Министерство образования и науки РБ
МКУ «Управление образования» АМО «Тункинский район»
МБОУ «Кыренская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО Протокол № От «»____________2017г | «Согласовано» Зам. директора по УВР Якшеева Н В _______________ От « » __________2017 | «Утверждено» И О директора школы Гыргешкинов О Ц __________ Приказ № От « »___________ |
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку для 4 класса 7 вида
на 2017-2018 учебный год
учитель__Панькова Э.А.__
__Первой категории
с.Кырен 2017 г
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам c учетом особенностей детей ЗПР VII вида.
ü Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
ü Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
ü Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
ü Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
ü Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
ü У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
ü Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Данная программа реализуется через следующие методы и формы:
ü обучение на интересе, на успехе, на доверии;
ü адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
ü одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
ü использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
ü формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
ü взаимообучение, диалогические методики;
ü комментированные упражнения;
ü оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IV классе - 68 часов в год (2часов в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
изученные части речи и их признаки;
признаки однородных членов предложения.
уметь:
находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст ( 75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания имён существительных и имен прилагательных , безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа) и знаками предписания между однородными членами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;
производить фонетический разбор слов ( типа лодка, школьный, площадь);
производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделить корень, приставку, суффикс ( городской, дошкольный, позвонит);
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Раздел. Тема урока | К-во часов | Дата | Примечания |
1.
| Повторение изученного в 3 классе (5 часов) Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. | 5 1
|
|
2. | Повторение: слово, предложение, текст. Знаки препинания в предложении | 1 | |
3. | Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Виды текстов. | 1 | |
4. | Звуки, буквы, слог, ударение в словах. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне слов. | 1 | |
5. | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. Части речи. Проверочная работа | 1 | |
6. | Предложение (3 ч) Однородные члены предложения. | 1 | |
7. | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. Текст и основная мысль текста. | 1 | |
8. | План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | |
9. | Имя существительное. (15 часов) Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | |
10. | Падежи имён существительных. | 1 | |
11. | Три склонения имён существительных. | 1 | |
12. | Упражнение в определении склонений имён существительных. | 1 | |
13. | Ударные и безударные окончания имён существительных. | 1 | |
14. | Правописание безударных падежных окончаний им. Сущ. 1,2, 3 склонения. | 1 | |
15. | Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном, предложном падежах | 1 | |
16. | Изложение текста-повествования. | 1 | | |
17. | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний сущ.. | 1 | |
18. | Правописание окончаний сущ. 1-го 2-го 3-его склонения в родительном и дательном, предложном падежах. | 1 | |
19. | Закрепление и обобщение изученного. | 1 | |
20. | Множественное число имѐн существительных. | 1 | |
21. | Упражнение в правильном употреблении существительных множественного числа. | 1 | |
22. | Контрольный диктант : «Правописание окончаний имён существительных». | 1 | |
23. | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 1 | |
24. | Имя прилагательное (15 часа) Имя прилагательное. | 1 | |
25. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | |
26. | Склонение имён прилагательных. | 1 | |
27. | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
28. | Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | |
29. | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 1 | |
30. | Правописание прилагательных мужского и среднего рода в различных падежах | 1 | |
31. | Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода». | 1 | |
32. | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода. | 1 | |
33. | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода. | 1 | |
34. | Различие безударных окончаний им. прил. женского рода и среднего рода, мужского и среднего рода. | 1 | |
35. | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | |
37. | Контрольное списывание по теме: «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». | 1 | |
38. | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | |
39. | Местоимение (4часа) Понятие о местоимении. Местоимения 1, 2, 3 лица. | 1 | |
40. | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |
41. | Правильное употребление местоимений 1, 2, 3-го лица | 1 | |
42. | Проверочная работа «Употребление местоимений 1, 2, 3-го лица» | 1 | |
43. | Глагол ( 15 часов) Глагол. Общее понятие. | 1 | |
44. | Изменение глаголов по временам. | 1 | |
45. | Неопределённая форма глагола. | 1 | |
46. | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | 1 | |
47. | 2-е лицо глаголов единственного числа. | 1 | |
48. | I и II спряжение глаголов | 1 | |
49. | Будущее время. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |
50. | Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. | 1 | |
51. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |
52. | Работа над ошибками. Глаголы – исключения. | 1 | |
53. | Глаголы прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов. | 1 | |
54. | Изменение глаголов по временам. | 1 | |
55. | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | |
56. | Контрольный диктант по теме: «Глагол». | 1 | |
57. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Повторение | 1 | |
58. | Повторение изученного за год (11 часов) Обобщение знаний о предложении. | 1 | |
59. | Состав слова. | 1 | |
60. | Упражнение в написании корней слова | 1 | |
61. | Части речи (обобщение) | 1 | |
62. | Повторение. Обобщение знаний о имени существительном, имени прилагательном, глаголе и местоимении. | 1 | |
63. | Повторение. Правильное употребление в речи разных по интонации предложений. | 1 | |
64. | Повторение. Обобщение знаний о предложениях по цели высказывания и интонации, проверки слов с безударными гласными, парными согласными | 1 | |
65. | Сочинение по картине «Три богатыря» | 1 | |
66. | Изложение повествовательного текста. | 1 | |
67. | Диктант по теме: «Однородные члены предложения», «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением», «Парные согласные в корне слова», «Удвоенные согласные», «Непроизносимые согласные». | 1 | |
68. | Проверочное списывание. | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОЧДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2007.
2. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.А. Фомичѐва М.:Просвещение, 2003.
3. Дидактический материал «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина М.:Просвещение, 1999.
4. «Радость познания в слове» В.П. Канакина М.: Просвещение, 1996.
5. «Тренажёр по русскому языку для начальной школы: Орфограммы» Л.Л. Бодрягина М.:Ювента, 2005.
6. «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Н.Г. Кувашова Волгоград:Учитель,2004
7. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 кл»
О.В. Узорова , Е.А. Нефедова. – М.:ООО АСТ, 2001.