Сенсомоторное развитие детей с речевыми нарушениями.
Материал: секционные пластмассовые сетки.
Действия: Продевать в отверстия и переплетать шнурки, нити, мягкую проволоку, бумаж-
ные ленты; рассматривать предметы через отверстия решетки, обводить их карандашом; через от-
верстия делать на бумаге разные пятна пальцем; продевать в дырочки решетки свернутую трубоч-
кой бумагу, вытаскивать ее пинцетом, стараясь не развернуть; вставлять в отверстия решетки мел-
кие пуговицы.
Материал: Электрощипцы для завивки (без шнура).
Действия: Накручивать на щипцы шнуры, нитки, шпагат, ленты, полоски бумаги, стараясь
захватить концы зажимом; накручивать проволоку и аккуратно снимать спиральки; переносить
(по одному) лоскутки ткани из одной коробки в другую, захватывая их щипцами; перекладывать
щипцами мелкие различные предметы.
Материал: Пробки от флаконов с дезодорантами.
Действия: Находить с завязанными глазами пробку по запаху, предварительно выбрав один
из них; прокатывать пробки между ладонями, по столу; пробками подхватывать и переносить мел-
кие предметы из одной корзинки в другую; разные по размеру пробки вкладывать одна в другую;
составлять из них башенку; подбирать пробки к флаконам по размеру.
Материал: Пух и перья.
Действия: Определить, не глядя, к какой части тела прикоснулись легкой пушинкой; подуть
на пушинку, как можно дольше удерживая ее в воздухе; проводя пушинкой по ушку, послушать,
как она шуршит; натянув на пяльцы канву или суровые нити, вставлять между ними перышки или
пушинки так, чтобы получилось «пушистое одеяло»; выдергивать пинцетом или прищепкой пу-
шинки и перышки из «пушистого одеяла», украсить его края разноцветными скрепками или при-
щепками.
•Материал: Пуговицы.
Действия: Нанизывать пуговицы на проволочки или нити, вдевая их то в одну дырочку, то
в две; извлекать звуки из связки пуговиц; выбирать на ощупь из мешочка все металлические пуго-
вицы (или - все пуговицы с «ушками»); рассортировывать с помощью пинцета мелкие и крупные
пуговицы (пуговицы с двумя, четырьмя дырочками); подвесив одну крупную пуговицу на плотной
нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; нанизывать пуговицы на плотную нить, переме-
жая их с узелками; держать нить за два конца и прокатывать ею пуговицу; в две одинаковые коро-
бочки разложите крупные и мелкие пуговицы, и, закрыв глаза, на слух определять, какие пуговицы
где лежат; раскладывать подходящие по размеру и форме пуговицы в ячейки чертежной линейки:
разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек; считать
пуговицы на ощупь; прокатывать шарик между пуговицами, прикрепленными к пластине; прока-
тывать пуговицу по проволоке.
Материал: Бусины.
Действия: Нанизывать бусины на леску; подвесить стеклянную и граненую бусинку на
леску и, раскручивая ее перед источником света, рассмотреть сияние огоньков; раскручивать бу-
синку «а нитке, дуя на нее; переносить бусинки из одной емкости в другую то ложкой, то приклеи-
вая их к липкой ленте, то всасывая их резиновой грушей; собирать рассыпанные бусинки при по-
мощи пластилина, скотча.
Материал: Разноцветные скрепки.
Действия: Нанизывать скрепки одна на другую, чередую по цвету или величине; разгибать
их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать
из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.
Материал: Разноцветные резинки.
Действия: Натягивать резинки на различные предметы (кубики, кирпичики и т.п.); подве-
шивать к резинкам грузики разной тяжести, смотреть, как они растягиваются; прокатывать резинку
между ладошками; извлекать звук из растянутой резинки; скрепив несколько резинок поочередно
скрепками, растягивать их - «играть на гармошке».
Материал: Использованная фотопленка.
Действия: Сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую
проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.
Материал: Прозрачные полиэтиленовые пакеты.
Действия: Положить в пакет маленький предмет (фишку), надуть пакет и завязать, затем,
встряхивая, наблюдать, как движется предмет внутри пакета; переносить в пакете воду из одной
емкости в другую; отрывать кусочки полиэтилена; накалывать кусочки полиэтилена на проволоку.
Материал: Скорлупа грецких орехов.
Действия: Переносить воду или другие сыпучие вещества в скорлупке; нажимать на крае-
шек скорлупки, заставляя ее подпрыгивать; подбрасывать и ловить в скорлупке бусинку; состав-
лять пирамидку из скорлупок; положив несколько скорлупок на стол донышками вверх, щелчками
по одной из них попытаться сбросить остальные со стола; переносить скорлупки пинцетом, при-
щепками, деревянными бельевыми щипцами.
Материал: Вата.
Действия: Щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек
ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из
кусочка ваты нить; нанизывать кусочки ваты на проволоку; накручивать вату на спички или палоч-
ки.
Материал: Нитки, шнурки, тесьма.
Действия: Наматывать нитки на палец, карандаш и т.п.; завязывать на шнурках разные
узелки; распутывать их; переплетать шнурки между собой разными способами (путаница); скручи-
вать ленту или тесьму в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; накручи-
вать цветные нити на основу с гвоздиками; натянуть шпагат и повесить на него нити; скручивать
(свивать) нити; сворачивать веревки, нити кольцом (спиралью); делать цепочку, последовательно
связывая колечко за колечком из нитей разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры
на фланелевой основе; мастерить куколок из нитей, сложенных в пучок; выкладывать нити в по-
рядке цветов радуги.
Материал: Пустые деревянные катушки.
Действия: Нанизывать катушки на проволоку, веревку; рассматривать предметы сквозь от-
верстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по
столу; составлять пирамидку из катушек; переносить катушки пинцетами или прихватками; гонять
по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити. л
Материал: Футляры от «киндерсюрпризов».
Действия: Открывать и закрывать футляры; составлять пирамидку из половинок футляра;
насыпать в футляры песок; дуть на футляр, загоняя его в воротца; находить по звуку футляр с
предметом внутри; вращать половинку футляра на пальце, на палочке.
Материал: Спилы деревьев.
Действия: Составлять из древесных спилов разного диаметра пирамидку; катать круглые
спилы на ровной поверхности; определять по запаху спилы разных пород деревьев; положив кусо-
чек ствола в таз с водой, ставить на него разные по тяжести предметы.
Материал: Винтики, шурупы, гайки.
•Действия: Подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или
шурупы по размеру: маленькие и большие, тонкие и толстые, длинные и короткие; нанизывать
гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек - от самой маленькой до самой большой; выклады-
вать фигурки из гаек; раскладывать винтики, гайки, шурупы пинцетом; взвешивать разные кучки
этих предметов.
Материал: Семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.
Действия: Описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и
фасоль; выкладывать бусы из разных семян; выкладывать рисунок из бобов и фасолин по нанесен-
ным на основу точкам; зачерпнув разными ложечками (большой - маленькой, глубокой - мелкой)
семена, посчитать, где и сколько их поместилось; составлять из всех видов семян композиции на
листе с пластилиновой основой
Материал: Пластиковые бутылки разного объема, цвета, конфигурации.
Действия: Заполнять бутылки различными материалами - песком, водой, крупами; протал-
кивать в горловину бутылки более крупные предметы - фасоль, бобы; сравнивать характер запол-
нения .бутылок разными материалами; пытаться установить на глазок, сколько камешков (шариков)
находится в бутылке; заполнять бутылки слоями разных по цвету и фактуре материалов; подбирать
предметы, подходящие по размеру и конфигурации к отверстиям, сделанным на стенках бутылок;
плести паутину сквозь отверстия в стенках бутылок; устраивать фонтанчики; изготавливать игру-
шечных человечков из маленьких бутылок; составлять лабиринты (системы лабиринтов); вставлять
в отверстия в стенках бутылок старые фломастеры; закручивать пробки; подбирать пробки, соот-
ветствующие цвету бутылки; делать из бутылки лейку; собирать бусы из разноцветных пробок;
выкладывать из них же панно (коллажи); изготавливать трещотки из бутылок с разными наполни-
телями; делать вазы.
Материал: Пустые жестяные банки.
Действия: Выстраивать пирамиды из банок; изготавливать плавающие игрушки; заполнять
банки разными предметами и материалами.
Материал: Прищепки, держатели (для фотопленки, детских бутылочек), защипы для волос
и т.п.
Действия: Прищепками и держателями подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, Лоскуток, вату и т.п.); подбирать прищепки по цвету основы (красные выкладывать на красный лист бумаги или картона, зеленые - на зеленый и т.п.); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.
Материал: Игровое тесто, глина, песок.
Действия: Изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста,
глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов