СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о именах существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о именах существительных" позволяет систематизировать и отработать знания о имени существительном (кластер позволяет упорядочить и распределить признаки имени существительного на постоянные и непостоянные).

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о именах существительных"»

Разработка урока на тему:

«Обобщение знаний о именах существительных»

Тема урока:

Обобщение знаний о именах существительных.

Цель урока:

Обобщить знания учащихся о именах существительных. Повторить и закрепить знания о постоянных и непостоянных признаках существительных.

Задачи:

Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.

Формировать работу в парах.

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве.















I. Мотивация

-Здравствуйте, ребята.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе и дружеское настроение длилось весь урок!

-К какому уроку надо было подготовиться?

II. Минутка чистописания.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа, выделяя орфограммы (слайд 1)

На слайде слова: доброта, радость, уважение, благодарность, активность (слайд 2)

- Ребята, прочитайте слова. Что эти слова обозначают? (Чувства и качества человека)

- Какие? (Добрые, хорошие)

- Запишем красиво первую букву каждого слова, соединим буквы в слово (на доске)

-Какое слово получилось? (Дружба).

Запишите это слово красиво и аккуратно в тетрадь.

- И я надеюсь, что дружба поможет нам при работе на уроке. 

III. Постановка темы и учебной задачи.

-Посмотрите на экран (слайд 3)

Лети, лети, ………, (лепесток)
Через ….. (запад) на ……. (восток)
Через ……. (север), через …… (юг),
Возвращайся, сделав ….. (круг).
Лишь коснешься ты …… (земли) -
Быть по-моему вели.

- Что вы заметили? Какие слова пропущены?

(Слайд 4)

Лети, лети, л…песток,
Через запад на в…сток,
Через сев…р, через ю…,
Возвращайся, сделав кру….
Лишь коснешься ты з…мли -
Быть по-моему вели.

- Какой частью речи являются пропущенные слова? (Им. сущ.)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке («Обобщение знаний о именах существительных»).

- Как вы думаете, какие задания мы будем выполнять на уроке? (Ответы детей)

- Что такое им. существительное? (Правило)

-Все знания, сведения, полученные на уроке, мы будем заносить в таблицу.

IV. Словарная работа.

(Работа в тетради, один ученик у доски).

-Какие орфограммы здесь встретились?

-Давайте посмотрим, какие буквы пропущены в словах. Запишем их по группам, вставляя пропущенные буквы. Если возможно, подберем проверочные слова.

*Лепесток, восток, север – безуд. непров. гл. в корне слова, словарные слова (береза, адрес)

-Дополните каждую группу словами той же орфограммы.

*Юг-юга, круг-круги – зв/глух. согл. на конце слова (дуб-дубы, столб- столбы)

*Земли – земли – безуд. провер. гл. в корне слова (дворы-двор, столы – стол)

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Работа с текстом.

Изменение по числам.

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. Как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь.


-На какие 2 группы можно распределить существительные из текста? (Сущ. ед.ч. и мн.ч.)

(Работа в паре)

- У вас на парте посередине лежит листочек. Вы должны выписать эти слова в тетрадь по группам. В левый столбик записываем слова в ед. ч., в правый – слова во мн.ч. ( на доске) Работаем в паре.

(Проверка, слайд 5)

- Как изменяются им. сущ.? (По числам (могут быть ед.ч. и мн.ч.)

Кластер (ЧИСЛО)

- Как можно озаглавить отрывок из сказки? (Разбитая мамина вазочка. Вороны.)

- Какое слово лишнее? (Женя). Почему? (Это имя собственное).

-Что мы знаем про им.собств.?

-Значит, имя сущ. может быть собств. или нариц.

Кластер (СОБСТВ/НАРИЦ)

Ф И З М И Н У Т К А

Окно, стена, стол, чернила, солнце, небо, туча, руль, именины, дерево, месяц, зима, сутки, каникулы.

2. Род имен существительных.

- На какие 3 группы можно распределить выписанные сущ.? (М.р., ж.р., ср. р., т.е. по родам)

- Запишите в тетрадь в 3 столбика эти слова (один ученик работает у доски)

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

стул – 2 скл.

Женя – 1 скл.

окно – 2 скл.

грех - 2

девочка – 1



полка - 1



ворона -1




– Выделите окончания.

Кластер (РОД)

3. Склонения.

– Что можно определить у данных сущ.? (Склонения).

- Давайте определим склонения. Давайте сначала вспомним какие слова относятся к 1, 2, 3 скл.?

- Что заметили? Все ли типы склонений записаны? (Не хватает слов 3 скл.)

- Какие слова относятся к 3 склонению? (Сущ. ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак).

Кластер (СКЛОНЕНИЕ)

4. Изменение по падежам.

Самостоятельная работа.

- Сколько падежей в русском языке?

-Давайте вспомним падежи и падежные вопросы и слова-помощники.

-Перед нами предложения (слайд 6). Сейчас вы записываете предложения. Определяете падежи им. сущ.

-Как определить падеж у им.сущ.?

1 вариант

Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки.

2 вариант

Девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, прижала его к глазам, затем запела тонким голоском, дрожащим от счастья.

Проверка.

Кластер (ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ)

-Давайте подчеркнем грамматичекие основы предложений.

5. Морфологический разбор им. сущ.

-Запишем предложение.

Женя оторвала последний лепесток.

- Выполняем разбор слова «лепесток», как части речи.

- Как называется такой разбор? (Морфологический).

1. Лепесток (что?) – имя сущ.

2. Нариц., неодуш., м.р., 2 скл.; в В.п., в ед.ч.

3. Оторвала (что?) лепесток. (Дополнение).

ꓦꓲ. Подведение итогов.

- О чем мы сегодня говорили на уроке русского языка? (Об им. сущ.)

- Что мы знаем о имени сущ.? Можете воспользоваться кластером при ответе.

- Оценки за урок.

-Ребята, чем заканчивается сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик»?

-Каким качеством обладала Женя, если так отнеслась к мальчику Вите? (Милосердием).

Что такое милосердие? (Чувство готовности оказать бескорыстную помощь).

-Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать милосердный человек? (сострадание, доброта, любовь, внимательность, отзывчивость, искренность, забота, бескорыстие).

-У вас на парте лежат лепестки или серединка цветка. Напишите на них качества милосердного человека.

- Давайте прикрепим ваши лепестки на доску.

1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

-Посмотрите, какие «добрые» цветы у нас получились.

ꓦꓲꓲ. Домашнее задание.

В орфографическом словаре в конце учебник найти им. сущ. на тему: «Дружба». Составить 5 словосочетаний, определить падеж (слайд 7).











































Имя существительное

























Имя существительное