СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ
Аудирование и говорение
Задание. Прослушайте текст и перескажите основное содержание, ответив на вопросы:
1.Кто такой Сократ?
2.Чем знаменит Сократ?
3.В чём состояло великое искусство оратора, которым владел Сократ?
[10]
Сократ –это философ Древней Греции. Его жизнь является одним из самых ярких эпизодов в истории европейской культуры. Он считал, что учение, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно, да и не нужно. Истинные знания заложены в каждом, и каждый должен сам их вывести на свет. А философия должна только помочь в этом.
Сократ учил чести, справедливости, послушанию закону и сам соответствовал этому. Ведь очень важно, когда учитель говорит, как жить, и сам живет, как говорит. В жизни Сократ поставил благую цель: помогать людям найти себя и истину.
Он вовлекал людей в разговор, в спор, в дискуссию, пользуясь методом диалога. Он просто говорил с людьми, говорил о жизни, о доброте, добродетели и справедливости. В своем общении он применял приемы вовлечения собеседника путем замечания о том, что вот он, Сократ, хотел бы знать, что такое справедливость. Он не выступал перед аудиторией, а говорил с ней, говорил с сердцами людей и находил отклик, обратную связь. Именно говорить с аудиторией, искренне и на ее языке –вот великое искусство оратора, которым владел этот мудрец и философ.
Схема выставления баллов на вопросы раздела «Аудирование и говорение»
Баллы | Описание |
9-10 | Демонстрирует очень хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Подробно пересказывает основное содержание текста, сохраняя структуру, соответствующую стилю изложения. Словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче. |
7-8 | Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Хорошо пересказывает основное содержание текста, сохраняя структуру, соответствующую стилю изложения. Демонстрирует хороший словарный запас и использование грамматических структур. |
5-6 | Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, идеи прослушанного текста. Пересказывает текст, иногда нарушая структуру, соответствующую стилю изложения. Демонстрирует хороший словарный запас использование грамматических структур. |
3-4 | Демонстрирует некоторое понимание темы и идеи текста; пересказывает основное содержание текста с нарушением структуры. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур. |
1-2 | Демонстрирует слабое понимание темы и идеи текста; сбивчиво пересказывает основноесодержание текста, нарушая структуру. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур. |
0 | Задание не выполнено: не может пересказать текст, цель не достигнута. |
Чтение
Задание
Прочитайте информацию, содержащуюся в несплошном тексте(инфографике), и ответьте на вопросы.
4.Какую информацию содержит несплошной текст (инфографика)? [1]
5.Укажите, соответствует ли популярность родного языка в жизни Интернете. Объясните, почему вы так считаете? [2]
6.Сформулируйте заголовок, отражающий тему несплошного текста (инфографики).
[1]
Задание
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро все трое умывались, заправлялись бензином, маслом и водой, а затем везли пассажиров из деревни в большой город у моря.
Туда и обратно, туда и обратно.
Малютка-автобус часто проделывал этот путь днём, но поздно вечером ездить ему не приходилось. К тому же он очень боялся темноты. И вот мама сказала ему:
–Послушай-ка одну историю! Давным-давно темнота очень боялась автобусов. И однажды мама сказала ей: «Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, люди так и не узнают, что пора спать. И звёзды не узнают, что пора светить. Ну же, смелей!»
И вот темнота, весь день прятавшаяся за спиной солнца, начала потихонечку опускаться на улицы и дома. По городу туда-сюда сновали автобусы. Темнота набралась храбрости и спустилась чуть пониже.
На улицах уже зажглись огни, и водители автобусов тоже зажгли в своих машинах свет.
Наконец темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как, гудя на ходу, сквозь неё промчался автобус. Какая неожиданность! Но ей понравилось. Пожалуй, немножко щекотно, но оченьв есело.
Потом сквозь темноту промчалось ещё несколько автобусов.
В них горел свет, люди в автобусах покупали билеты, садились, вставали –словом, прекрасно проводили время.
Позднее, когда вышла луна, темнота играла в прятки с домами. А утром опять взошло солнце и отправило темноту домой, к маме. Но теперь темнота уже не боялась автобусов.
Когда мама-автобус кончила свою историю, малютка-автобус сказал:
–Ладно,п оеду.
Пришёл водитель,з авёл мотор, зажёг свет, пришли люди, расселись по местам, кондуктор дал звонок, и маленький автобус поехал прямо в темноту к большому городу у моря.
7. Определите тип прочитанного текста. Аргументируйте свой ответ. [2]
8. Определите стиль прочитанного текста. Аргументируйте свой ответ. [2]
9. Сформулируйте основную мысль текста. [2]
Схема выставления баллов на вопросы раздела «Чтение»
№ задания | № вопроса | Баллы | Ответы | Дополнительная информация для учителя |
Задания по навыку «Чтение» | 4 | 1 | Инфографика (несплошнойтекст) содержит информацию (данные) о двух мирах: популярности самых распространённых языков в жизни Интернете. | 1балл ставится, если учащийся ответил на вопрос. |
| 5 | 2 | Популярность родного языка в жизни и Интернете (разная) не соответствует действительности. В инфографике приводятся данные о том, что в мире из-за численности населения больше всего пользователей, говорящих на китайском языке, а количество вебсайтов, использующих данный язык, находится только на десятом месте. Самый популярный язык в Интернете–английский. В инфографике дана информация о количестве веб сайтов, использующих английский язык, –52,9%. Что касается его популярности в мире, то он также занимает лидирующие позиции. | 1балл ставится, если учащийся указал на несоответствие популярностиродного языка в жизни и Интернете. 1балл ставится, если учащийся объяснил, почему он так считает (примеры из текста) |
| 6 | 1 | Два мира: язык и в жизни и в Интернете. | 1 балл ставится, если учащийся сформулировал тему несплошного текста.У учащегося может быть свой вариант ответа. |
| 7 | 2 | Тип речи – повествование. Повествуется история о малютке-автобусе. Сохраняется структура повествования: завязка (Жил-был на свете малютка-автобус), развитие (Мама рассказывает ему небольшую историю, которая должна научить его не бояться темноты), кульминация (И вот темнота, весь день прятавшаяся за спиной солнца, начала потихонечку опускаться на улицы и дома), развязка (Маленький автобус поехал прямо в темноту к большому городу у моря). | 1 балл ставится за правильное определение типа речи. 1балл ставится за Правильное приведение примеров. Учащиеся могут привести собственные примеры, являющиеся доказательством типа речи повествование (структура). |
| 8 | 2 | Стиль –книжный (художественный). Жанр текста – сказка. Сохраняется структура сказки: Зачин – жил-был...; Развитиедействия – Мама рассказывает ему небольшую историю, которая должна научить его не бояться темноты; Кульминация – И вот темнота, весь день прятавшаяся за спиной солнца, начала потихонечку опускаться на улицы и дома; Развязка – Маленький автобус поехал прямо в темноту кб ольшому городу у моря | 1балл ставится, если учащийся верно определяет стиль текста. 1балл ставится за правильное приведение примеров. |
| 9 | 2 | Основная мысль текста –преодоление страха – важный навык на пути к новой жизни, к успеху и благополучию. | 1балл ставится, если учащийся верно сформулировал основную мысль текста. 1балл ставится за Правильное оформление Предложения (отсутствие орфографических, пунктуационных и речевыхошибок). |
Всего баллов | | 10 | | |
Письмо
Задание
Напишите текст на одну из предложенных тем. Перед написанием работы составьте и запишите простой план. В письменную работу включите предложения с обращением.
Объем письменной работы – 65-85 слов.
1. Напишите сказку «Уроки дедушки Светофора».
2. Напишите письмо другу (подруге) о своем летнем путешествии. Расскажите, на каких транспортных средствах вы передвигались в путешествии, какие места посетили.
[10]
Схема выставления баллов на вопросы раздела «Письмо»
Баллы | Описание |
9-10 | Демонстрирует очень хорошее понимание темы, умение составлять простой план. Соблюдает структуру, соответствующую заданию, плану. Эффективное использование языка для воздействия на читателя. Использует обширный спектр лексики и языковых конструкций. Уместно включает в текст и правильно оформляет предложения с обращением. Демонстрирует очень хороший уровень соблюдения речевых норм языка. |
7-8 | Демонстрирует хорошее понимание темы, умение составлять простой план. Использует подходящую структуру, пишет в соответствии с планом. Успешное использование языка для воздействия на читателя. Использует разнообразную лексику и языковые конструкции. Включает в текст и правильно оформляет предложения с обращением. Демонстрирует хороший уровень соблюдения речевых норм языка. |
5-6 | Демонстрирует удовлетворительное пониманиетемы,умение составлять простой план. Структура соответствует заданию с некоторыми отклонениями. Удовлетворительное использование языка для воздействия на читателя. Удовлетворительный спектр лексики и языковых конструкций. Включает в текст предложения с обращением, при оформлении допускает незначительные ошибки. Демонстрирует удовлетворительный уровень соблюдения речевых норм языка. |
3-4 | Демонстрирует ограниченное понимание темы, умение составлять простой план. Структура в основном не соответствует заданию. Редкое использование языка для воздействия на читателя. Ограниченный спектр лексики и языковых конструкций. Включает в текст предложения с обращением, при оформлении допускает ошибки, свидетельствующие о незнании правил пунктуации при обращении. Демонстрирует слабый уровень соблюдения речевых норм языка. |
1-2 | Демонстрирует очень ограниченное понимание темы, умение составлять простой план. Слабая структура, может быть расплывчатой или бессвязной. Есть попытки использования языка для воздействия на читателя. Скудный спектр лексики и языковых конструкций. Отсутствуют предложения с обращением. Демонстрирует очень слабый уровень соблюдения речевых норм языка. |
0 | Работа не соответствует заданию, бессвязна и непоследовательна, с наименьшей степенью понимания выбраннойт емы. |