СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Учитель русского языка и литературы средней специализированной

школы № 3 г.Дашогуза Матьякубова Ф.Ф.

Урок № 12 Русский язык 9 «Е» класс--- 30.11.2021

Тема урокаСложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цели урока: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;правильно употреблять в речи данные виды предложений; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов; воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока:

- компьютер;таблица

- тема урока, эпиграф:

Я люблю эти дни,…

Когда все так понятно в природе,

Так ясно и тихо кругом…

                             (Ю. Левитанский)

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Учет учащихся

3. Заполнение журнала

II.Проверка домашнего задания

упр. 73 стр.51

III. Повторение

1.Слово учителя:

       Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль,  пронизывающая сердце тоска.

Тема осени – это вечная поэзии, когда  сердце природы и сердце человека сливаются. Описание осени позволяет людям творческим  выразить сокровенное, потаённое. Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, познакомиться с  СПП с придаточными определительными и повторить орфограммы в различных морфемах.

 2.Словарная работа:

     Золотые отблески природы,  застыли в оцепенениирасцвело последним цветом, надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, взрыв эмоций и чувств, вдохновенный творец,  предназначение, лирическое время года, пейзажная лирика.

3.Словарная работа

– Как вы понимаете значение сочетания «пейзажная лирика»?

(Стихи, посвященные изображению природы)

  – А что такое пейзаж?  сюита?  Мы будем наблюдать, как сегодня эти понятия переплетутся, соединятся в нечто неразрывное.

Давайте обратимся к словарю.

По страницам словарей:

ПЕЙЗАЖ. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где paysage — суф. производное от pays

(Этимологический словарь, 2004 г.)

ПЕЙЗА'Ж, а, м. [фр. paysage].

1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п.  2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.

(Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.)

СЮИ'ТА, ы, ж. [фр. suite] (муз.).

Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла;  С. Баха. С. из оперы «Снегурочка».

(Словарь русского языка С.И.Ожегов.)

IV.Новая тема.

       Сегодня мы познакомимся с еще одним типом придаточных – определительным. Давайте обратимся к тексту.

  В каждом  времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние  дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы.  Ему  нравилась  и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения  и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся   любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

                                                                                  (Из периодической печати)

Работа с текстом:

– Какова тема текста? О чем( о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе)

– Какова основная мысль? ( Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)

–  Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой  любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

– Выделите главную и придаточные части графически.

– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)

– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).

– На какой вопрос она отвечает? (какой?)

– Выделим грамматическую основу.

– Построим схему предложения.

– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.

– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)

– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Итак, заполним таблицу:

1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

3. Контактное слово (часть речи)

к сущ.

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.

5. Возможны  указательные слова.

тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному слову

всегда постпозиция

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

V. Закрепление.

1. Выполняем упр. № 96 стр. 65 (1-3 предложения) Укажите главные предложения и придаточные определительные. К чему относятся придаточные предложения, и чем они прикрепляются? Перепишите, расставляя запятые. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

2.Выполняем упр.97 стр.65 (устно)

VI.Домашнее задание: теоретический материал на стр.64-65; упр.№ 98 стр.66 Перепишите, заменяя союзное слово который союзными словами что, чей,куда,где,откуда,куда

VII. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

  • Что особенно понравилось?

Комментирование оценок


Seredildi 30.11.21. Узбекова А.К.