Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коньшинская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Словообразование
Форма проведения: урок с использованием
здоровьесберегающих технологий
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Леонова Наталья Владимировна
с. Коньшино
Разработка урока по русскому языку в 6 классе
(УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой)
Учитель Леонова Наталья Владимировна
Тема урока: «Повторение изученного по теме «Словообразование»
Тип урока: урок-повторение.
Метод: словесный, практический, демонстрационный.
Форма проведения: групповая, коллективная.
Методы:словесный, практический, демонстрационный.
Оформление:
Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
Средства обучения: мультимедийная система, ПК, задания - метки.
Цели:
Обучающие:
Повторить основные понятия по теме: «Словообразование»;
обобщить знания, полученные при изучении раздела: «Словообразование»;
закрепить навыки выполнения словообразовательного разбора, построения словообразовательных цепочек; повторить орфограммы, изученные в данном разделе; отработать навыки орфографического письма.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Развивающие:
развивать логическое мышление; умение анализировать слово;
развивать речь (умение строить лингвистическое высказывание).
Ход урока:
1. Учитель. Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.
Я предлагаю вам, отправится в путешествие, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания…
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?
Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.
Что такое словообразование?
Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь (слайд № 4). Давайте узнаем, что это за страна.
Справка (слайд № 5)
Опрос (продолжение)
Назовите основные способы образования слов в русском языке, которые вы знаете.
Выпишите из текста по одному слову, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами (слайд № 6).
ЗАДАНИЕ № 1
Занимался тусклый зимний рассвет.
Небо было пепельно-серым. И только над самым горизонтом из-под хмурых густых облаков выглянула прозрачная утренняя заря.
Слегка морозило. Воздух был чист и прозрачен.
(Проверка: слайд № 7)
ЗАДАНИЕ № 2
По дорогам страны Словообразование встречаются беженцы: уродливые, искаженные (деформированные) словообразовательные гнезда и цепочки. Исправьте и восстановите их (слайд № 8).
(работа у доски, проверка)
Мы приближаемся к городу Морфемного образования слов. Нам осталось только перейти реку Ошибку, не тратя времени даром. Для этого давайте вспомним о правописании корней с чередованием гласных.
От чего зависит написание гласных в корнях с чередованием? Назовите эти корни.
Записываем и объясняем написания слов.
Нам необходимо выбрать руководителя. (переход в Лингвинию, слайд № 9)
Итак, мы в городе. Давайте посмотрим, что здесь происходит.
ЗАДАНИЕ № 3 (слайд 10)
Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, объясните их написание.
Пр_хорошенький домик, пр_гретый разг_рающимся солнышком, радостно встречал з_рю. Ветви яблонь пр_гибались под тяжестью плодов. Пр_морский ветерок пр_вольно влетал в пр_открытое окно. Веселый пар_ходик своим гудком пр_ветствовал пут_шественников, ожидающих его на пр_чале.
Но вместе с тем уже вспыхивали вдали грозные з_рницы, уже слышался слабый гул, который ширился, разр_стался и пр_вратился вскоре в пр_рывистые раскаты. Это приближалось непр_ятельское войско из царства Неграмотность.
Все, к чему пр_к_сались враги, пр_обретало уродливые очертания. Гласные Е, И; А, О в корнях и пр_ставках потеряли свое лицо. Где от_скать смельчака, который бы спас город?
Город неморфемного словообразования. Мы перемещаемся в город неморфемного образования слов, чтобы и здесь уничтожить ошибки и помочь жителям.
ЗАДАНИЕ № 4 (слайд № 11)
Какие неморфемные способы образования слов вы знаете?
Слова к расположены по периметру класса. Отделите слова, образованные морфемным способом, от слов, образованных неморфемным способом ( запишите и объясните):
листопад, универмаг, спорттовары, самоварное, тепловозный, водопровод, заплыв, ледокол, исследователь, гололед, железобетонный, минометный.
(проверка, слайд № 12)
Чтобы помочь жителям, нужно вспомнить:
Какие неморфемные способы образования слов вы знаете?
Как образуются слова способом сложения?
Что такое сложносокращенные слова?
Как можно сократить слова?
Что такое аббревиатура?
ЗАДАНИЕ № 5 (слайд № 13)
8..Подведение итогов:
Что повторили на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Оценка работы ребят учителем.
Домашнее задание, окончание урока (слайд № 17)
( Домашнее задание: стр. 80 вопросы; упр. № 187, 189, 186)