СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словообразование. Разработка урока с использованием   здоровьесберегающх технологий

Просмотр содержимого документа
«Словообразование. 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коньшинская средняя общеобразовательная школа»


















Тема: Словообразование

Форма проведения: урок с использованием

здоровьесберегающих технологий














Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Леонова Наталья Владимировна






с. Коньшино









Разработка урока по русскому языку в 6 классе

(УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой)

Учитель Леонова Наталья Владимировна

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Словообразование»

Тип урока: урок-повторение.

Метод: словесный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Методы:словесный, практический, демонстрационный.

Оформление:

  • мультимедийная презентация по теме урока;

  • карточки с заданиями;

Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково.

Средства обучения: мультимедийная система, ПК, задания - метки.

Цели:

Обучающие:

Повторить основные понятия по теме: «Словообразование»;

обобщить знания, полученные при изучении раздела: «Словообразование»;

закрепить навыки выполнения словообразовательного разбора, построения словообразовательных цепочек; повторить орфограммы, изученные в данном разделе; отработать навыки орфографического письма.

Воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Развивающие:

развивать логическое мышление; умение анализировать слово;

развивать речь (умение строить лингвистическое высказывание).

Ход урока:

1. Учитель. Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.

Я предлагаю вам, отправится в путешествие, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?

Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.

  • Что такое словообразование?

  • Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)

  • Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)

  • Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)

  • Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)

  • Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)

Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь (слайд № 4). Давайте узнаем, что это за страна.

        1. Справка (слайд № 5)


        1. Опрос (продолжение)

  1. Назовите основные способы образования слов в русском языке, которые вы знаете.

  2. Выпишите из текста по одному слову, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами (слайд № 6).

ЗАДАНИЕ № 1

Занимался тусклый зимний рассвет.

Небо было пепельно-серым. И только над самым горизонтом из-под хмурых густых облаков выглянула прозрачная утренняя заря.

Слегка морозило. Воздух был чист и прозрачен.

(Проверка: слайд № 7)


ЗАДАНИЕ № 2

        1. По дорогам страны Словообразование встречаются беженцы: уродливые, искаженные (деформированные) словообразовательные гнезда и цепочки. Исправьте и восстановите их (слайд № 8).

(работа у доски, проверка)


        1. Мы приближаемся к городу Морфемного образования слов. Нам осталось только перейти реку Ошибку, не тратя времени даром. Для этого давайте вспомним о правописании корней с чередованием гласных.

          1. От чего зависит написание гласных в корнях с чередованием? Назовите эти корни.

          2. Записываем и объясняем написания слов.

Нам необходимо выбрать руководителя. (переход в Лингвинию, слайд № 9)


Итак, мы в городе. Давайте посмотрим, что здесь происходит.


ЗАДАНИЕ № 3 (слайд 10)

Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

Пр_хорошенький домик, пр_гретый разг_рающимся солнышком, радостно встречал з_рю. Ветви яблонь пр_гибались под тяжестью плодов. Пр_морский ветерок пр_вольно влетал в пр_открытое окно. Веселый пар_ходик своим гудком пр_ветствовал пут_шественников, ожидающих его на пр_чале.

Но вместе с тем уже вспыхивали вдали грозные з_рницы, уже слышался слабый гул, который ширился, разр_стался и пр_вратился вскоре в пр_рывистые раскаты. Это приближалось непр_ятельское войско из царства Неграмотность.

Все, к чему пр_к_сались враги, пр_обретало уродливые очертания. Гласные Е, И; А, О в корнях и пр_ставках потеряли свое лицо. Где от_скать смельчака, который бы спас город?


        1. Город неморфемного словообразования. Мы перемещаемся в город неморфемного образования слов, чтобы и здесь уничтожить ошибки и помочь жителям.


ЗАДАНИЕ № 4 (слайд № 11)

  • Какие неморфемные способы образования слов вы знаете?

  • Слова к расположены по периметру класса. Отделите слова, образованные морфемным способом, от слов, образованных неморфемным способом ( запишите и объясните):

листопад, универмаг, спорттовары, самоварное, тепловозный, водопровод, заплыв, ледокол, исследователь, гололед, железобетонный, минометный.

(проверка, слайд № 12)

Чтобы помочь жителям, нужно вспомнить:

  1. Какие неморфемные способы образования слов вы знаете?

  2. Как образуются слова способом сложения?

  3. Что такое сложносокращенные слова?

  4. Как можно сократить слова?

  5. Что такое аббревиатура?


ЗАДАНИЕ № 5 (слайд № 13)

  • Найдите и исправьте ошибки в согласовании сложносокращенных слов.
    В каком предложении нет грамматической ошибки?

    1. МХАТ отправился на гастроли во Францию.

    2. Последние годы ЕГЭ проводилось не только в Челябинске, но и в Москве, в Санкт-Петербурге. (Единый государственный экзамен (м. р.) проводился)

    3. ДПС был реорганизован в прошлом году. (Дорожно-постовая служба (ж. р.) была реорганизована)

    4. МГУ уже объявило о наборе студентов в этом году. (Московский государственный университет (м. р.) объявил)


8..Подведение итогов:

Что повторили на уроке?


      1. Рефлексия: (слайд № 14)

Оцените свою работу на уроке.


      1. Оценка работы ребят учителем.


      1. Домашнее задание, окончание урока (слайд № 17)

( Домашнее задание: стр. 80 вопросы; упр. № 187, 189, 186)