Разработка урока на тему:
«Обобщение знаний о именах существительных»
Тема урока:
Обобщение знаний о именах существительных.
Цель урока:
Обобщить знания учащихся о именах существительных. Повторить и закрепить знания о постоянных и непостоянных признаках существительных.
Задачи:
Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.
Формировать работу в парах.
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве.
I. Мотивация
-Здравствуйте, ребята.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе и дружеское настроение длилось весь урок!
-К какому уроку надо было подготовиться?
II. Минутка чистописания.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа, выделяя орфограммы (слайд 1)
На слайде слова: доброта, радость, уважение, благодарность, активность (слайд 2)
- Ребята, прочитайте слова. Что эти слова обозначают? (Чувства и качества человека)
- Какие? (Добрые, хорошие)
- Запишем красиво первую букву каждого слова, соединим буквы в слово (на доске)
-Какое слово получилось? (Дружба).
Запишите это слово красиво и аккуратно в тетрадь.
- И я надеюсь, что дружба поможет нам при работе на уроке.
III. Постановка темы и учебной задачи.
-Посмотрите на экран (слайд 3)
Лети, лети, ………, (лепесток)
Через ….. (запад) на ……. (восток)
Через ……. (север), через …… (юг),
Возвращайся, сделав ….. (круг).
Лишь коснешься ты …… (земли) -
Быть по-моему вели.
- Что вы заметили? Какие слова пропущены?
(Слайд 4)
Лети, лети, л…песток,
Через запад на в…сток,
Через сев…р, через ю…,
Возвращайся, сделав кру….
Лишь коснешься ты з…мли -
Быть по-моему вели.
- Какой частью речи являются пропущенные слова? (Им. сущ.)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке («Обобщение знаний о именах существительных»).
- Как вы думаете, какие задания мы будем выполнять на уроке? (Ответы детей)
- Что такое им. существительное? (Правило)
-Все знания, сведения, полученные на уроке, мы будем заносить в таблицу.
IV. Словарная работа.
(Работа в тетради, один ученик у доски).
-Какие орфограммы здесь встретились?
-Давайте посмотрим, какие буквы пропущены в словах. Запишем их по группам, вставляя пропущенные буквы. Если возможно, подберем проверочные слова.
*Лепесток, восток, север – безуд. непров. гл. в корне слова, словарные слова (береза, адрес)
-Дополните каждую группу словами той же орфограммы.
*Юг-юга, круг-круги – зв/глух. согл. на конце слова (дуб-дубы, столб- столбы)
*Земли – земли – безуд. провер. гл. в корне слова (дворы-двор, столы – стол)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Работа с текстом.
Изменение по числам.
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. Как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь.
-На какие 2 группы можно распределить существительные из текста? (Сущ. ед.ч. и мн.ч.)
(Работа в паре)
- У вас на парте посередине лежит листочек. Вы должны выписать эти слова в тетрадь по группам. В левый столбик записываем слова в ед. ч., в правый – слова во мн.ч. ( на доске) Работаем в паре.
(Проверка, слайд 5)
- Как изменяются им. сущ.? (По числам (могут быть ед.ч. и мн.ч.)
Кластер (ЧИСЛО)
- Как можно озаглавить отрывок из сказки? (Разбитая мамина вазочка. Вороны.)
- Какое слово лишнее? (Женя). Почему? (Это имя собственное).
-Что мы знаем про им.собств.?
-Значит, имя сущ. может быть собств. или нариц.
Кластер (СОБСТВ/НАРИЦ)
Ф И З М И Н У Т К А
Окно, стена, стол, чернила, солнце, небо, туча, руль, именины, дерево, месяц, зима, сутки, каникулы.
2. Род имен существительных.
- На какие 3 группы можно распределить выписанные сущ.? (М.р., ж.р., ср. р., т.е. по родам)
- Запишите в тетрадь в 3 столбика эти слова (один ученик работает у доски)
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
стул – 2 скл. | Женя – 1 скл. | окно – 2 скл. |
грех - 2 | девочка – 1 | |
| полка - 1 | |
| ворона -1 | |
– Выделите окончания.
Кластер (РОД)
3. Склонения.
– Что можно определить у данных сущ.? (Склонения).
- Давайте определим склонения. Давайте сначала вспомним какие слова относятся к 1, 2, 3 скл.?
- Что заметили? Все ли типы склонений записаны? (Не хватает слов 3 скл.)
- Какие слова относятся к 3 склонению? (Сущ. ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак).
Кластер (СКЛОНЕНИЕ)
4. Изменение по падежам.
Самостоятельная работа.
- Сколько падежей в русском языке?
-Давайте вспомним падежи и падежные вопросы и слова-помощники.
-Перед нами предложения (слайд 6). Сейчас вы записываете предложения. Определяете падежи им. сущ.
-Как определить падеж у им.сущ.?
1 вариант
Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки.
2 вариант
Девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, прижала его к глазам, затем запела тонким голоском, дрожащим от счастья.
Проверка.
Кластер (ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ)
-Давайте подчеркнем грамматичекие основы предложений.
5. Морфологический разбор им. сущ.
-Запишем предложение.
Женя оторвала последний лепесток.
- Выполняем разбор слова «лепесток», как части речи.
- Как называется такой разбор? (Морфологический).
1. Лепесток (что?) – имя сущ.
2. Нариц., неодуш., м.р., 2 скл.; в В.п., в ед.ч.
3. Оторвала (что?) лепесток. (Дополнение).
ꓦꓲ. Подведение итогов.
- О чем мы сегодня говорили на уроке русского языка? (Об им. сущ.)
- Что мы знаем о имени сущ.? Можете воспользоваться кластером при ответе.
- Оценки за урок.
-Ребята, чем заканчивается сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик»?
-Каким качеством обладала Женя, если так отнеслась к мальчику Вите? (Милосердием).
Что такое милосердие? (Чувство готовности оказать бескорыстную помощь).
-Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать милосердный человек? (сострадание, доброта, любовь, внимательность, отзывчивость, искренность, забота, бескорыстие).
-У вас на парте лежат лепестки или серединка цветка. Напишите на них качества милосердного человека.
- Давайте прикрепим ваши лепестки на доску.
1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.
-Посмотрите, какие «добрые» цветы у нас получились.
ꓦꓲꓲ. Домашнее задание.
В орфографическом словаре в конце учебник найти им. сущ. на тему: «Дружба». Составить 5 словосочетаний, определить падеж (слайд 7).
Имя существительное
Имя существительное