СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распространение плодов и семян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта с использованием разнообразных методов работы с учащимися. Соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Распространение плодов и семян»

Технологическая карта урока биологии в 6 классе учителя биологии Сухачевой Людмилы Анатольевны

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная Бунинской СОШ Урицкого района Орловской области

Предмет

Биология

Класс

6

Тип урока

открытие новых знаний

Тема

Распространение плодов и семян

Цель

  1. Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе и ее относительности.

  2. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и наглядными пособиями, сравнивать их, обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания.

Основные термины и понятия

способы распространения плодов и семян: при помощи ветра, воды, животных и человека, саморазбрасывание.



Планируемый результат

Предметные умения

Личностные УУД:

  1. Принятие социальной роли обучающегося

  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  3. Умение управлять своей познавательной деятельностью

  4. Развитие навыков работы в группе и умение сотрудничать с другими учениками и учителем в разных учебных ситуациях

  5. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

  6. Развитие наблюдательности, любознательности, исследовательских качеств.

В познавательной сфере:

  1. Давать определение изученных понятий: плоды сочные, сухие, односемянные, многосемянные

  2. Выявлять

Признаки приспособления плодов и семян к распространению ветром, водой, животными

  1. Называть и приводить примеры растений с различным способом распространения плодов и семян

  2. Описывать

Внешний вид плода

  1. Обосновывать относительность приспособлений

  2. Использовать информацию из учебника, других источников о способах распространения


Регулятивные УУД:

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

  4. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

  2. Устанавливать причинно следственные связи

  3. Давать определения понятиям

  4. Уметь сравнивать, анализировать, обобщать знания.

  5. Применять знания на практике

Коммуникативные УУД:

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказывать

  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в команде

  3. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

  4. Использовать разные информационные ресурсы для поиска информации




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная,

Учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения» В.В.Пасечник, рабочая тетрадь, муляжи плодов и других частей растений, карточки с изображением плодов разных растений, компьютер; дополнительная литература, проектор, мел, доска, таблицы, презентация, разработанная учителем

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент.



Актуализация знаний.



















Мотивация.

Метапредметные (УУД):



Регулятивные: Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.

Коммуникативные: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

Познавательные:

Предметные: Давать определение изученных понятий

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.



Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме. Проведение игры «Корзина знаний». Учитель загадывает загадки о растениях, учащиеся.

(приложение 1)

-



Почему корнеплод моркови и клубень картофеля нельзя назвать плодом?





Для чего растениям необходимы семена?

Известно, что редька полевая ежегодно образует 160 семян.

незабудка средняя – 700 семян

фиалка трехцветная – 2500 семян

одуванчик лекарственный – 5 000 семян, мак самосейка – 20000 семян

тополь черный – 28000000 семян

- Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция. Как быть?



Отгадывают загадки, дают полную характеристику плода данного растения, получают "вишенки" за правильный ответ, наполняя свою корзину знаний. Повторяют уже имеющиеся знания.

Два человека(парная работа) работают с муляжами (огурец, томат, морковь, груша, картофель, яблоко, вишня), так же характеризуя их.

Взаимодействуют с одноклассниками в ходе работы микро группы

- Обосновывают свою точку зрения (плоды образуются из цветка, в плодах имеются семена)



Определение темы урока в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

Тема «Распространение плодов и семян»

II

Целеполагание

Метапредметные (УУД):

Познавательные: Выдвигая цели, делают умозаключения.

Регулятивные: Контроль за ответами сверстников.

Коммуникативные: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.

Личностные: Воспитание культуры поведения на уроке.

Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия



Записывает на доске тему урока, цели и задачи, выдвинутые учащимися и откорректированные учителем.

Определяют цели и выдвигают задачи урока. Формируют общую цель и задачи.



Запись в тетрадях темы урока.

Аргументируют свою точку зрения.

III

Формулирование проблемы, планирование

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: Формируют проблему, составляют план работы

Учитель организует работу по составлению плана изучения темы, организует работу в группах с дополнительным материалом.

(учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание изучить информацию, данную учителем, выявить особенности плодов, их приспособленность к тому или иному способу распространения, заполнить таблицу)

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество.

IY

Открытие нового знания

Предметные:

Выявляют понятия:

Называют и приводят примеры растений, распространяющихся с помощью ветра, воды, животных, само разбрасывание

Сравнивают строение плодов с разным приспособлением

Личностные:

Формирование отношения к семени как к будущему растению

Метапредметные: (УУД)

Регулятивные: Оценивают объективные трудности в изучении материала урока

Познавательные: Изучают текст, рисунки, презентацию, сравнивают, составляют схемы.

Коммуникативные: Высказывают и отстаивают свою точу зрения, принимают чужую, оппонируют собеседнику

Организует работу обучающихся в группах:

  • по изучению приспособленности растений к распространению плодов и семян при просматривании рисунков, слайдов.

  • описанию основных частей семени, практическая работа с пророщенными семенами

  • по сравниванию строения плодов, распространяемых ветром или животными



  • по формированию экологической культуры.




Решают проблему: « Исследование строения семян»

Добывают новые знания из учебника, рисунков, по презентации.

Взаимодействие в группе.

Поиск и обработка информации из разных источников.

Творческая работа:

в тетрадях делают схему распространения плодов и семян. (Групповая работа)

Оформляют сравнительную таблицу:

«Распространение плодов и семян»

Готовят сообщения по исследуемому объекту.




Y

Применение нового знания

Предметные: Выполняют работу по изучению и описыванию строения плодов репейника, клена, одуванчика, рябины

Личностные: учатся наблюдать и приводить факты, доказывающие теоретический материал.

Метапредметные: (УУД)

Познавательные: Анализируют, фиксируют результаты.

Коммуникативные: Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности

Организует выполнение работы по выявлению приспособленности плодов к распространению. (коллекция с семенами)



Организует обсуждение результатов работы .



Анализируют данный материал, рассматривают коллекции с семенами, выделяют способы и приспособления у плодов и семян конкретных растений для их распространения.

Обсуждают результаты

YI

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: Осуществляют самоконтроль и взаимо- контроль.

Коммуникативные:

Приходят к общему мнению в совместной деятельности

Личностные: дети учатся соизмерять свои возможности с требованиями учителя, определять зону своего ближайшего развития.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

Проводит закрепление полученных знаний в форме фронтальной беседы и на основе тестов.

Задание 3. Найти соответствие между способом и приспособлением в распространении семян ореховидных?

Способ

Приспособления

1. Вода.

А.Орех лещины (съедобная мякоть).

2. Саморасбрасывание.

Б.Желудь дуба (съедобная мякоть).

3. Человек и животные.

В.Многоорешки земляники (съедобная мякоть0.

4. Ветер.

Г.Семена подсолнечника (съедобная мякоть).


Д.Семена клена с крылатками.


Е.Кокосовый орех пальмы (плавучесть).


Ж.Бобы акации (скручивание створок).

Задание 4. Что объединяет плоды мака, белены, редьки, боба, кроме того, что они коробочковидные? Ответ обоснуйте.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Достигнута ли цель урока?

- Что мы для этого делали?

- Что у нас получилось хорошо?

-Что нам пока не удаётся?

-Как оценивают свою работу группы?

-Оценивание учителем.



Завершение заполнения «Корзины знаний»

Кружат над нами семена крылатые, радуются, что умеют летать. Это клёны высокие из осенних ветвей сыновей провожают в далёкое странствие. И вспоминают грустно деревья видавшие виды: когда-то и они над землёй летали. «Мы снова снялись бы, как наши семена. И годы не те, и корни держат». Кружит в небе семя крылатое. Радуется, что умеет летать. Одно семя с кленовой кроны доверчиво село мне на ладонь и говорит: «Я долго блуждало над городом, но на асфальт не отважилось сесть. Умоляю, мой друг, если это не тяжело возьми и посади меня в землю, пожалуйста. Я вырасту клёном в нашем крае и листом зелёным тебя поприветствую».



Объясняет разноуровневое домашнее задание: а)знать определения новых терминов, б)составить 5 вопросов по теме, ребус или кроссворд.

Дают определения новых терминов,

Отвечают на вопросы по теме. Организуют взаимопроверку по тестам.

Завершение заполнения «Корзины знаний» новыми, приобретенными на данном уроке знаниями.

Оценивают правильность выполненных работ, вносят необходимые исправления. Осуществляют самооценку.

Выражают собственное мнение о работе на уроке и полученном результате.

Определяются в выборе домашнего задания



Приложение 1



-  В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь – плод орех, сухой, односемянный)


-  В сенокос  -  горька,

А в мороз  -  сладка.

Что за ягодка?  

(Рябина – плод яблоко, сочный, многосемянный)


-  Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него,

И не будет ничего.

(Одуванчик – плод семянка, сухой, односемянный)


-  В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.  

(Зерно – плод зерновка, сухой, односемянный)


-  Кафтан на мне зеленый,

А сердце – как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз – плод тыквина, ягода, сочный , многосемянный)


-  На сучках висят шары –

Потемнели от жары.

(Слива – плод костянка, сочный, односемянный)


-  Голова - на ножке,

В голове – горошки.

(Мак – плод коробочка, сухой, многосемянный)


-  Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,-

Меня ищи.

(Капуста – плод стручок, сухой, многосемянный)









Приложение 2.1


Плоды и семена  нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена растений имеют приспособления для распространения. Определите способ распространения и приспособления к распространению у растений, данные занесите в таблицу.

Способ распространения

Названия растений

Признаки приспособленности

плодов и семян

 

 

 



В начале лета улицы, дворы, бульвары, проспекты и скверы покрываются, как снегом, белым пухом от тополей. Снабжённые пучками волосков, семена тополей разлетаются при помощи ветра на большие пространства и, попав в нужное место, прорастают.

А всем известные плодики (плоды) одуванчика, начиная с весны, в течение всего лета и осени массами разлетаются на своих «парашютиках» в разных направлениях.

Плод клена распадается на две части, каждая из которых имеет крыловидный вырост. Опадая, половинки плодов быстро вертятся в воздухе, что замедляет их падение на землю; ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают; ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле».

У мелкого плода берёзы сбоку находится плёнчатая каёмка похожая на маленькие крылышки. Плоды берёзы и клёна хорошо висят на ветвях деревьев до поздней осени, а иногда и до зимы. За это время листья опадают, ветер свободно и беспрепятственно рассеивает семена этих деревьев на большие расстояния.












Приложение 2.2


Плоды и семена  нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена растений имеют приспособления для распространения. Определите способ распространения и приспособления к распространению у растений, данные занесите в таблицу.

Способ распространения

Названия растений

Признаки приспособленности

плодов и семян

 

 

 



В тенистых местах у заборов либо канав можно встретить весьма необычное растение с таким серьёзным названием – недотрога. Если дотронуться до кончика его плода, створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена.

У кислицы клетки наружного слоя семенной кожуры содержат много сахаров, из-за чего к моменту созревания они сильно обводняются и набухают. Когда тургорное давление становится чрезмерным, наружный слой кожуры с силой разрывается и выбрасывает семена из коробочки на расстояние 1-1,5 м. Бобы растения баухинии пурпурной, высыхая, разбрасывают семена на расстоянии до 15 м.

Думаю, многие из Вас слышали в хорошую солнечную погоду в конце лета либо в начале осени в парках где растёт жёлтая акация слышится лёгкий треск, причём повторяющийся через короткие промежутки времени. Вот так трескаются бобы на кустах акации. Также как и у недотроги створки их раскрываются, скручиваются и разбрасывают семена далеко в стороны, но только в момент подсыхания.

А вот коробочки мака, которые расположены высоко на длинных стеблях выбрасывают свои семена немного по-другому. Когда подует ветер, стебли мака сгибаются, а затем с силой распрямляются. В этот момент из мелких отверстий коробочки семена вылетают и разбрасываются на довольно большие расстояния.


В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

Приложение 2.3


Плоды и семена  нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена растений имеют приспособления для распространения. Определите способ распространения и приспособления к распространению у растений, данные занесите в таблицу.

Способ распространения

Названия растений

Признаки приспособленности

плодов и семян

 

 

 

Осенью в лесу можно увидеть и даже попробовать очень много сочных плодов – это плоды рябины, черёмухи, брусники, ландыша и многих других растений. Зрелые плоды окрашены в яркие цвета и издали заметны. Для птиц сочные плоды – это самое вкусное лакомство. Они стаями летают по лесу и охотно поедают сочные плоды. Но семена хорошо защищены твёрдыми оболочками, в кишечнике певчих птиц они не перевариваются и, пройдя через кишечник, выбрасываются наружу, иногда на очень далёком расстоянии от того места, где они были съедены. Так многие семена распространяются при помощи птиц.


Некоторые растения распространяются не только при помощи птиц, но и при содействии других животных. Их плоды цепляются к шерсти животных и уносятся ими в разных направлениях.

По канавам, около прудов и рек растет сорняк череда. Ее плоды — семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек — маленькие шиповатые плоды плотно прицепляются к шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать их руками.

Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия для жизни. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека».

Орехи и желуди растаскиваются сойками, белками, мышами, бурундуками. Мелкие семена разносят муравьи.







Приложение 2.4


Плоды и семена  нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена растений имеют приспособления для распространения. Определите способ распространения и приспособления к распространению у растений, данные занесите в таблицу.

Способ распространения

Названия растений

Признаки приспособленности

плодов и семян

 

 

 



Водой распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек; ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений. 
Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у осок, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. И если дождевая вода уносит семена недалеко, то весенние паводковые ручьи — на много километров.


Самый боль­шой любитель путешествий — кокосовая паль­ма, которая растет на побережье почти всех материков и островов в тропической зоне. Только благодаря морским течениям и волнам завоевала она такое пространство. Плоды ее — костянки, часто неправильно называемые кокосовым орехом, в свежем виде весят до 8 килограммов, а размером с небольшой арбуз. Они смываются с берега отливом и плывут по волнам за многие километры, пока у какого-нибудь берега их не вынесет прилив.

Ткань таких плодов позволяет им оставаться на плаву до нескольких месяцев, а гладкая, плотная кожура защищает семена от намокания.

Семя кувшинки окружено особым, похожим на мешок покровом, наполненным воздухом.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!