В) Прочитайте текст,выделяя в нем ключевые слова, предложения. Выделить предложения помогут задания по тексту с 22 по 26. | 1 |
Г) Запишите свой ответ в виде законченного предложения. | 3 |
Д) Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. | 5 |
Е) Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. | 6 |
ОТВЕТ ________________________
Практическое задание 3.
Текст В.И. Белова (Демонстрационный вариант 2024 г)
(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Вдали показались ветхие крыши старой моей деревни, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
(4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно.
(5)Старый дом наш заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом. (7)Детство вписалось в мою жизнь далёким нервным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (8)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную
дорогу.
(9)И вот опять уводит меня в лесную чащобу узкая тропинка, и снова слушаю я шум летнего леса. (10)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11)И над бором висит в синеве солнце. (12)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои золотые брызги, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели. (13)Они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (14)Под елями древний запах папоротника. (15)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (16)Мой взгляд останавливается на красных, в белых крапинках, шапках мухоморов. (17)Потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым клювом сухую древесину. (18)В лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах. (19)Загудел в соснах ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом. (20)Мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (21)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
(22)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
(23)Я сажусь у тёплого стога возле берёз, и мне чудится в их шелесте укор вечных свидетельниц человеческих горя и радости. (24)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков.
(25)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (26)Нет, в здешних местах пожары нечасты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (27)Может быть, так оно и надо? (28)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые шумные города. (29)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
(30)Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. (31)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
(По В.И. Белову*)
* Василий Иванович Белов (1932–2012) – советский и российский писатель, поэт и сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
Прием «Подсказки». Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик каждый год летом приезжал в родную деревню.
2) Рассказчика постоянно тянуло на малую родину, несмотря на то что он поклялся никогда туда не возвращаться.
3) Знакомые с детства места вызывают у рассказчика тёплые воспоминания о времени, проведённом в родной деревне.
4) Приехав в родную деревню, рассказчик сразу же отправился навестить родственников.
5) По словам рассказчика, берёзы – свидетельницы человеческих горя и радости.
«В задании 22 («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту В. И.Белова ответом будут 2, 3 и 5 предложения.
Значит, подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Прием «Клоуз–тест»
(1)И вот опять ________ места _________ меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Вдали показались ветхие крыши старой ________ деревни, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам _________ я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и _________ на синие зубчатые леса, __________ в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
(4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот ________ я когда-то в _________ и грозный мир, наивно _________ никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней _______ меня обратно.
(5)Старый дом наш заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и _________ в солнечное поле, _________о прошлом. (7)Детство ________________ в мою жизнь _____________ нервным маревом, ________________о будущее яркими мечтательными мазками.
Проблема_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ:родные, встретили,моей, залезал, смотрел, прятал, уходил, большой, поклявшись, тянуло, ступаю, размышляя, вписалось, далёким, раскрасило.
Прием «Эксперт». Оцените и прокомментируйте сформулированную проблему.
К1 - Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно – 1 балл.
1.Природа нередко служит для человека источником новых сил и энергии. Но особенно волнуют наше сердце пейзажи малой родины. В предложенном тексте В.И. Белова поднимается проблема воздействия природы родного края на человека.
Балл ________
4) Составление Памятки для педагогов (Приложение)
5)Подведение итогов практической работы.
1 группа: практическое задание 3 (прием «Подсказки»)
3 группа: практическое задание 3 (прием «Эксперт», «Клоуз – тест»)
6)Рефлексия
Прием «Все в твоих руках»
Уважаемые педагоги, на листе с таблицей, поставьте галочки напротив тех позиций, которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
№ | Критерий оценки | Оценка |
1 | Для меня было многое важным и интересным | |
2 | Использованные приемы на практикуме буду применять в своей деятельности. | |
3 | Для меня было недостаточно данной информации. | |
4 | Для меня было недостаточно данной информации. | |
5 | Данные приёмы мне известны, но я их не применяю. | |