СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

--познакомить учащихся с придаточными определительными;

– находить  придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); – составлять схемы предложений с придаточными определительными; – производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; – правильно употреблять в речи данные виды предложений;

Просмотр содержимого документа
««Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»»

Тема урока:  Сложноподчиненные предложения с придаточными…

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными…

Я люблю эти дни,…  Когда всё так понятно в природе,  Так ясно и тихо кругом…  ( Ю.Д. Левитанский)

Я люблю эти дни,… Когда всё так понятно в природе, Так ясно и тихо кругом… ( Ю.Д. Левитанский)

Пусть будут поиски, сомненья.  Но как ни краток встречи срок  Быть может, мы сойдемся в мненьях  И вместе проведем урок.

Пусть будут поиски, сомненья. Но как ни краток встречи срок Быть может, мы сойдемся в мненьях И вместе проведем урок.

Кодированный словарный диктант Вьющееся растение-… Накидка от дождя-… 3 .Кухонная утварь – … 4. Бывает звездной – ... 5. Доктор иначе –  ... 6. Маленькое серое животное–  ... 7. Злаковая культура –  ... 8. Дамское украшение –  ... 9. Слышится громкий –  ... 10. С любимым там рай –  ...

Кодированный словарный диктант

  • Вьющееся растение-…
  • Накидка от дождя-…

3 .Кухонная утварь – …

4. Бывает звездной – ...

5. Доктор иначе –  ...

6. Маленькое серое животное–  ...

7. Злаковая культура –  ...

8. Дамское украшение –  ...

9. Слышится громкий –  ...

10. С любимым там рай –  ...

1. Вьющееся растение- плющ  2. Накидка от дождя- плащ  3 .Кухонная утварь –  нож  4. Бывает звездной –  ночь  5. Доктор иначе –  врач  6. Маленькое серое животное–  мышь  7. Злаковая культура –  рожь  8. Дамское украшение –  брошь  9. Слышится громкий –  плач  10. С любимым там рай –  шалаш

1. Вьющееся растение- плющ 2. Накидка от дождя- плащ 3 .Кухонная утварь –  нож 4. Бывает звездной – ночь 5. Доктор иначе –  врач 6. Маленькое серое животное–  мышь 7. Злаковая культура –  рожь 8. Дамское украшение –  брошь 9. Слышится громкий –  плач 10. С любимым там рай –  шалаш

Употребление ь знака на конце существительных после шипящих

Употребление ь знака на конце существительных после шипящих

Повторим! Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.   1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения. 2. Придаточное предложение всегда стоит после главного. 3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.  4. Части сложноподчиненного предложения равноправны. 5. Союзное слово не является членом предложения. 6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. 7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми. 8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

Повторим! Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.

5. Союзное слово не является членом предложения.

6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

Проверим ! Ответ: 10100111

Проверим ! Ответ: 10100111

Определите типы предложений 1.В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей. 2.Зазеленел листок, и стал пригож лесок. 3.О человеке, к которому я направился, ходят легенды.

Определите типы предложений

1.В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей.

2.Зазеленел листок, и стал пригож лесок.

3.О человеке, к которому я направился, ходят легенды.

1. Простое предложение осложнено причастным оборотом.  2. Сложносочиненное предложение  3. Сложноподчиненное предложение

1. Простое предложение осложнено причастным оборотом. 2. Сложносочиненное предложение 3. Сложноподчиненное предложение

«Инвентаризация знаний» Определение – второстепенный член предложения. Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ. Определение поясняет имя существительное. Определение обозначает признак предмета. Определение подчёркивается волнистой линией. Определение бывает согласованным и несогласованным

«Инвентаризация знаний»

  • Определение – второстепенный член предложения.
  • Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.
  • Определение поясняет имя существительное.
  • Определение обозначает признак предмета.
  • Определение подчёркивается волнистой линией.
  • Определение бывает согласованным и несогласованным
Тема урока:  Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Цель урока Познакомить учащихся с придаточными определительными, Находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; Правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); Составлять схемы предложений с придаточными определительными. Производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; Правильно употреблять в речи данные виды предложений

Цель урока

  • Познакомить учащихся с придаточными определительными,
  • Находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
  • Правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
  • Составлять схемы предложений с придаточными определительными.
  • Производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  • Правильно употреблять в речи данные виды предложений
Работа с учебником. Параграф 22, стр. 72-73

Работа с учебником. Параграф 22, стр. 72-73

Опрос. 1. Каково значение придаточного определительного? 2. На какой вопрос отвечают придаточные определительные? 3. Какое место по отношению к главному предложению занимает придаточное определительное 4. Каким образом придаточное определительное присоединяется к главному предложению?

Опрос.

1. Каково значение придаточного определительного?

2. На какой вопрос отвечают придаточные определительные?

3. Какое место по отношению к главному предложению занимает придаточное определительное

4. Каким образом придаточное определительное присоединяется к главному предложению?

Практическая часть Назовите предложения с придаточным определительным. Укажите средства связи главного и придаточного предложений. 1. И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну. 2. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века. 3. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. 4. И боль, что скворчонком стучала в виске, стихала. 5. В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. 6. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик

Практическая часть

Назовите предложения с придаточным определительным. Укажите средства связи главного и придаточного предложений.

1. И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

2. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.

3. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.

4. И боль, что скворчонком стучала в виске, стихала.

5. В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

6. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик

Задание: Замените предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными. 1. Село Кижинга, располагающееся на берегу реки, отличается богатыми национальными традициями. 2. Среди знаменитых выходцев из села стоит отметить бурятского поэта Дондока Улзытуева, сумевшего передать в своих произведениях неповторимый местный колорит.
  • Задание: Замените предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.
  • 1. Село Кижинга, располагающееся на берегу реки, отличается богатыми национальными традициями.
  • 2. Среди знаменитых выходцев из села стоит отметить бурятского поэта Дондока Улзытуева, сумевшего передать в своих произведениях неповторимый местный колорит.
Синтаксическая синонимы, или синонимические конструкции- синтаксические единицы, разные по строени. , но близкие по смыслу. ( Словарь лингвистических терминов Д. Э. Розенталь)

Синтаксическая синонимы, или синонимические конструкции- синтаксические единицы, разные по строени. , но близкие по смыслу. ( Словарь лингвистических терминов Д. Э. Розенталь)

СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот- преимущественно в книжной.
  • СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот- преимущественно в книжной.
Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.  
  • Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
  •  
  • Карточка для 1 группы:
  • 1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
  • 2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
  • 3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)
  • Карточка для 2 группы:
  • 1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
  • 2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
  • 3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
  • Карточка для 3 группы:
  • 1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
  • 2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
  • 3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
  • Карточка для 4 группы:
  • 1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
  • 2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
  • 3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
 Я люблю эти дни,…  Когда всё так понятно в природе,  Так ясно и тихо кругом…  ( Ю.Д. Левитанский)

Я люблю эти дни,… Когда всё так понятно в природе, Так ясно и тихо кругом… ( Ю.Д. Левитанский)

1. На какой вопрос отвечает СПП с придаточными определительными? 2.К чему относится? 3. При помощи чего присоединяется к главному предложению? 4. Место придаточного. 5.Чем прикрепляется к главному?
  • 1. На какой вопрос отвечает СПП с придаточными определительными?
  • 2.К чему относится?
  • 3. При помощи чего присоединяется к главному предложению?
  • 4. Место придаточного.
  • 5.Чем прикрепляется к главному?
1. На какой вопрос отвечает СПП с придаточными определительными? 2.К чему относится? ( К члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. 3. При помощи чего присоединяется к главному предложению? 4. Место придаточного. 5.Чем прикрепляется к главному? ( Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово. Например: Из того пруда ( какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей. В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом).
  • 1. На какой вопрос отвечает СПП с придаточными определительными?
  • 2.К чему относится? ( К члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного.
  • 3. При помощи чего присоединяется к главному предложению?
  • 4. Место придаточного.
  • 5.Чем прикрепляется к главному? ( Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово. Например: Из того пруда ( какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей. В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом).
Домашнее задание. 1. Параграф 22 2. Упражнение 111, стр. 75 или выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, имеющими различные средства.
  • Домашнее задание.
  • 1. Параграф 22
  • 2. Упражнение 111, стр. 75 или выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, имеющими различные средства.
Рефлексия Доволен ли тем, как прошёл урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке?

Рефлексия

  • Доволен ли тем, как прошёл урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у вас. А сердце умным будет.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце умным будет.

Спасибо за урок

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!