СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия и самооценка как необходимые элементы современного урока литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал по развитию рефлексивных умений учащихся. 

Презентация к уроку "Человек и природа в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»".

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия и самооценка как необходимые элементы современного урока литературы»

Рефлексия и самооценка  как необходимые элементы  современного урока литературы Мария Вячеславовна Барышникова , учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 41»

Рефлексия и самооценка как необходимые элементы современного урока литературы

Мария Вячеславовна Барышникова ,

учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 41»

Составляющие рефлексивной деятельности Формируемые УУД Формирование внутренней позиции школьника. Самооценка на основе критериев Личностные Рефлексия способов условий действий. Эмпатия. Контроль и оценка результатов деятельности. Познавательные Формирование и аргументация своего мнения. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) учебной деятельности. Планирование учебного сотрудничества.  Коммуникативные  

Составляющие

рефлексивной деятельности

Формируемые УУД

Формирование внутренней позиции школьника.

Самооценка на основе критериев

Личностные

Рефлексия способов условий действий.

Эмпатия.

Контроль и оценка результатов деятельности.

Познавательные

Формирование и аргументация своего мнения.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) учебной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества. 

Коммуникативные

 

само-воспитание само-обучение само-развитие рефлексивный контроль само-контроль само-оценка

само-воспитание

само-обучение

само-развитие

рефлексивный контроль

само-контроль

само-оценка

 Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений. Самооценка -  оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка в обучении - это умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Самооценка -  оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка в обучении - это умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями.

Виды рефлексии рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала.

Виды рефлексии

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия  По содержанию : символическая, устная и письменная. По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Рефлексия

По содержанию :

символическая, устная и письменная.

По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Символическая рефлексия цвет; рисунок; символ: «Мои ответы»: «V», «W», «| », «+», «0» «График», «Шкала» «Рефлексивная мишень» «Чемодан, мясорубка, корзина» «Линия времени» «Мои ответы»: «V», «W», «| », «+», «0» «График», «Шкала» «Рефлексивная мишень» «Чемодан, мясорубка, корзина» «Линия времени»

Символическая рефлексия

  • цвет;
  • рисунок;
  • символ:
  • «Мои ответы»: «V», «W», «| », «+», «0» «График», «Шкала» «Рефлексивная мишень» «Чемодан, мясорубка, корзина» «Линия времени»
  • «Мои ответы»: «V», «W», «| », «+», «0»
  • «График», «Шкала»
  • «Рефлексивная мишень»
  • «Чемодан, мясорубка, корзина»
  • «Линия времени»
Устная и письменная рефлексия «Продолжи фразу» «Комплимент» подбор афоризма пословицы, стихотворения ответы на вопросы «Три М» «Одним словом» «Акрослово» «Фантазёр», «Кумир», «Профи» «Защитный лист» анкеты оценка «приращений» резюме, эссе, мини-сочинения, дневник синквейн «Мозговой штурм» «Шпаргалка», «Телеграмма» «Архивариус» ПОПС-формула

Устная и письменная рефлексия

  • «Продолжи фразу»
  • «Комплимент»
  • подбор афоризма пословицы, стихотворения
  • ответы на вопросы
  • «Три М»
  • «Одним словом»
  • «Акрослово»
  • «Фантазёр», «Кумир», «Профи»
  • «Защитный лист»
  • анкеты
  • оценка «приращений»
  • резюме, эссе, мини-сочинения, дневник
  • синквейн
  • «Мозговой штурм»
  • «Шпаргалка», «Телеграмма»
  • «Архивариус»
  • ПОПС-формула
Выбор цвета Всё только положительное! Что нового получили для себя? Выразите своё отношение через эмоции и чувства. Сформулируйте общие философские взгляды (своё высказывание, цитата) В оригинальной форме дать оценку Отрицательные моменты (сложности, проблемы)

Выбор цвета

Всё только положительное!

Что нового получили для себя?

Выразите своё отношение через эмоции и чувства.

Сформулируйте общие философские взгляды (своё высказывание, цитата)

В оригинальной форме дать оценку

Отрицательные моменты (сложности, проблемы)

Самооценка ретроспективная; рефлексивная; прогностическая.

Самооценка

  • ретроспективная;
  • рефлексивная;
  • прогностическая.
Функции самооценки констатирующая; мобилизационно-побудительная; проектировочная.

Функции самооценки

  • констатирующая;
  • мобилизационно-побудительная;
  • проектировочная.
Лист самооценки работы группы Оцени работу своей группы: Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только один; В) кто- то работал больше, кто- то меньше других. Дружно ли вы работали? Были ссоры? А) Работали дружно, ссор не было; Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились ; В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. Тебе нравится результат работы группы? А) Да, всё получилось хорошо; Б) Нравится, но можно сделать лучше; В) Нет, не нравится. 4. Оцени свой вклад в работу группы. А) Почти всё сделали без меня; Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; В) Я принимал участие в обсуждении. Лист самооценки работы ученика Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) 2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) 6.Осталось непонятным (ЧТО?) 7. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

Лист самооценки

работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились ;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Лист самооценки

работы ученика

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

6.Осталось непонятным (ЧТО?)

7. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

Критерии оценки 1. Активно работал в группе Оцениваю себя сам Оценка товарища   2. Выполнял свои обязанности   3. Соблюдал культуру общения           ++  у меня всё получилось 4.Оценка работы группы (поставить знак +) -+  были затруднения, но я справился ++  у тебя всё получилось Мы работали слаженно -  у меня не получилось работать в группе -+  у тебя возникли затруднения, и у нас всё получилось. У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. но ты справился У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя - у тебя не получилось работать в группе

Критерии оценки

1. Активно работал в группе

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

 

2. Выполнял свои обязанности

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

 

 

++  у меня всё получилось

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

-+  были затруднения, но я справился

++  у тебя всё получилось

Мы работали слаженно

у меня не получилось работать в группе

-+  у тебя возникли затруднения,

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

но ты справился

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

- у тебя не получилось работать в группе

Рефлексия и самооценка  как необходимые элементы  современного урока литературы

Рефлексия и самооценка как необходимые элементы современного урока литературы

 Задание № 1.  ….. и ….. в …. «Заячьи лапы» 1 ряд Запишите лишнее слово из ряда: 2 ряд пословица, поговорка, рассказ Запишите фамилию писателя , который создал произведения «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога» 3 ряд Запишите пропущенное слово : заяц, животное = охотник, …. все ряды Составьте из предложенных букв слово и запишите его: ПРОИРАД

Задание № 1. ….. и ….. в …. «Заячьи лапы»

1 ряд

Запишите лишнее слово из ряда:

2 ряд

пословица, поговорка, рассказ

Запишите фамилию писателя , который создал произведения «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»

3 ряд

Запишите пропущенное слово : заяц, животное = охотник, ….

все ряды

Составьте из предложенных букв слово и запишите его: ПРОИРАД

 Человек и природа в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» … .. и ….. в …. «Заячьи лапы».  1 ряд рассказ 2 ряд Паустовский 3 ряд человек все ряды природа Оцените свою работу: записано 2 правильных ответа – 2 б.    записан 1 правильный ответ – 1 балл    ни одного ответа не указано – 0 баллов

Человек и природа в рассказе

К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

.. и ….. в …. «Заячьи лапы».

1 ряд

рассказ

2 ряд

Паустовский

3 ряд

человек

все ряды

природа

Оцените свою работу: записано 2 правильных ответа – 2 б.

записан 1 правильный ответ – 1 балл

ни одного ответа не указано – 0 баллов

Герои рассказа Ваня Малявин ветеринар бабка Анисья дед Иларион аптекарь Карл Петрович

Герои рассказа

Ваня Малявин

ветеринар

бабка Анисья

дед Иларион

аптекарь

Карл Петрович

Проверяем то, что знаем 1.Кому принес Ваня Малявин раненого зайца?  ветеринару 2. Что обгорело у зайца?  задние лапы и живот 3. Кто такой Карл Петрович?  детский врач Оцените свою работу: записан верный ответ – 1 балл    допущена ошибка – 0 баллов

Проверяем то, что знаем

1.Кому принес Ваня Малявин раненого зайца?

ветеринару

2. Что обгорело у зайца?

задние лапы и живот

3. Кто такой Карл Петрович?

детский врач

Оцените свою работу: записан верный ответ – 1 балл

допущена ошибка – 0 баллов

Проверь себя Леса стояли сухие, как порох . (.…………………). Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью (…………………….). Смерть настигала деда, хватала его за плечи… (………………………………). сравнение эпитет олицетворение Оцените свою работу:  3 верных ответа – 3 балла     2 верных ответа – 2 балл     1 верный ответ – 1 балл     0 верных ответов – 0 баллов

Проверь себя

  • Леса стояли сухие, как порох . (.…………………).
  • Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью (…………………….).
  • Смерть настигала деда, хватала его за плечи… (………………………………).

сравнение

эпитет

олицетворение

Оцените свою работу: 3 верных ответа – 3 балла

2 верных ответа – 2 балл

1 верный ответ – 1 балл

0 верных ответов – 0 баллов

Природа Человек Заяц спасает героя Спасает животное

Природа

Человек

Заяц спасает героя

Спасает животное

Сумма набранных баллов за урок  7 - 6 баллов Отметка «5» 5 - 4 баллов «4» 3 – 2 балла «3» 1 и менее «2»

Сумма набранных баллов за урок

7 - 6 баллов

Отметка

«5»

5 - 4 баллов

«4»

3 – 2 балла

«3»

1 и менее

«2»

Выбор цвета Всё только положительное! Что нового получили для себя? Выразите своё отношение через эмоции и чувства. Сформулируйте общие философские взгляды (своё высказывание, цитата) В оригинальной форме дать оценку Отрицательные моменты (сложности, проблемы)

Выбор цвета

Всё только положительное!

Что нового получили для себя?

Выразите своё отношение через эмоции и чувства.

Сформулируйте общие философские взгляды (своё высказывание, цитата)

В оригинальной форме дать оценку

Отрицательные моменты (сложности, проблемы)

Домашнее задание.  Выполняем одно задание Подготовить пересказ одного эпизода от лица героя  (Вани, бабки Анисьи или аптекаря) Составить кроссворд к рассказу (6 вопросов, оформить на листе А4; ответы не вписывать) Ответить на вопрос: «Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?»

Домашнее задание. Выполняем одно задание

Подготовить пересказ одного эпизода от лица героя

(Вани, бабки Анисьи или аптекаря)

Составить кроссворд к рассказу

(6 вопросов, оформить на листе А4; ответы не вписывать)

Ответить на вопрос: «Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?»

Рефлексия и самооценка приводят к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах деятельности; позволяют критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; делают человека, социальную систему субъектом своей активности.

Рефлексия и самооценка

  • приводят к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах деятельности;
  • позволяют критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;
  • делают человека, социальную систему субъектом своей активности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!